Постараемся осветить процесс проектирования воспитательной системы в средней общеобразовательной школе, рассматривая как теоретическое, так и прикладное значение этого явления. В качестве примера приведём Государственное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу №430 Петродворцового района Санкт-Петербурга.
Специфика проектирования воспитательной работы заключается в том, что в ней сочетаются нормативный и диагностический подходы, характерные для программирования и планирования. Вместе с тем проектирование не несет в себе ярко выраженного директивного или отчетного характера. Проект сам по себе не является нормативным документом, однако содержит перечень намечаемых на перспективу мероприятий и ожидаемых от них результатов. Создавая образцы решения конкретных социально значимых проблем, проектирование обеспечивает научно обоснованные управленческие мероприятия, способствующие разрешению конкретных социально-педагогических проблем.
Анализ учебно-воспитательного процесса
Чтобы искать способы улучшения результатов на выходе школы, нужно определить причины появления проблем. Непосредственно на результаты воздействовать нельзя. Изменять их можно только опосредованно, через изменения в содержании, технологии или организации учебно-воспитательного процесса.
Отвечая на вопрос: «Из-за каких недостатков учебно-воспитательного процесса существует разница между достигнутыми результатами и теми, которых требует социальный заказ?», видим, что таковыми являются следующие:
- несовершенство учебного плана, его перегруженность;
- отсутствие кружков, клубов в школе, направленных на реализацию единой системы воспитания;
- отсутствие целостной воспитательной системы, связывающей ступени начальной, средней и старшей школы;
- слабая степень включённости учащихся в жизнедеятельность класса, школы, низкая социальная активность;
- нет диагностики воспитательной системы, реализуемой всем педагогическим коллективом в должной степени.
Анализ условий
Следующий этап предполагает ответ на
вопрос:
«Недостатки каких условий являются причинами
дефектов учебно-воспитательного процесса?»
Для ответа на этот вопрос был проведён SWOT-анализ
состояния воспитательной системы школы.
SWOT-анализ состояния воспитательной системы школы
Возможности (O) 1. Адресное повышение
квалификации |
Сильные стороны (S) 1. Стабильный
коллектив педагогических работников, в котором
работают выпускники школы. |
Угрозы (T) 1. Несоблюдение
педагогической этики, |
Слабые стороны (W) 1. Недостаточное
включение педагогов в реализацию прогрессивных
образовательных проектов. |
Вывод: На основе проведённого анализа необходимо разработать следующие меры по повышению эффективности воспитательного процесса в школе:
1. Совершенствовать структуру управления
воспитательной системой в школе, определить
полномочия руководителей с учётом их
квалификации и личных качеств.
2. Выработать стратегию развития воспитательной
системы общеобразовательного учреждения на
основе анализа его слабых и сильных сторон.
3. Разработать информационную систему школы,
обеспечивающую эффективную коммуникационную
связь между учителями, родителями, учениками и
администрацией.
4. Постоянно повышать квалификацию
педагогического коллектива, особое внимание
уделить повышению квалификации классных
руководителей.
5. Стиль руководства должен быть адекватен
внутренним и внешним факторам, воздействующим на
школу.
6. Создать благоприятный психологический климат.
7. Провести работу по созданию культуры
организации, выработке совместных ценностей в
деле воспитания учащихся, признаваемых и
одобряемых сотрудниками, родителями, обществом.
SWOT-анализ условий учебно-воспитательной деятельности в начале 2009-2010 учебного года выявил достаточно высокий уровень научно-методического и кадрового обеспечения в средней школе № 430. Об этом свидетельствует отсутствие вакансий по всем предметам, регулярная курсовая подготовка сотрудников по разным предметам, достаточно высокая квалификация кадров, использование в преподавательской и внеклассной деятельности современных технологий.
Однако были выявлены и существенные недостатки, свидетельствующие об отсутствии единой воспитательной системы в школе.
Отсюда, основной задачей школы, сформулированной заместителем директора по воспитательной работе в 2009-2010 учебном году, стало проектирование воспитательной системы школы.
Структура проекта
1. Название проекта.
Так как школа №430 является ресурсным центром в Санкт-Петербурге по гражданско-правовому образованию, приоритетным в воспитании учащихся является формирование нравственной и гражданской позиции подрастающего поколения. Отсюда проект получил название «Гражданское становление личности через модель школьного самоуправления».
