Работаю в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате VIII вида, основной задачей которой является социально-бытовая, социально-нормативная и социально-трудовая адаптация учащихся с недостатком интеллекта с последующей интеграцией их в общество. Активные формы обучения являются для современной специальной (коррекционной) школы актуальными и перспективными. Одной из таких форм в трудовом обучении является метод проектов, который открывает значительные возможности для повышения качества обучения, позволяет обучать детей самостоятельной поисковой деятельности, повышает мотивацию к обучению. Метод проекта в специальной (коррекционной) школе имеет свои специфические особенности и подходы к организации, и прежде всего, ориентирован на психофизические возможности учащихся с недостатками интеллекта и на коллективную деятельность.
Так как учащиеся не всегда могут самостоятельно выбрать тему, определить цели и задачи предстоящей работы, то помощь учителя в этом необходима. Тематика проектов широка, наш – “Изготовление развивающего игрового пособия “Чудесный короб”. Эта тема была выбрана не случайно. В нашей школе был открыт класс для глубоко-умственно отсталых детей, и старшие учащиеся сами заметили, что эти дети очень слабые, не умеют самостоятельно одеваться, и решили им помочь научиться это делать.
Особенность представленного проекта заключается в том, что работа ведется по двум направлениям. Во-первых, это непосредственно исследовательская, развивающая, самостоятельная практическая трудовая деятельность учащихся. Во-вторых – это нравственный аспект, направленный на воспитание таких личностных качеств как коллективизм, сострадание, любовь и забота о людях.
Проект рассчитан также на закрепление знаний и практических умений учащихся в изготовлении швейного изделия – игрового пособия. Оно представляет собой короб, каждая сторона которого имеет свое развивающее значение для младших учащихся при формировании навыков самообслуживания, требующих тонких движений пальцев рук: при шнуровании ботинок, застегивании пуговиц, завязывании ленточек.
Проект – “Изготовление развивающего игрового пособия “Чудесный короб”
Данный проект рассчитан на закрепление знаний и умений учащихся в изготовлении швейного изделия.
Цель проекта: способствовать самореализации личности ребенка в процессе трудовой деятельности.
Задачи:
- Формирование привычки к труду, понимания необходимости труда в условиях современной жизни.
- Формирование творческой активности учащихся.
- Закрепление знаний и умений у учащихся при выполнении аппликации на ткани, работ в лоскутной технике, пришивании фурнитуры, обработке петель для пуговиц.
- Воспитание нравственных качеств личности.
Предмет проекта: спланированная трудовая и творческая деятельность детей.
Проект по продолжительности рассчитан на III четверть учебного года.
Режим работы: урочное время.
Доминирующая деятельность: трудовая.
Характер координации: личностный, общественный.
Проект имеет внутренние и внешние контакты.
Участники проекта: учитель трудового обучения (швейное дело), учащиеся 9-го и 1-го классов специального (коррекционного) учреждения, учителя 1-х классов.
Успешность выполнения проекта обеспечивается следующими условиями:
- Составление плана работы;
- Наличие и подбор необходимых материалов;
- Наличие исправных инструментов и оборудования;
- Стремление и желание участников проекта.
В результате осуществления проекта будут сформированы следующие качества: умение планировать свою работу, ответственность за работу, дисциплинированность, психическая и физическая готовность к интенсивной работе, выносливость, коммуникабельность, творческая активность, заботливость.
План осуществления проекта
I этап включает в себя подготовку учащихся к предстоящей работе, знакомство с планом работы, ее целью и задачами, положительный эмоциональный и творческий настрой на работу.
На II этапе предусматривается изучение и рассматривание вопросов:
– продумывание работы, внесение дополнений учащихся;
– подбор необходимых инструментов и материалов (ткани, фурнитуры);
– обсуждение технологии выполнения работы;
– повторение техники безопасности.
Игровое пособие представляет собой коробку, каждая сторона которой является самостоятельной частью и имеет отдельное задание для выполнения учащимися определенных упражнений на развитие мелкой моторики пальцев рук. < Рисунок 1 >
< Рисунок 1 >
- “Кошки” – завязать бантики у кошек.
- “Яблоня” – пристегнуть листочки на яблоню, при этом чтобы петля на листочке соответствовала размеру пуговицы.
- “Лес” – пристегнуть деревья, кустарники, цветы к картинке (кнопками, липучкой, шнуровкой и т.д.)
- “Шнуровка” – завязать шнуровку.
- “Зайка” – застегнуть-расстегнуть тесьму-молнию.
