Цели:
- пополнить знания ребят о символике Российского государства, истории его становления, основных достижений, познакомить с понятиями «малой» и «большой» Родины, реликвиями и многовековыми традициями, особенностями русского характера,
- воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну, любовь к своей малой родине, городу Чехову, способствовать социализации и самореализации каждой личности, пониманию своей значимости в истории развития и становления России, неразрывной связи со своей родиной,
- развивать умение слушать, добывать, понимать информацию, размышлять и делать выводы, сценическую речь, навыки театрального мастерства, память, воображение, чувства единства, гордости, любви, уважения, сопереживания, коллективизма, ответственности за порученное дело, инициативность и индивидуальность.
Оборудование: мультимедиа, презентация «Родина любимая моя», музыкальный центр, русские народные костюмы, костюмы «матрешек», костюмы «сельских жителей», спортивные костюмы гимнасток, флажки России, макет домика, гимн России, песня «У моей России», песня «Рассвет-чародей», песня «Матрешки», песня «Россия – чемпионка», песня «Подмосковье».
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
1. «О светло светлая и украсно украшена земля русская. И многими красотами удивлена еси, реками и кладязьми месточестными, горами крутыми, польми дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, горами великими, сёлы дивными… Всего еси исполнена землярусская». (Приложение 1, слайд 1)
2. Это строки из древней летописи. «За светло светлую и украсно украшену» Родину шли в бой русские дружины, воины князя Игоря, богатыри Куликова поля и Бородино. Великое слово «Родина» стучало в их сердцах. (Приложение 1, слайды 2-5)
3. Сильная, независимая держава с вековыми традициями, которой восхищается весь мир, – это наша Родина, наша Россия. (Приложение 1, слайд 6)
Звучит гимн России. Поют все дети куплет и припев.
4. Гимн – символ Российской Федерации. Есть у России и другие символы.
5. Флаг (Приложение 1, слайд 7).
Белый цвет – березка.
Синий – неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
6. Герб (Приложение 1, слайд 8).
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
7. Наша страна стала первым в мире государством, отправившим в космос человека. Этим человеком стал Юрий Алексеевич Гагарин. (Приложение 1, слайд 9)
8. Наша страна стала первой в мире ядерной державой.
9. Наша страна создала лучшую в мире науку, культуру и искусство. (Приложение 1, слайд 10)
10. Наша страна имеет многовековую историю. По-разному называлась Россия: Киевская Русь, Московское царство, Российская империя, Российская Советская Федеративная социалистическая республика, Союз Советских Социалистических Республик. (Приложение 1, слайд 11)
11. Но во все времена, как бы ни называлась наша родина, она могла гордиться своими славными сынами – воинами, государственными деятелями, рабочими, крестьянами, писателями, художниками, музыкантами.
12. На плечи российского народа легли самые тяжелые испытания, и им одержаны самые великие победы нашей родины.
13. Если в годину жестокой войны
Каждый встает на защиту страны,
Если врагов побеждает она, –
Это, конечно, наша страна! (Хором)
14. Если отважные люди-герои
В смелом полете полмира покроют,
Год проплывут на дрейфующей льдине,
Выстроят город в безводной пустыне,
Сыщут погибшее судно на дне, –
Это, конечно, в нашей стране! (Хором)
15. – Что значит: Родина моя? (Приложение
1, слайд 12)
Ты спросишь. Я отвечу:
– Сначала тропочкой земля
бежит тебе навстречу.
Потом тебя поманит сад
Душистой веткой каждой.
Потом увидишь стройный ряд
Домов многоэтажных.
Потом пшеничные поля
От края и до края.
Все это – Родина твоя,
Земля твоя родная.
16. Родина, Отечество… Как мы понимаем эти слова? Известный русский педагог К.Д. Ушинский писал: «Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов… Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина».
17. Сценка
(На сцену выходит Рассказчик.)
РАССКАЗЧИК: У деревенского мальчика Сеньки было все: были у него мать и отец, изба высокая, огород, сад и домашние животные. И жил Сенька хорошо. Но вот появилась у него маленькая сестренка, и Сенька решил, что он у родителей стал лишним.
