Реки. 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6


Цели:

  • формировать знания о частях реки;
  • формировать умения выделять главное при работе с учебником и географическими картами;
  • определять исток, устье, притоки, бассейн, водоразделы по карте;
  • воспитывать географическую культуру.

Оборудование: физическая карта полушарий, атласы для 6 кл., контурные карты, схема «Части речной системы».

ХОД УРОКА

I. Организация класса к уроку

– Здравствуйте, садитесь удобнее. Поднимите полоски и, покажите, какое у вас сегодня настроение? (Учащиеся показывают цветные полоски)
– Я очень рада, что у вас хорошее настроение, думаю, к концу урока оно будет еще лучше.

II. Изучение нового материала.

1) Сообщение темы и цели.

– Отгадайте загадку: «Течет-течет – не вытечет, бежит-бежит – не выбежит».
– Правильно, река. Так как будет называться тема нашего урока?
– Запишите число и тему урока «Реки».

2) Вступительное слово учителя.

– Рек в России более 200 тысяч, больших и малых. Они плавно несут свои воды среди низменностей и возвышенностей, придавая местности живописный вид. Каждая река России имеет свое начало. Одна река вытекает из болота, другая река начинается из родника, третья река зарождается на склонах гор, четвертая река начинается из озера.

3) Работа со схемой речной долины и заполнение таблицы «Части рек».

– Как бы вы дали определение реки? (Учащиеся называют, записывают определение в тетрадь)

Река – это поток воды текущий в углублении, называемое руслом.

– Русло находится на дне более широкого углубления в рельефе, которое называется речной долиной. Покажите на схеме русло и долину реки.

– Каждая река имеет исток и устье. (Показ на схеме)

– Найдите определение этих понятий в учебнике и заполните таблицу.

Части рек Определение Примеры
Исток

Устье

4) Работа с картой полушарий.

– Найдите примеры истоков и устье рек и занесите в таблицу.

– Каждая река имеет притоки.

Приток – это более мелкий водный поток, впадающий в главную реку.

– Как определить, где правый, где левый приток? (Встать лицом по течению, справа – правый приток, слева – левый).

– По карте атласа определите, каким притоком являются: Вилюй для Лены, Иртыш для Оби, Алдан для Лены.

– Реки со всеми притоками образуют речную систему.

– Покажите по карте полушарий крупные речные системы мира: Амазонка, Миссисипи с Миссури, Обь с Иртышом и др.

Физминутка

На берегу какой реки мы живем? (Оби)
– Образуем речную систему Оби. (Учащиеся берутся за руки и встают в один ряд)
– Давайте покажем течение реки Оби. (Спокойно идут между рядами)
– Подул сильный ветер. На реке образовались огромные волны. (Приседают и встают волнообразно)
– Ветер утих, снова спокойно на реке. (Учащиеся садятся за парты).

4) Работа с учебником и атласом

– Каждая река имеет бассейн. Например, бассейн реки Оби – Западно-Сибирская равнина

Бассейн – это местность, с которой река собирает поверхностные и подземные воды.

– Определите по рисунку учебника бассейн реки Лены?

– Речные бассейны отделены друг от друга небольшими повышениями или горами. Границу между двумя бассейнами рек называют – водоразделом.

– По карте определите водораздел Волги и Оби? (Уральские горы).

– Водоразделом каких речных бассейнов является Среднесибирское плоскогорье? (Енисей, Лена)

– Как вы думаете, будет ли влиять рельеф на направление и скорость течения реки?

(Чтобы ответить на этот вопрос учащиеся читают стихотворение М.Ю.Лермонтова «Терек» по учебнику.)

Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.

Но, по степи разбегаясь,
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит…

Вывод: В горной части река бежит по каменистому руслу, скорость быстрая, бурная, выйдя на равнину, река становится спокойной, течение плавное.

– Покажите по карте примеры горных и равнинных рек?

Работа с рисунком учебника о порогах и водопадах.

III. Закрепление

– На контурной карте отметить реки, которые встречаются в тексте параграфа, водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский, Илья Муромец.

IV. Итог урока

Выставление оценок.

Домашнее задание: параграф 30, знать определения.

– Поднимите цветные полоски и покажите ваше настроение в конце урока.