Проектирование воспитательной системы школы

Разделы: Администрирование школы, Внеклассная работа


Постараемся осветить процесс проектирования воспитательной системы в средней общеобразовательной школе, рассматривая как теоретическое, так и прикладное значение этого явления. В качестве примера приведём Государственное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу №430 Петродворцового района Санкт-Петербурга.

Специфика проектирования воспитательной работы заключается в том, что в ней сочетаются нормативный и диагностический подходы, характерные для программирования и планирования. Вместе с тем проектирование не несет в себе ярко выраженного директивного или отчетного характера. Проект сам по себе не является нормативным документом, однако содержит перечень намечаемых на перспективу мероприятий и ожидаемых от них результатов. Создавая образцы решения конкретных социально значимых проблем, проектирование обеспечивает научно обоснованные управленческие мероприятия, способствующие разрешению конкретных социально-педагогических проблем.

Анализ учебно-воспитательного процесса

Чтобы искать способы улучшения результатов на выходе школы, нужно определить причины появления проблем. Непосредственно на результаты воздействовать нельзя. Изменять их можно только опосредованно, через изменения в содержании, технологии или организации учебно-воспитательного процесса.

Отвечая на вопрос: «Из-за каких недостатков учебно-воспитательного процесса существует разница между достигнутыми результатами и теми, которых требует социальный заказ?», видим, что таковыми являются следующие:

  • несовершенство учебного плана, его перегруженность;
  • отсутствие кружков, клубов в школе, направленных на реализацию единой системы воспитания;
  • отсутствие целостной воспитательной системы, связывающей ступени начальной, средней и старшей школы;
  • слабая степень включённости учащихся в жизнедеятельность класса, школы, низкая социальная активность;
  • нет диагностики  воспитательной системы, реализуемой всем педагогическим коллективом в должной степени.

Анализ условий

Следующий  этап предполагает ответ на вопрос:
«Недостатки каких условий являются причинами дефектов учебно-воспитательного процесса?»
Для ответа на этот вопрос был проведён SWOT-анализ состояния воспитательной системы школы.

SWOT-анализ состояния воспитательной системы школы

Возможности (O)

1. Адресное повышение квалификации
педагогических кадров.
2. Расширение связей с общественностью, поиск социальных партнеров школы.
3. Создание информационной сети в образовательном учреждении.
4. Введение разнообразных инновационных педагогических технологий, форм и методов работы.
5. Создание детской модели самоуправления в школе.

Сильные стороны (S)

1. Стабильный коллектив педагогических работников, в котором работают выпускники школы.
2. Высокая квалификация учителей, широкие профессиональные и личностные интересы.
3. Хорошая спортивная база, позволяющая успешно реализовывать программы оздоровления учащихся и сотрудников.
4.Существуют активы классов, группы лидеров.
5. Наличие большого помещения библиотеки.

Угрозы (T)

1. Несоблюдение педагогической этики,
недостаточность педагогической и  коммуникативной культуры.
2. Занятость родителей на работе.
Нежелание некоторых родителей заниматься воспитанием своих детей.
3. Отсутствие в штатном  расписании школы ставок руководителей  детских объединений, кружков, клубов.

Слабые стороны (W)

1. Недостаточное включение педагогов в реализацию прогрессивных образовательных проектов.
2. Недостаточно сильная материально – техническая база.
3. Недостаточное количество подпрограмм досуговых, интеллектуальных, оздоровительных, информационных.
4. Слабая организация работы с активом учащихся.
5. Низкая эффективности использования библиотеки как звена воспитательной системы школы.
6. Слабая степень активности учащихся в жизнедеятельности школы, класса.

Вывод: На основе проведённого анализа необходимо разработать следующие меры по повышению эффективности воспитательного процесса в школе:

1. Совершенствовать структуру управления воспитательной системой в школе, определить полномочия руководителей с учётом их квалификации и личных качеств.
2. Выработать стратегию развития воспитательной системы общеобразовательного учреждения на основе анализа его слабых и сильных сторон.
3. Разработать информационную систему школы, обеспечивающую эффективную коммуникационную связь между учителями, родителями, учениками и администрацией.
4. Постоянно повышать квалификацию педагогического коллектива, особое внимание уделить повышению квалификации классных руководителей.
5. Стиль руководства должен быть адекватен внутренним и внешним факторам, воздействующим на школу.
6. Создать благоприятный психологический климат.
7. Провести работу по созданию культуры организации, выработке совместных ценностей в деле воспитания учащихся, признаваемых и одобряемых сотрудниками, родителями, обществом.

