Цели: ввести понятие о скорости движения; учить приводить примеры выражений, в которых говориться о скорости движения; сформулировать вывод о зависимости между скоростью, временем движения и пройденным путём; развивать умение рассуждать и делать выводы.
Задачи по содержанию:
- Познакомить учащихся с понятием “скорость движения”;
- Научить устанавливать зависимость между величинами, характеризующими процесс движения;
- Разработать алгоритм применения полученных умений для решения задач на движение;
- Воспитание чувства уважения при работе в малых группах, интереса к предмету;
- Учить детей самооценке, умению анализировать свою работу на уроке.
Задачи по способу работы:
- Развивать умение выделять главное, сравнивать, обобщать изучаемые факты;
- Выработать у учащихся умение различать понятия “скорость движения”, “расстояние” и “время движения” и их зависимость друг от друга;
- Развивать умение решать задачи на нахождение скорости движения по алгоритму.
- Содействовать формированию навыков коммуникативного общения.
Этапы урока.
I. Понимание и постановка учебной задачи.
1. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок математики, ну а чем мы будем заниматься, вы узнаете, решив числовые выражения и отгадаем зашифрованное слово.
Расположите ответы в порядке убывания в 1 строчке.
Подпишите соответствующие буквы.
Учитель обращает внимание обучающихся на Слайд
1 презентации. <Презентация
1>
На экране появляется заставка “Математика. Урок известного путешественника”.
– Сегодня на уроке математики мы с вами будем изучать процесс движения, и поможет нам в этом знаменитый английский путешественник лорд Филеас Фогг. Придумал и рассказал нам о его необыкновенном путешествии вокруг света за 80 дней известный писатель Жюль Верн (фотография на экране). Я надеюсь, что вы обязательно прочитаете захватывающие приключенческие произведения этого автора. А сейчас… Англия, XIX век, лорд Филеас Фогг готовится к своему путешествию и думает, какой же путь ему предстоит преодолеть. Поможем знаменитому путешественнику.
2. Усвоение исходных знаний.
На экране Слайд 2 с 5 величинами:
189 м; 40 000 км; 627 дм; 425 кг; 38 см.
Задание1. Найти “лишнюю” величину и объяснить почему.
В процессе выделения лишней величины выяснить, что все остальные – это величины длины или расстояния. Расстояние принято обозначать латинской буквой S (вешается знак на доску).
Задание 2. Расположите остальные величины в порядке возрастания (работа в группах):
38 см; 627 дм; 189 м; 40 000 км (учитель записывает на доску под знаком S).
– Как вы думаете, ребята, какая из приведённых величин соответствует пути, который надо преодолеть путешественнику вокруг Земли? (40 000 км)
– Все ли величины длины мы вспомнили? (Нет мм. Учитель вывешивает на доску величины, в которых измеряется длина: мм, см, дм, м, км)
Вывод: Расстояние – это путь, который надо преодолеть. (Здесь анимация: поезд проезжает путь 600 км от одного города до другого).
Задание 3. Продолжите ряд величин:
3 ч, 240 мин, 5 ч, 360 мин, …
Работа в группах и результат (проверяем).
7 ч, 480 мин, 9 ч, 600 мин. Именно 10 часов пришлось Филеасу Фоггу добираться из Лондона в Париж.
– С какими величинами мы сейчас работали? (Величинами измерения времени).
Время движения в математике принято обозначать латинской буквой t (Знак
вывешивается на доске).
– Все ли величины измерения времени мы с вами вспомнили? Назовите
отсутствующие. (Обучающиеся называют величины, учитель вывешивает на доску
табличку: сек, мин, ч, сутки, неделя, месяц, год, век).
3. Первичная диагностика понимания.
Задание 4. Работаем в группах. Перед вами лежат жёлтые листочки. Рассмотрите выражения и найдите их значения, результат запишите на этот же листок и сверьте ответы со своими товарищами по команде.
7 дм 2 см + 4 см = 7 дм 6 см
35 км : 5 ч = ?
46 сек – 15 сек = 31 сек
9 м 8 см * 3 = 27 м 24 см
42 м : 7 сек = ?