2. Целевая аудитория.
В реализации проекта по созданию
воспитательной системы школы заинтересованы
администрация школы, педагогический коллектив,
попечительский совет школы, родительский
комитет.
В реализации проекта будут участвовать педагоги,
учащиеся школы, родители.
3. Основные идеи проекта:
За счёт создания в школе единой воспитательной системы объединить коллективы учащихся разных ступеней обучения и педагогический коллектив в достижении целей и задач воспитания, поставленных перед школой.
4. Цель: создание воспитательной системы с чётко определённой структурой.
Задачи:
- Создать в школе детское общественное объединение.
- Открыть новые кружки, клубы и предоставить учащимся право выбора для участия в деятельности детских и молодёжных объединений.
- Создать на базе школьной библиотеки информационно-мультимедийный центр и скоординировать систему работы библиотеки в воспитательном пространстве школы.
- Смоделировать детское самоуправление в ОУ на каждой ступени образования.
Ожидаемые результаты:
– возрастёт статус школы как одного из
лидеров в воспитательном пространстве
района;
– повысится корпоративная культура
педагогического состава;
– удовлетворенность всех субъектов
образовательного процесса сферами жизни и
деятельности в школе;
– будет сформировано детское объединение и
получит развитие система самоуправления в школе.
Идея воспитательной системы школы
В основу концепции школы №430 Петродворцового района Санкт-Петербурга положена идея формирования гармонически развитой личности, ориентированной на самоопределение в социуме, самосознание, самосовершенствование и самореализацию, воспитание человека-гражданина, патриота своей страны, города, признающей общечеловеческие ценности.
Создание концепции «Школа – образовательно-культурный центр» определено изначально социально-культурной средой микрорайона школы и удалённостью от Санкт-Петербурга. С одной стороны, сохраняется прекрасная возможность для использования культурного и научного потенциала города, а с другой – многие проблемы связаны с удалённостью от города: контингент родителей и учащихся, отсутствие возможности некоторых семей выезжать в Санкт-Петербург, посещать музеи и театры.
Используем матричную диаграмму как инструмент анализа с целью увидеть графическую интерпретацию степени интенсивности взаимоотношений между учебно-воспитательными процессами и ожиданиями потребителей.
Ее можно использовать на различных стадиях
работы по совершенствованию:
для определения приоритетов, для идентификации
проблем и причин, для планирования.
Ожидания потребителей | Анализ требований образовательного стандарта | Контроль в образовательном процессе | Контроль в воспитательной деятельности | Анализ образовательной среды | Информа-ционная система (сайт ОУ, реклама и др.) | Обучение, повышение квалификации педагогов | Итого |
Высокий уровень образованности и воспитанности | 26 | ||||||
Устойчивая мотивация к процессу обучения | 16 | ||||||
Комфортные условия для организации образовательного и воспитательного пооцессов | 25 | ||||||
Высокий уровень компетентности педагогического коллектива | 19 | ||||||
Поступление в ВУЗы | 22 | ||||||
Итого | 30 |
30 | 7 | 8 | 6 | 27 | 108 |
Рис. 1. Процессы
Зависимость | Символ | Вес |
Слабая | 1 | |
Средняя | 3 | |
Сильная | 9 |
Рис. 2. Символы для обозначения взаимоотношений
С помощью этой матричной диаграммы мы смогли ответить на некоторые вопросы. Есть проблема с уровнем компетентности педагогического коллектива, следовательно, необходимо заниматься этим процессом, а именно повышением квалификации педагогов и классных руководителей. В связи с этим в 2009-2010 учебном году прошли курсы повышения квалификации 4 классных руководителя среднего и старшего звена. Если же, с другой стороны, цель – повышение уровня образованности и воспитанности учащихся, то этого уже можно добиться только путем совершенствования практически всех процессов. Особое внимание необходимо уделить контролю в воспитательной деятельности, отслеживанию результативности работы в данном направлении.
Механизмы реализации содержания воспитания
Основным механизмом реализации проекта воспитательной системы ГОУ школа № 430 Петродворцового района Санкт-Петербурга является создание подпрограмм с учетом основных задач проекта, включающих имеющиеся ресурсы, возможные решения в данном направлении, ответственными за их выполнение и ожидаемые результаты.