(На сцену выходит Сенька.)
СЕНЬКА: Пора уходить. Теперь я для них совсем лишний. (Идет по сцене, встречает Дядю Никиту.)
ДЯДЯ НИКИТА: Здорово! Куда путь держишь?
СЕНЬКА: Здравствуйте, дядя Никита. Я иду в огромный город, где самолеты строят.
ДЯДЯ НИКИТА: Ты, чтобы не плутать, вот на этот бугор залезь. (Указывает.) С него далеко видно. (Приложение 1, слайд 13)
СЕНЬКА: Ладно. (Дядя Никита уходит за кулисы.)
РАССКАЗЧИК: Полез Сенька на бугор, нагибается низко, даже руками за траву цепляется, чтобы не опрокинуться. Поднимается все выше, и земля все шире становится. А когда Сенька поднялся на самый верх, то стало ему далеко видно. (слайд 14) Вокруг разноцветные поля простирались. Где что поспело, овес ли, гречиха, у всего свой цвет. А где еще доцветало голубым и розовым. Под бугром красный клевер, сверху плотный, как бархат. Березы – тонконожки у озера. Темный орешник. Бледная, как зеленый дымок, малина возле болота... Деревенские жители, Сенькины соседи, кто на лошади сено возит, кто граблями работает, кто с коровами. Всех сверху увидел Сенька... И других жителей из других деревень. И поезд увидел, что за лесом идет. Даже город дальний на горизонте.
(На сцену выходят Отец и Дед.)
От своей земли, от ее прекрасного широкого вида почувствовал Сенька в сердце тепло.
(Сенька оборачивается, замечает Отца и Деда.)
СЕНЬКА (удивленно): Вы тут зачем?
ОТЕЦ: А за тем же, за чем и ты.
ДЕД: Землю свою смотрим.
СЕНЬКА (взволнованно): Ух ты! Куда от такой земли уйдешь, если она моя. И мама моя, и отец, и сестренка, и все люди – соседи, и птицы – все мои. Потому мои, что я – их.
РАССКАЗЧИК: Не знал пока Сенька, что называется это Родиной. Что где бы он ни был после, хоть у самого дальнего моря, хоть на другой стороне земли, станет он видеть во сне бугор посреди клевера и все, что вокруг бугра. (Приложение 1, слайд 15)
18. Это малая Родина со своим особым обликом, со
своей – пусть самой скромной и непритязательной
красотой предстает человеку в детстве и остается
с ним на всю жизнь.
Песня «Рассвет-чародей». (Приложение
1, слайды 16-19)
19. С древних времен тема Родины стала главной темой отечественной литературы. Ей посвящали вдохновенные строки Жуковский и Пушкин, Рылеев и Лермонтов, Некрасов и Тютчев. Любовью к Лопасненской земле пронизаны строки стихотворений поэтессы Людмилы Чудайкиной, жительницы нашего города. (Приложение 1, слайды 20-21)
20. Мой Чехов – лучший город на земле!
С ним не сравнимы ни Париж, ни Лондон!
Стихи о нем роятся в голове,
Запал моей души ему весь отдан!
21. Я хожу по родимой земле –
Необъяты России просторы!
Утром рано пройдусь по росе,
Восхищают росинок узоры!
Вот и поле. Тропинка идет.
Васильки и ромашки повсюду.
Одуванчик и клевер цветет.
Подхожу я к могучему дубу.
Стучит дятел усердно на нем,
Наблюдать мне за ним интересно.
Аромат медоносный кругом,
И в груди для души стало тесно!
По дорожке свернула к реке.
Появилось, как в детстве, желанье:
Побежать, как тогда, налегке
И нырнуть, ощутив ликованье!
На Лопасне гудит детвора:
Смех, веселые возгласы, визги!
Беззаботная детства пора!
На реке во все стороны брызги!
Распевает в кустах соловей,
Он выводит такие рулады!
Вот замолк, но вновь трелью своей
Он навеял мне чувство отрады.
