Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых.
Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет летний лагерь с дневным пребыванием детей.
На сегодняшний день это наиболее дешевый и для многих единственный выход из положения. Посещая пришкольный лагерь, он не отрывается от семьи, находится под присмотром педагогов, своевременно накормлен, занят интересными делами, а вечером и в выходные дни находится в кругу семьи. За несколько месяцев до начала работы лагеря проводится большая подготовительная работа
Разработка данной программы организации
летнего каникулярного отдыха, оздоровления и
занятости детей была вызвана:
– повышением спроса родителей и детей на
организованный отдых школьников в условиях
посёлка, когда часть детей не имеют возможности
выехать за пределы улуса;
– обеспечением преемственности в работе
лагеря предыдущих лет;
– модернизацией старых форм работы и
введением новых;
– необходимостью использования богатого
творческого потенциала детей и педагогов в
реализации цели и задач программы.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря, считая основным направлением оздоровительно-эстетический.
Основной состав лагеря – это учащиеся начальной и средней школ в возрасте 7–13 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, сиротам, опекаемым из семей, детям из категории «трудные» и группа «риска», а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Концепция программы:
Поэтому родителей, педагогов волнуют вопросы
воспитания здорового, физически крепкого
ребенка и развития в нем творческих
способностей.
Анализ здоровья воспитанников лагеря
свидетельствует о том, что больше половины из них
имеют различные болезни. Самые распространенные
из них: сколиоз, нарушение осанки, кариес,
ослабленное зрение и т. д.
Необходимо учитывать, что на состояние здоровья влияет такой фактор, как социальная среда. Большинство воспитанников лагеря живут в неполных семьях, у некоторых из них родители – пенсионеры. Даже в половине неполных семей доходы составляют меньшую часть прожиточного минимума. Отсюда и скудное, нерациональное питание, ограниченные возможности в вопросах оздоровления детей.
Понятие «здоровый образ жизни» необходимо закладывать еще в детстве. По опросам детей, родители многих из них ищут спасение в медикаментах, недооценивая силу воздействия на организм и эффективность таких факторов, как двигательная активность, закаливание, приём витаминов и др.
Цель: создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие.
Задачи:
– организовать систему оздоровительных
мероприятий, связанных с профилактикой
распространенных заболеваний у детей;
– способствовать укреплению навыков к
здоровому образу жизни;
– раскрытие и расширение интеллектуального
потенциала детей.
– раскрытие творческого потенциала детей;
– развитие различные форм общения в
разновозрастных группах.
Основное содержание программы
№ п/п | Название блока | Краткое описание |
1 | Здоровым быть модно | Занятия с элементами тренинга, беседы
по профилактике табакокурения. алкоголизма,
наркомании; просмотр фильмов. Беседы о ЗОЖ; Проведение утренней гимнастики, оздоровительные упражнения по формированию осанки, физические занятия по акробатике, спортивные соревнования, походы; Витаминизация, проф. беседы медиков, проф.осмотр стоматолога, педиатра, контроль веса. |
2 | Развитие творчества | Дизайн и моделирование деталей из подручных материалов. Занятия с элементами тренинга по развитию творческих способностей; |
3 | Раскрытие талантов | Конкурсные мероприятия, демонстрация моделей, выставки, проведение концертов, экскурсий. |
Механизм реализации программы:
Родители, дети, педагоги, общественные организации – организаторы программы:
– познают, отдыхают, трудятся;
– делают открытия в себе, в окружающем
мире;
– помогают в проведении мероприятий;
– учатся справляться с отрицательными
эмоциями, преодолевать трудные жизненные
ситуации;
– развивают способность доверять себе и
другим;
– укрепляют свое здоровье.
Во время реализации программы воспитанники оформляют уголок с тематикой здорового образа жизни, выставку рисунков и моделей, демонстрация творческих работ, исполнение спортивного, актерского и музыкального мастерства.