Подпроекты:
- Модель детского самоуправления;
- Студия «Видео-пресс» и школьная газета (совершенствование информационной среды);
- Молодёжные объединения: «Клуб весёлых и находчивых»; Театр песни «Сиреневый город»
- Библиотечный информационно-мультимедийный центр;
- Годовой круг праздников, традиций.
Разрабатываемые подпроекты направлены на создание условий, указанных в цели и задачах проекта. Реализация проекта – это живой процесс рождения новых идей и практических дел, результат взаимодействия науки и практики, совершенствование процесса образования в школе в соответствии с тенденциями развития образования в России и мире.
Реализация:
1) Второе полугодие 2009 года – создана 3-х ступенчатая модель школьного самоуправления:
I ступень – автодром – «Школяры» в форме
длительной ролевой игры (1-4 класс)
II ступень – детское объединение «Союз»(5-7
класс)
III ступень – школьной парламент (8-11 класс);
2) Методическое объединение классных руководителей школы выполняет координирующую, научно-методическую, поддерживающую, информационную функции; включает руководителей всех подпроектов;
3) Творческие группы осуществляют научно-методическое разработку и выполнение подпроектов;
4) Руководители рабочих групп осуществляют управленческое сопровождение реализации проекта;
5) Педсоветы, советы старшеклассников обобщают достижения воспитательной системы школы и определяют перспективы ее развития;
6) Семинары содействуют психологической и практической готовности педагогов, классных руководителей к опытно-экспериментальной деятельности.
Оценку эффективности реализации проекта можно провести, применяя количественные и качественные параметры эффективности проекта.
Количественные:
- Количество учащихся, состоящих в детском общественном объединении.
- Количество учащихся, занимающихся в кружках, клубах на базе ОУ.
- Количество победителей городских, всероссийских и международных конкурсов, интеллектуальных игр, фестивалей, соревнований.
- Количество классных руководителей, прошедших обучение.
- Диагностика удовлетворенности участников образовательного процесса воспитательной системой школы, ее показатели.
- Динамика количества новых поступлений в библиотеку и Центр информации.
- Динамика количества кабинетов, оснащенных мультимедийными средствами обучения.
- Увеличение количественного состава учащихся; количество 1-х классов
Качественные:
- Соответствие воспитательной системы ОУ российскому образовательному стандарту.
- Эффективное применение новых воспитательных технологий, адаптированных к возрасту учащихся.
- Возможности для самореализации в сфере дополнительного образования для учащихся всех возрастных групп.
- Соответствие программ дополнительных занятий по выбору, проводимых во второй половине дня, целям воспитательного процесса и образовательным потребностям обучающихся и их взаимосвязь с программами основного образования.
Итак, проектирование как одна из форм опережающего отражения действительности и создания прототипа предполагаемого объекта имеет большое значение не только для управления воспитательной системой, но и для всего процесса развития школы в целом.
В рамках концепции школы № 430 «Школа – образовательно-культурный центр» была спроектирована воспитательная система, учитывающая специфику ОУ (городской ресурсный центр), местоположение (удаленность от Санкт-Петербурга), контингент педагогов, учащихся, родителей.
Хотелось бы отметить, что сложившаяся
структура управления воспитательной системой в
школе успешно содействует реализации
поставленных целей и задач.
Высший орган школьного самоуправления –
общешкольная ученическая конференция
осуществляет заседания два раза в год. В начале
учебного года происходит утверждение плана
воспитательной работы школы на год, выборы главы
школьного парламента. В конце года – подведение
итогов, отчёт главы.
На всех уровнях (стратегическом, тактическом, оперативном, самоуправлении) осуществляется взаимодействие между администрацией школы, педагогическим и ученическим коллективами, родителями. Функционируют вновь созданные объединения дополнительного образования учащихся, клубы. У учащихся появилась возможность выбора дополнительной формы занятий в свободное от учёбы время, в то же время все объединения работают на школу, то есть реализуют поставленные в проекте цели и задачи. Издаётся школьная газета «Островок», освещающая жизнь в школе и систематизирующая все текущие мероприятия, дела, события.