SWOT-анализ условий учебно-воспитательной деятельности в начале  2009-2010 учебного года выявил  достаточно высокий уровень научно-методического и кадрового обеспечения в средней школе № 430. Об этом свидетельствует отсутствие вакансий по всем предметам, регулярная курсовая подготовка сотрудников по разным предметам, достаточно высокая квалификация кадров, использование в преподавательской и внеклассной деятельности современных технологий.

Однако были выявлены и существенные недостатки, свидетельствующие об отсутствии единой воспитательной системы в школе.

Отсюда, основной задачей школы, сформулированной  заместителем директора по воспитательной работе в 2009-2010 учебном году, стало проектирование воспитательной системы школы.

Структура проекта

1. Название проекта.

Так как школа №430 является ресурсным центром в Санкт-Петербурге по гражданско-правовому образованию, приоритетным в воспитании учащихся является формирование нравственной и гражданской позиции подрастающего поколения. Отсюда проект получил название «Гражданское становление личности через модель школьного самоуправления».

2. Целевая аудитория.

В реализации проекта по созданию воспитательной системы школы заинтересованы администрация школы, педагогический коллектив, попечительский совет школы, родительский комитет.
В реализации проекта будут участвовать педагоги, учащиеся школы, родители.

3. Основные идеи проекта:

За счёт создания в школе единой воспитательной системы объединить коллективы учащихся разных ступеней обучения и педагогический коллектив в достижении целей и задач воспитания, поставленных перед школой.

4. Цель: создание воспитательной системы с чётко определённой структурой.

Задачи:

  • Создать в школе детское общественное объединение.
  • Открыть новые кружки, клубы и предоставить учащимся право выбора для участия в деятельности детских и молодёжных объединений.
  • Создать на базе  школьной библиотеки информационно-мультимедийный центр и скоординировать систему работы библиотеки в воспитательном пространстве школы.
  • Смоделировать детское самоуправление в ОУ на каждой ступени образования.

Ожидаемые результаты:

– возрастёт статус школы как одного из лидеров  в воспитательном пространстве района;
– повысится корпоративная культура педагогического состава;
– удовлетворенность всех субъектов образовательного процесса сферами жизни и деятельности в школе;
– будет сформировано детское объединение и получит развитие система самоуправления в школе.

Идея воспитательной системы школы

В основу концепции школы №430 Петродворцового района Санкт-Петербурга положена идея формирования гармонически развитой личности, ориентированной на самоопределение в социуме, самосознание, самосовершенствование и самореализацию, воспитание человека-гражданина, патриота своей страны, города, признающей общечеловеческие ценности.

Создание концепции «Школа – образовательно-культурный центр» определено изначально социально-культурной средой микрорайона школы и удалённостью от Санкт-Петербурга. С одной стороны, сохраняется прекрасная возможность для использования культурного и научного потенциала города, а с другой – многие проблемы связаны с удалённостью от города: контингент родителей и учащихся, отсутствие возможности некоторых семей выезжать в Санкт-Петербург, посещать музеи и театры.

Используем матричную  диаграмму как инструмент анализа с целью  увидеть графическую интерпретацию степени интенсивности взаимоотношений между учебно-воспитательными процессами и ожиданиями потребителей.

Ее можно использовать на различных стадиях работы по совершенствованию:
для определения приоритетов, для идентификации проблем и причин, для планирования.

Ожидания потребителей Анализ требований образовательного стандарта Контроль в образовательном процессе Контроль в воспитательной деятельности Анализ образовательной среды Информа-ционная система (сайт ОУ, реклама и др.) Обучение, повышение квалификации педагогов  Итого
Высокий уровень образованности и воспитанности

26
Устойчивая мотивация к процессу обучения    

16
Комфортные условия для организации образовательного и воспитательного пооцессов

  25
Высокий уровень компетентности педагогического коллектива

 

19
Поступление в ВУЗы

    22
Итого

30

30 7 8 6 27 108

Рис. 1. Процессы

Зависимость Символ Вес
Слабая

1
Средняя

3
Сильная

9

Рис. 2. Символы для обозначения взаимоотношений

С помощью этой матричной диаграммы мы смогли ответить на некоторые вопросы. Есть проблема с уровнем компетентности педагогического коллектива, следовательно, необходимо заниматься этим процессом, а именно повышением квалификации педагогов и классных руководителей. В связи с этим в 2009-2010 учебном году прошли курсы повышения квалификации 4 классных руководителя среднего и старшего звена. Если же, с другой стороны, цель – повышение уровня образованности и воспитанности учащихся, то этого уже можно добиться только путем совершенствования практически всех процессов. Особое внимание необходимо уделить контролю в воспитательной деятельности, отслеживанию результативности работы в данном направлении.