Заключительный этап
Психолого-социально-педагогический анализ результатов
Сведения об участниках (социальный состав воспитанников)
Всего детей – 25
Из них:
– из многодетных семей – 5
– из малообеспеченных – 14
– из числа детей-сирот – 1
– из числа детей, лишенных опеки родителей –
2
– из семей одиноких родителей – 6
– детей с ограниченными физическими
возможностями (инвалиды) – 1
– детей из семей, оказавшихся в социально
опасном положении – 3
Сроки и условия пребывания
Программа реализуется в течение одной лагерной смены. Финансирование лагеря осуществляется из родительских средств, фонда социального страхования и социальной защиты.
Ожидаемые результаты
1. Внедрение новых эффективных форм
организации отдыха, оздоровления и занятости
детей.
2. Улучшение психологической и социальной
комфортности в едином воспитательном
пространстве лагеря.
3. Укрепление здоровья воспитанников.
4. Развитие творческой способностей и
активности каждого ребенка.
5. Укрепление связей между разновозрастными
группами детей.
Сведения об организаторах программы
1. Программу разработали учителя математики
Кочкина З.В., Кочкина Е.К. и Ефремов Г.Г.
2. Образовательное учреждение: МОУ
«Чокурдахская средняя общеобразовательная
школа имени А.Г. Чикачёва.»
3. Поликлиника.
4. Управление социальной защиты населения.
План работы лагеря
Дата |
Мероприятие |
Ответственный |
1-й день 20.06 |
Инструктаж по технике безопасности
и правила поведения детей в лагере. Медосмотр |
Воспитатели. Медработник. |
2-й день 21.06 |
Общее собрание. Выбор актива. Творческое занятие. Эскиз авангардной моды. Общее физическое подготовка детей. СФП по акробатике. | Воспитатели. Физрук. |
3-й день 22.06 |
Беседа: ОРВИ и его профилактика. Конкурс рисунков «Эмблема нашего лагеря» ОФП.СПФ. Веселые старты. |
Медработник. Воспитатели. Физрук. |
4-й день 23.06 |
Творческое занятие. Мерка и кройка
костюмов для авангардной моды. Разучивание песен. Игровой день |
Воспитатели. Физрук. |
5-й день 24.06 |
Беседа о культуре внешнего вида. Творческое занятие. Работа над авангардной модой. Оформление зала. Подвижные игры на свежем воздухе. |
Начальник. Воспитатели Физрук. |
6-й день 26.06 |
Творческое занятие. Работа над деталями
авангардной моды. Генеральная репетиция к
открытию д/п Показательное выступление по акробатике. |
Воспитатели. Физрук. |
7-й день 27.06 |
Открытие детской площадки. Оздоровительные упражнения по формированию осанки. |
Воспитатели, физрук, начальник Физрук. |
8-й день 28.06 |
Общее собрание. Творческое занятие. Эскизы сумок. (бумажная пластика). ОПФ по акробатике. Подвижные игры с элементами по акробатике. |
Воспитатели. Физрук. |
9-й день 29.06 |
Беседа о ЗОЖ. Творческая работа. Моделирование сумок и бумеранга. Посещение улусной библиотеки. ОПФ. СПФ по акробатике. |
Воспитатели Физрук. |
10-й день 30.06 |
Беседа о личной гигиене. Творческая работа. Работа над деталями. Экскурция в ДЭС. Веселые старты на свежем воздухе. |
Воспитатели. Физрук. |
11-й день 31.06 |
Беседа о правильной осанке. Просмотр мультфильмов. Подвижные игры на свежем воздухе. |
Воспитатели. Физрук. |
12-й день 2.07 |
Общее собрание. Творческая работа. Завершение работ. Интеллектуальная игра по командам. СФП по акробатике. Пирамида. |
Воспитатели. Физрук. |
13-й день 3.07 |
«Зеленый патруль» уборка территории
детской площадки. Экскурсия на метеостанцию и в диспетчерскую службу. СФП. Пирамида. |
Воспитатели. Физрук. |
14-й день 4.07 |
Беседа «Берегите зубы» Творческая работа. Рисунки за ЗОЖ. Выход на природу. Веселые старты. |
Воспитатели. Физрук. Воспитатели. |
15-й день 5.07 |
Беседа о правильном питании. Творческая работа. Эскизы шляп и моделирование ракет. СПФ по акробатике. Посещение в сауну. |
Воспитатели. |
16-й день 6.07 |
