Пусть в школе будущего не будет мёртвой
тишины на уроках.
Каждый ученик может высказать своё мнение,
доказать его, поспорить, с другими.
Зачем разделять ОБУЧЕНИЕ и ОБЩЕНИЕ?
В жизни столько всяких проблем!
А в школе мы заучиваем ответы, вместо того чтобы
учиться задавать вопросы…
Из дневника школьницы
Термин «проект» выходит далеко за пределы сферы образования. В повседневной жизни и в производственных процессах этот термин обозначает разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков, делающих их проектами:
- они направлены на достижение конкретных целей;
- они включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;
- они имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;
- все они в определенной степени неповторимы и уникальны
При этом ведущим видом деятельности в проектах может быть любая её разновидность:
– экспериментально-исследовательская,
– проектно-конструкторская,
– информационно-аналитическая,
– научная,
– методическая,
– образовательная и т. д.
В зависимости от целей проектной деятельности школьников различные виды действий, входящие в проектную деятельность, могут быть скомбинированы, в них могут вводиться дополнительные условия, ограничения, вспомогательные этапы ( для освоения навыков).
Работа над проектом всегда предполагает решение, какой либо проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой стороны – интегрирование знании, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей и т. д. Результаты выполненных проектов должны быть осязаемы.
Этапы создания проекта
1–й этап: определяется тема проекта, отбираются необходимые источники информации, составляется своеобразная маршрутная карта реализации проекта. На этом же этапе формируется своеобразная творческая группа, определяемая по принципу интереса к проблеме.
2-й этап: происходит разделение задач между участниками, определяется схема их взаимодействия, планирование порядка работ. Результаты этой работы можно отображать в различных формах( компьютерная обработка данных, видеосъёмка, разработка самостоятельных сценариев).
3-й этап: осуществляется подготовка к защите проекта в форме, соответствующей содержанию проекта ( постановка спектакля, съёмка видеофильма, проведение экскурсии, составление журнала, стендовая защита, защита в форме презентации и т. д.). Особое внимание должно быть уделено составлению учащимися итогового отчёта: здесь ребятам необходимо помочь. Ученики готовы включить в защиту все запомнившиеся интересные эпизоды работы, а это не всегда укладывается в регламент выступления.
4 этап: сама защита. Дети приучаются к
публичным выступлениям.
Схему процесса выполнения проекта с позиции
совместной деятельности в системе «учитель –
ученик» можно представить так:
Классификация проектов и проектной деятельности школьников может быть различной в зависимости от категории анализа
Классификация проектов школьников
По технологической направленности | По предмету труда Человек – человек. Человек – природа. Человек – техника. Человек – художественный образ. Человек – знаковая система. |
По сфере применения Школа. Семья. Досуг. Производство. Профессиональное самоопределение. |
|
По интересам Познавательные. Экологические. Коммерческие. Игровые. Профессионально – трудовые. Научные. Комплексные. |
|
По материальному воплощению Интеллектуальные. Информационные. Комплексные. |
|
По преобладающим технологическим
процессам Архаичные ( ручные технологии) Традиционные ( машинные технологии) Инновационные (технологии на основе радиоэлектроники и телемеханики) |
|
По методической направленности | По цели проектной деятельности Гностические. Изыскательские. Преобразующие. |
По продолжительности выполнения Долгосрочные (от 20 до 60 часов) Среднесрочные (блок 8 – 10 часов) Кратковременные (2 – 4 часа) |
|
По организации проектной
деятельности Индивидуальные. Звеньевые. Групповые. Школьные. |
|
По структуре содержания Мономодульные(охватывают один модуль программы ) Полимодульные (соединение нескольких блоков или модулей) Интегрированные (межпрндметные) |
|
По уровню творчества Репродуктивные. Творческие задания. Творческий проект. |
Требования к проекту
К проекту предъявляют такие требования, как технологичность, экономичность, экологичность, безопасность, эргономичность, системность, творческая направленность, посильность, эстетичность, значимость и др.
Роль учителя в проектной деятельности
Это прежде всего:
– умение выбрать и предложить ученику
наиболее интересные и практически значимые темы
для проектов
– владение достаточным арсеналом
исследовательских, поисковых методов, умение
организовать исследовательскую самостоятельную
работу учащихся;
– организация учебно – воспитательной работы по
предмету, ориентироваться на приоритет
разнообразных видов самостоятельной
деятельности учащихся (индивидуальных, парных,
групповых видов самостоятельной работы
исследовательского, поискового, творческого
плана).
В этом случае учитель занимает лидирующую, но не доминирующую позицию; играет роль не только организатора, но и участника учебного процесса, который строится как диалог учащихся с другими людьми, как обогащение их целостного личностного опыта. То есть речь идет о развивающем обучении, которое предусматривает наличие у педагога таких профессиональных качеств, как владение искусством коммуникации, умение организовывать и вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не давя на учащихся своим авторитетом; умение устанавливать и поддерживать на занятиях устойчивый, положительный эмоциональный настрой.
Очень важна для педагога ориентация в печатных источниках информации, аудиовизуальная культура, владение компьютерными технологиями.
Критерии оценивания выполненных проектов (по П.С. Лернеру)
включают в себя аргументированность выбора темы, обоснование потребности, практическую направленность проекта и значимость выполненной работы, объём и полноту разработок, выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность, подготовленность к восприятию другими людьми, материальное воплощение проекта; аргументированность предлагаемых решении, подходов, выводов, полноту библиографии, цитат; оригинальность темы, подходов, найденных решении, предлагаемых аргументов; оригинальность материального воплощения и представления проекта; качество пояснительной записки: оформление, соответствие стандартным решениям, рубрицирование и структура текста, качество эскизов, схем, рисунков; качество и полнота рецензии; качество изделия, оригинальность.
Что и как оценивается при защите проекта?
1. Качество доклада (критерии оценки: стройность
композиции, полнота представления работы, объём
тезауруса, объём и глубина знании по теме (или
предмету), эрудиция, межпрежпредметные связи;
коммуникативная ориентация; культура речи,
манера, использование наглядных средств, чувство
времени, удержание внимания аудитории).
2. Ответы на вопросы (критерии оценки: полнота,
аргументированность, дружелюбие, стремление
использовать ответы для успешного развития темы
и сильных сторон проекта).
3. Деловые и волевые качества докладчика
(критерии оценки: ответственное отношение,
стремление к достижению высоких результатов,
готовность к дискуссии, способность работать с
перегрузкой, доброжелательность, контактность).
Сроки выполнения проектов в большой степени зависят от содержания, целей и задач проекта и могут меняться от 2-4 часов до года. При длительном выполнении проекта необходимо наметить определенные этапы с конкретными результатами работы на каждом этапе.
Итоговая оценка за проект выставляется с учётом текущих оценок на этапах осознания проблемы, выдвижения идей, проектирования, конструирования и моделирования, изготовления, качества изделия и его защиты/
Список используемой литературы:
- Безрукова В.С. Настольная книга педагога – исследователя./ Екатеринбург: Дом учителя, 2000.
- Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. – М.: Вентана-Граф, 2002.
- Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. – 2000. – №7.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов педвузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С.Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: АРКТИ, 2003.
- http://www.direktor.ru
- http://www.n-shkola.ru