Материал для работы:
- Ткань разных фактуры, окраски, рисунка;
- Фурнитура (кнопки, пуговицы, шнурки, крючки, пряжка);
- Нитки разной окраски швейные и вязальные;
- Коробка для основы, наполнитель.
III этап включает в себя практическое выполнение работы по плану:
- Раскрой деталей.
- Подбор фурнитуры.
- Выполнение аппликации.
- Пришивание фурнитуры.
- Соединение деталей.
- Соединение сторон.
IV этап – предполагает подведение итогов выполненной работы, оценки деятельности учащихся, анализ действий и поступков при выполнении деятельности, сравнение своих результатов с результатами сверстников и ожидаемыми результатами. Поощрение учащихся подарками. Вручение игрового пособия “Чудесный короб” педагогам для дальнейшей работы с учащимися по развитию психомоторных и сенсорных процессов.
Сторона “Кошки” < Рисунок 2 >
Рисунок 2.
Сторона состоит из 2-х блоков. <Рисунок 2 >
Блок узора – 6 деталей. <Рисунок 3>
<Рисунок 3>
Для раскроя потребуются 3 шаблона: для деталей 1, 2 и 4.
Сборка блока: сначала к детали 1 притачивают детали 2 и 3, затем детали 4-5 и 6. Оба полотна стачивают.
Глаза кошке можно сделать из пуговиц или вышить.
Усы – несколько длинных стежков черной нитью.
Сторона “Тюльпаны” < Рисунок 4>
< Рисунок 4>
Узор тюльпана составлен из ткани пяти оттенков: цветок (три), листья, фон. Шаблоны не потребуются. Сначала собирают в единую полосу одну половину цветка, последовательно стачивая отрезки тканей под углом 45°.< Рисунок 5,6>
< Рисунок 5>
< Рисунок 6>
Расстояние между деталями произвольное. Затем в зеркальном отражении сшивают вторую половину и соединяют с первой, совмещая одинаковые детали. Стебель – тесьма “вьюнок”, настроченная поверх шва или отделочная машинная строчка.
Сторона “Яблонька” < Рисунок 7,8>
< Рисунок 7>
< Рисунок 8>
Выполняется в технике аппликации. Состоит из 4 деталей:
1 деталь – ствол яблони.
2 деталь – крона яблони.
3 деталь – трава
4 деталь – листья
Для яблок используются пуговицы разного цвета и диаметра.
Для раскроя потребуются 4 шаблона: травы, листьев, ствола и кроны яблони.
Детали листьев обрабатываются зигзагообразной строчкой по контуру, а посередине выполняется петля.
Сборка: сначала пришиваются детали ствола и кроны яблони, затем трава. Далее пришивается фурнитура – пуговицы. На листьях выполняются обметные петли и прикрепляются на пуговицах.
Сторона “Лес”
<Рисунок 9>
Сторона состоит из нескольких съемных и несъемных деталей деревьев, кустарников, цветов. Для раскроя потребуются шаблоны этих деталей.
Ход работы:
- Вырезание деталей по шаблону.
- Обработка деталей.
- Пришивание фурнитуры, обработка петель.
- Сборка деталей.
Сторона “Шнуровка”
<Рисунок 10>
Эта сторона состоит из 4 деталей:
- Основная деталь.
- Боковая деталь (2 шт.)
- Воздушные петли (8 шт.)
- Шнурок.
Ход работы:
1.Вырезание деталей по размерам с припуском.
- Обработка деталей.
- Пришивание петель.
- Сборка деталей.
- Продергивание шнура.
Сторона “Зайка” <Рисунок 11,12>
< Рисунок 11>
< Рисунок 12>
При выполнении используются аппликация и лоскутная техника.
Сторона состоит из деталей: деревья, зайка, ворота.
Для раскроя потребуются шаблоны деревьев, ворот, зайка.
Обработка:
- Обработать ворота (соединить мелкие детали, пришить тесьму-молнию).
- Выполнить аппликацию на центральной части стороны.
- Соединить ворота к основной детали.
На завершающем этапе стороны соединяются в чехол, который натягивается на основу-коробку. Пришивается последняя сторона и закрепляется косыми стежками. Изделие готово.
Большое воспитательное значение в реализации данного проекта носила итоговая часть. А именно: вручение развивающего пособия в качестве подарка учащимся первого класса для их дальнейшего развития и совершенствования навыков самообслуживания. Данный проект послужил толчком к мотивации учебной деятельности и активизации познавательных процессов как самих “юных мастериц”, так и учащихся получивших подарок.