Так и хочется слушать стоять
Благодатна ты, Русь, и прекрасна!
Возродишься, я знаю, опять
И надеюсь – мечты не напрасны!
22. Если скажут слово «родина», (Приложение
1, слайды 22-25)
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка-скромница
И ромашковый бугор…
23. А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор,
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
24. Или степь от маков красная,
Золотая целина…
25. Родина бывает разная, (№22)
26. Но у всех она одна. (№ 23)
27. Родина – родимый край, родина – родная природа – это мы ощущаем с детства. Мы взрослеем, растем, вместе с нами растет, ширится понятие «Родина». Мы начинаем понимать общность слов «народ» и «родина», ощущать себя частицей своего народа. (№ 25)
Песня «У моей России».
28. Моя великая Россия!
Священная моя страна!
Ее равнины снеговые,
Ее порывы огневые,
Ее мечты передовые,
Ее писатели живые,
Постигшие ее до дна!
29. Ее полеты голубые,
Ее наряды расписные,
И наше солнце и луна!
И песни наши разрывные,
Такие русские, родные,
И рек безбрежных глубина.
Ты в этом вся, моя Россия,
Моя крылатая страна!
30.Родина... Вслушаемся в это слово. Д.С. Лихачев писал, что в нем слышится отзвук слов «родник», «родня», «народ», «природа». И наше чувство Родины тоже складывается из разных представлений: больших и малых, но одинаково дорогих сердцу.
31. Пожалуй, лучше всего об этом сказал советский поэт К. М. Симонов, который в горькие и тревожные дни 1941 года, когда под ударами фашистов отступали наши войска, написал стихотворение «Родина».
32. Но в час, когда последняя граната (Приложение
1, слайд 26)
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке, –
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь Родину такую,
Какой ее ты в детстве увидал.
Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком..,
33. Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли,
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть... Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать. (Приложение
1, слайд 27)
34. А вы никогда не задумывались, почему именно березка стала поэтическим символом России? Наверное, сказители и поэты видели в березе ту нежную женственность, ту милую и задушевную красоту, ту светлую гордость, которая звучала для них в имени «Россия».
35. Без березы не мыслю России, –
Так светла по-славянски она,
Что, быть может, в столетья иные
От березы вся Русь рождена.
Под березами пели, женили,
Выбирали коней на торгах,
Дорогих матерей хоронили
Так, чтоб были березы в ногах…
Русский народный танец под песню «Подмосковье».
36. Но главное богатство любой страны – человек. У каждого народа – свой характер, он и определяет лицо страны.
37. Русский характер – это удаль, веселая сила, выплескивающаяся в стремительном беге тройки, в работе до седьмого пота; это широта души, вобравшей в себя русский простор, это мастеровитость и природная одаренность.
Танец «Матрешки».
38. Русский характер – это еще и доброта, бескорыстие, готовность помочь, которая, как добрый огонек, согревает душу. Нам завещан добрый русский огонек. Нам передана заповедь нашего народа:
39. За все добро расплатимся добром,
За всю любовь расплатимся любовью...
40.Спасибо, скромный русский огонек,
За то, что ты в предчувствии тревожном
Горишь для тех, кто в поле бездорожном
От всех друзей отчаянно далек,
41. За то, что с доброй верою дружа,
Среди тревог великих и разбоя
Горишь, горишь, как добрая душа.
Горишь во мгле – и нет тебе покоя…
42. Любовь, если она настоящая, выражается в делах. И чем глубже и трепетнее будет у нас чувство Родины, тем более нужны будут для народа наши дела и поступки. Ведь жизнь каждого из нас в будущем – во имя Родины, во имя Человека.
43. Нет чувства Родины без чувства человечности.
От бессердечности ничто не родилось.
Любите Родину, как чувство бесконечности,
Как ветер вечности, коснувшийся волос.
44. Любите Родину, как вашу нареченную,
Чтобы за вас ей не почувствовать стыда,
Любите Родину, но только не расчетливо.
Любите Родину, и только навсегда.
Спортивный танец «Россия – чемпионка».