Творческая работа. Моделирование дамских шляп и бумажная пластика -оригами. Музыкальный салон: разучивание песен. Спортивный игровой день | Воспитатели Физрук. |
17-й день 7.07 |
Беседа о культуре речи Творческая работа. Работа над деталями дамских шляп и бумажная пластика – оригами. Настольные игры. Подвижные игры на свежем воздухе. |
Начальник Воспитатели Физрук. |
18-й день 9.07 |
Посещение улусной библиотеки. Творческая работа. Конкурс рисунков о переписи населения. Показательное выступление по акробатике. |
Воспитатели. Физрук. |
19-й день 10.07 |
Подготовка к закрытию д/п. Разучивание
танцев и песен. Оформление зала. Игровой салон: музыкальные игры. |
Медработник. Воспитатели |
20-й день 11.07 |
«Здоровье смолоду – идём к
стоматологу» Генеральная репетиция к закрытию д/п «Зеленый патруль» уборка территории. |
Медработник. Воспитатели Физрук |
21-й день 12.07 |
Праздник – закрытие лагеря (праздничный обед, концерт, награждение). | Начальник. Воспитатели. Родители. |
Психолого-социально-педагогический анализ результатов деятельности:
Форма отдыха детей в пришкольных лагерях имеет ряд достоинств:
- реализация преемственности в воспитательном процессе;
- детям привычно их окружение;
- педагоги хорошо знают каждого ребёнка, его семью;
- ребенок, находится с родителями в вечернее время и в выходные дни, что благоприятно сказывается на развитии личности ребенка;
- родители, которые в это время работают, спокойны за жизнь и здоровье детей;
- воспитатели, зная индивидуальные особенности детей, рационально планируют их деятельность.
Воспитанники в основном по 2-3 из одной семьи или
из параллельных классов, что позволяет
осуществлять дифференцированный возрастной
подход в организации воспитательной
деятельности, в определении форм досуга.
Одним из главных является ответственность за
межличностные отношения ребят друг с другом.
Принимая закон лагеря, нам не трудно было
создать благоприятный психологический
микроклимат во временном детском объединении.
Есть одна особенность у нашего лагеря в этом
году объединяющее, сильное и единое для всех
ребят – это общий интерес детей. Осознание того,
что можно горы свернуть, если работать вместе.
Воспитание в здоровом теле здорового духа –
сегодня всё ещё актуальная проблема. В
ежедневные занятия в лагере были включены:
подвижные игры, соревнования, турниры, «Дни видов
спорта», национальные игры. При составлении
распорядка дня в лагере были учтены
психологические особенности школьников
младшего и среднего возраста (быстрая
утомляемость, неустойчивость внимания и т.д.). Это
предполагает послеобеденный отдых в форме
«свободного часа»: спокойные занятия, чтение,
просмотр фильмов, частую смену видов
деятельности, дозирование умственной нагрузки
на детей.
Итогом оздоровительной работы лагеря стало то,
что дети физически окрепли, прибавили в весе
(подтверждено контрольным взвешиванием в начале
и в конце смены), стали богаче интеллектуально,
духовно и нравственно.
Материально-техническое обеспечение:
- Компьютер.
- Музыкальный центр с караоке.
- DVD.
- Подвижный экран.
- Телевизор.
- Спортивный инвентарь.
- Канцтовары для творческих работ.
Учебно-методическое обеспечение.
- Афанасьев С.П., Коморин С.В. Что делать с детьми в загородном лагере. М.1998 г.
- Фатеева Л. Подвижные игры для школьников.
- Барышникова Г. Будни и праздники в детском оздоровительном лагере.
- Кувватов С.А. Активный отдых на свежем воздухе.
- Шаульцкая Н.А., Лифшиц О.А. Летний лагерь: день за днем.
- Материалы по воспитательной работе.
Содержание программы
Программа деятельности, разработанная
авторами оздоровительного лагеря «Мамонтенок»,
предусматривает такую организацию жизни в нем,
которая стимулирует творчество, познание,
расширение кругозора и знаний об окружающем
мире. Лагерь с дневным пребыванием «Мамонтенок»
рассчитан на детей в возрасте 7-13 лет.
