Тема: Повторение слов, написание которых надо запомнить.
Цель: познакомить обучающихся с толковым словарем; отрабатывать навыки списывания с доски и учебника; повторить правописание словарных слов, изученных «опасных» мест (большая буква в начале предложения, в географических названиях; развивать тематическую связную речь обучающихся.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– В какой позиции гласная не требует проверки?
– Что такое сильная позиция для гласной?
– Что такое слабая позиция?
– Все ли гласные являются ошибкоопасными? А
какие? (а, о, и, е, я)
II. Минутка чистописания
– Давайте эти буквы свяжем одной веревочкой и запомним, что эти безударные гласные в корне надо проверять. а о и е я
III. Актуализация знаний
– У вас на столах лежат карточки № 1. Прочитайте
слова, которые там записаны.
– Что их объединяет? (Пропущены безударные
гласные)
– Как мы называем слова, в которых в корне есть
гласные, не проверяемые ударением? (Словарные)
– Какова же тема нашего урока? (Словарные
слова)
– А кто сформулирует цель нашего урока? (Повторить
правописание словарных слов).
– Запишите в тетрадь слова, выделенные жирным
шрифтом.
– Перед вами листок-словарик, найдите в нём
значение этих слов.
– Ребята, у вас в каждой группе на столе лежит
интересная книга. Прочитайте, как она
называется. Кто из вас уже знаком с этой книгой.
Может в домашней библиотеке есть у кого-то эта
книга.
– В этой книге мы можем найти слова и узнать их
значение. Когда мы проходили тему «Алфавит»
мы с вами говорили, что он нужен для удобства и
быстроты. Как же в словаре можно быстро найти
нужные слова?
– Молодцы!
– Поиграем с одним из записанных вами слов в
«снежный ком».
– Прочитайте, что написано на доске? (Стоит
город)
– Составим предложение о нашем городе. Что вы
знаете о предложении?
– Где стоит наш город? (На реке)
– Как называется эта река? (Обь) Прочитайте,
что у нас получилось? (На реке Обь стоит город)
– Какой стоит город? (На реке Обь стоит
красивый город.)
– Как называется этот город? (На реке Обь стоит
красивый город Сургут.)
– Запишем это предложение в тетрадь. Поставьте в
словах ударение и разделите их на слоги.
Зеленой ручкой выделите ошибкоопасные места.
– Проверим. (Сверка). Составим схему этого
предложения. (У доски)
IV. Упражнение в написании непроверяемых безударных гласных
1. Работа с учебником.
Упр.57.
– Прочитайте про себя слова из упражнения.
Прочитаем все слова вслух по слогам.
– Прочитайте в задании, какие слова надо
записать. Назовите и запишите их.
– Какое задание осталось выполнить?
– Расскажите все, что знаете о шипящих звуках ч,
щ, х, ш.
2. Самостоятельная работа
Карточка № 2 со словарными словами.
– Вставь пропущенные буквы.
V. Итог урока
– О каких словах мы сегодня говорили на уроке? Если затрудняешься в написании какого-то слова куда можно обратиться за помощью? (К словарю)
Наглядность
Карточка № 1.
С...рока, ст..кан, …сина, л..мон, м..л..ко,
с..п..ги, гор..д, к..пуста, к..рзина,
к..рова, с..бака.
Листок-словарик
Город – крупный населенный пункт,
административный, торговый, промышленный и
культурный центр.
Капуста – огородное растение, растущее
обычно кочаном.
Корзина – плетеное изделие, служащее
вместилищем для хранения вещей, для упаковки,
переноски.
Корова – домашнее молочное животное.
Лимон – цитрусовое дерево, а также кислый
сочный плод, его с твердой ароматной кожурой.
Молоко – белая жидкость, получаемая от
домашних коров, продукт питания.
Осина – лиственное дерево, родственное
тополю.
Сапоги – высокая обувь, охватывающая
голень.
Собака – домашнее животное семейства
псовых.
Сорока – птица с белыми перьями в крыльях.
Стакан – стеклянный цилиндрический сосуд
без ручки, служащий для питья.
Карточка № 2.
Б..гаж
Т..пор
М..рковь
П..м..дор
..зык
Р..бота
Уч..ник
Х..р..шо