Механизмы реализации содержания воспитания

Основным механизмом реализации проекта воспитательной системы ГОУ школа № 430 Петродворцового района Санкт-Петербурга является создание подпрограмм с учетом основных задач проекта, включающих имеющиеся ресурсы, возможные решения в данном направлении, ответственными за их выполнение и ожидаемые результаты.

 Подпроекты:

  • Модель детского самоуправления;
  • Студия «Видео-пресс» и школьная газета (совершенствование информационной среды);
  • Молодёжные объединения: «Клуб весёлых и находчивых»; Театр песни «Сиреневый город»
  • Библиотечный информационно-мультимедийный центр;
  • Годовой круг праздников, традиций.

Разрабатываемые подпроекты направлены на создание условий, указанных в цели  и задачах проекта. Реализация проекта – это живой процесс рождения новых идей и практических дел, результат взаимодействия науки и практики, совершенствование процесса образования в школе в соответствии с тенденциями развития образования в России и мире.

Реализация:

1) Второе полугодие 2009 года – создана 3-х ступенчатая модель  школьного самоуправления:

I ступень – автодром – «Школяры» в форме длительной ролевой игры (1-4 класс)
II  ступень – детское объединение «Союз»(5-7 класс)
III ступень – школьной парламент (8-11 класс);

2) Методическое объединение классных руководителей школы выполняет координирующую, научно-методическую, поддерживающую, информационную функции; включает руководителей всех подпроектов;

3) Творческие группы осуществляют научно-методическое разработку и выполнение подпроектов;

4) Руководители рабочих групп осуществляют управленческое сопровождение реализации проекта;

5) Педсоветы, советы старшеклассников обобщают достижения воспитательной системы школы и определяют перспективы ее развития;

6) Семинары содействуют  психологической и практической готовности педагогов, классных руководителей к опытно-экспериментальной деятельности.

Оценку эффективности реализации проекта можно провести, применяя количественные и качественные  параметры эффективности проекта.

Количественные:

  • Количество учащихся, состоящих в детском общественном объединении.
  • Количество учащихся, занимающихся в кружках, клубах на базе ОУ.
  • Количество победителей городских, всероссийских и международных конкурсов, интеллектуальных игр, фестивалей, соревнований.
  • Количество классных руководителей, прошедших обучение.
  • Диагностика удовлетворенности участников образовательного процесса воспитательной системой школы, ее показатели.
  •  Динамика количества  новых поступлений в библиотеку и Центр информации.
  • Динамика количества кабинетов, оснащенных  мультимедийными средствами обучения.
  • Увеличение количественного состава учащихся; количество 1-х классов

Качественные:

  • Соответствие воспитательной системы ОУ российскому образовательному стандарту.
  • Эффективное применение новых воспитательных технологий, адаптированных к возрасту учащихся.
  • Возможности для самореализации в сфере дополнительного образования для учащихся всех возрастных групп.
  • Соответствие программ дополнительных занятий по выбору, проводимых во второй половине дня, целям воспитательного процесса и образовательным потребностям обучающихся и их взаимосвязь с программами основного образования.

Итак, проектирование как одна из форм опережающего отражения действительности и создания прототипа предполагаемого объекта имеет большое значение не только для управления воспитательной системой, но и для всего процесса развития школы в целом.

В рамках концепции школы № 430 «Школа – образовательно-культурный центр» была спроектирована воспитательная система, учитывающая специфику ОУ (городской ресурсный центр), местоположение (удаленность от Санкт-Петербурга), контингент педагогов, учащихся, родителей.

Хотелось бы отметить, что сложившаяся структура управления воспитательной системой в школе успешно содействует реализации поставленных целей и задач.
Высший орган школьного самоуправления – общешкольная ученическая конференция осуществляет заседания два раза в год. В начале учебного года происходит утверждение плана воспитательной работы школы на год, выборы главы школьного парламента. В конце года – подведение итогов, отчёт главы.

На всех уровнях (стратегическом, тактическом, оперативном, самоуправлении) осуществляется взаимодействие между администрацией школы, педагогическим и ученическим  коллективами, родителями. Функционируют вновь созданные объединения дополнительного образования учащихся, клубы. У учащихся появилась возможность выбора дополнительной формы занятий в свободное от учёбы время, в то же время все объединения работают на школу, то есть реализуют поставленные в проекте цели и задачи. Издаётся школьная газета «Островок», освещающая жизнь в школе и систематизирующая все текущие мероприятия, дела, события.