Как бы разнообразны и многоцветны не были
характеры детей, как бы ни отличались младшие от
старших, девчонки от мальчишек, есть нечто общее,
объединяющее, сильное и единое для всех ребят –
это общий интерес детства. В основе
жизнедеятельности детей лежит троичный ритм,
основанный на развитии воли, чувств, мышления.
Поэтому деятельность детей подразделяется на:
– умственную деятельность (ежедневная
рефлексия, проблемная деятельность);
– практическую деятельность (ежедневный
творческий труд, экология, спорт);
– досуговую деятельность (игры,, экскурсии,
поход в природу, творческая деятельность)
Организация жизни в рамках летнего лагеря
предусматривает гибкий режим дня.
Распорядок дня
9.00 – 9.10 | Встреча детей. |
9.10 – 9.25 | Утренняя зарядка. |
9.30 – 10.00 10.00 – 11.00 11.00 – 12.00 12.00 – 13.00 |
Завтрак. Информационный час. Творческие занятия по группам. Развлекательные мероприятия и игры |
14.00 – 14.40 14.40 – 15.30 |
Свободное время. Общая физическая подготовка. |
15.30 – 16.30 | Спортивные занятия, игры. |
16.30 – 17.00 | Полдник. |
Основные законы лагеря:
- Закон добра – дари людям добро.
- Закон заботы – позаботься о тех, кто нуждается в твоей помощи и защите.
- Закон милосердия – прояви милосердие, этим ты проявишь свою силу духа.
- Закон мира – согрей мир своим участием и добротой.
- Закон леса – не навреди природе.
- Закон человека – соблюдай нравственность в общении друг с другом.
- Закон закрытой двери – не уходи никуда, не предупредив педагогов.
- Не тот капитан, кто впереди идёт, а тот капитан, кто за собой ведёт.
- Не думай, что ты выше друзей, и нос задирать, зазнаваться не смей!
Модель смены:
Каждый день – для ребенка должно быть открытием.
Открытия, которые совершает ребёнок и коллектив, в котором он проживает смену, находят отражение на карте открытий.
В организационный период:
“Мы, такие разные, но всё – таки мы вместе”
совершается в первые два дня пребывания в лагере,
а именно – на огоньке знакомств.
“У нас есть цель, мы знаем, как её достичь”
– происходит на момент проведения
организационных собраний.
В основной период:
“Я знаю, я умею, но хочу научиться”.
Данное открытие дети могут совершить на
протяжении длительного периода (с 7 –по 15 день
смены), причём, существенную роль играет то,
что данное открытие к каждому ребёнку приходит в
разное время.
“Мы часть своей страны”. Достижению
данного открытия способствует ряд дел смены:
интеллектуальные игры по истории края, экскурции
по предприятиям.
“Мы – команда”. Достижение ребятами
цели отрядной деятельности, поставленной на
организационном сборе; самореализация
подростков при её достижении.
В итоговый период:
Анализируется участие каждого ребёнка, проходит награждение самых активных. Каждый ребенок во время открытия сможет проявить свои интеллектуальные, физические, духовные и творческие возможности.
Широкое развитие получили такие формы отдыха и оздоровления, как:
- конкурсы, деловые, сюжетные, интеллектуальные игры;
- соревнования, смотры, демонстрации мод;
- выставки, праздники, концерты;
- массовые мероприятия;
- экскурсии на предприятия, в центры культуры;
- походы и экскурсии на природу;
Одним из результатов работы явились положительные отзывы родителей:
- дети стали самостоятельными;
- ответственными;
- активными;
- открытыми для общения;
- готовыми к коллективной творческой деятельности;
- желающими «попробовать себя в разных ролях».
Оздоровительно-эстетический лагерь «Мамонтенок» способствует гражданскому становлению ребят, мотивирует их дальнейшее активное участие в работе детского творчества, таких как:
- Детской музыкальной школе.
- Танцевальном коллективе «Индигир» при школе, «Стартин» при ЦКиД.
- Спортивных кружках в «Эрчим» и в ДЮСШ