6 мин 9 сек + 51 сек = 7 мин
– Вы нашли значения всех выражений? Нет? Почему?
– Проверим (идёт проверка вместе с экраном).
– На какие группы можно разделить полученные значения выражений?
– Сколько групп получилось?
– Единицы какой величины в 1 группе? (Единицы длины, ученик записывает на
доске.)
– Единицы какой величины во 2 группе? (Единицы времени, ученик записывает на
доске.)
Ребята, а я утверждаю, что к концу сегодняшнего урока мы сможем найти значения оставшихся выражений и в этом на поможет следующее задание от лорда Фогга.
II. Проектирование нового способа действий.
1. Введение понятия “скорость”.
На экране слайд с анимированной задачей.
Задача № 1.
От старта до финиша 150 метров. Заяц эту дистанцию пробежал за 10 сек, а
Щенок это же расстояние – за 15 сек. Кто из них бежал быстрее?
Опрос детей.
– Щенок и заяц пробежали одно и то же расстояние. Но заяц затратил меньше времени, чем щенок. Значит, он бежит быстрее щенка. Щенок на то же расстояние затратил больше времени, чем заяц, следовательно он бежал медленнее.
Мы легко определили, кто из них бежал быстрее, не выполняя никаких вычислений. Всё дело в том, что расстояние было одинаковым.
На экране слайд со второй анимированной задачей.
Задача № 2.
Щенок пробежал 120 метров за 12 сек, а заяц пробежал 180 м за 10 сек. Кто из них бежал быстрее?
– Чем эта задача отличается от предыдущей? Как же нам узнать, кто из животных бежал быстрее? (Дети рассуждают.)
Вывод: “Щенок и заяц пробежали разные расстояния и затратили разное время. Чтобы получить возможность сравнивать, надо узнать, сколько метров пробегал Щенок и сколько метров пробегал в каждую секунду. Почему это для нас так важно? (Потому что 1 секунда – это одинаковое количество времени). Если окажется, что кто-то из них в каждую секунду пробегал большее расстояние, то это значит, что он бежал быстрее.
– Как же узнать, сколько метров Щенок пробежал за одну секунду, если за 12 секунд он пробежал 120 м? (Задача записывается в тетрадь).
120 : 12 = 10 (метров в секунду)
– Ребята, в наименовании очень долго писать метров в секунду, поэтому мы будем привыкать к такому сокращению м/сек.
– Как узнать, сколько метров заяц пробежал за одну секунду, если за 10 секунд он пробежал 180 м? (Вызвать ребёнка записать решение на доске)
180 : 10 = 18 (м/сек)
Что скажете, кто же из них бежал быстрее? (Так как заяц в каждую секунду пробегал большее расстояние, то он бежал быстрее.)
Вывод и правило: Быстрота движения связана с величиной, которая называется скоростью. Она обозначается латинской буквой V (вешается знак на доску). В каждую секунду Щенок пробегал 10 метров, то есть он бежал со скоростью 10 м/сек (м/сек на доску). М/сек – это единица скорости. Другими единицами скорости являются: м/мин, км/мин, км/ч, могут быть и другие, мы с ними познакомимся в процессе нахождения скорости движения различных объектов.
2. Диагностика понимания.
Задание 1. Объясните смысл высказывания:
Самолёт летит со скоростью 800 км/ч
Машина едет со скоростью 60 км/ч
Катер плывёт со скоростью 22 км/ч
Улитка ползёт со скоростью 50 см/мин
Задание 2. Угадайте, с какой скоростью движется каждый из предложенных объектов.
3. Создание алгоритма нахождения скорости движения объекта.
– Давайте сделаем вывод, с какими же величинами связан процесс движения? (Скорость, время, расстояние).
Задача от Филеаса Фогга.
Задача № 3.
За 3 часа поезд прошёл 240 км. С какой скоростью он шёл?
– Что такое 240 км? (Расстояние.)
– В какую группу величин вы отнесёте 3 часа? (Время.)
– Как узнать скорость движения поезда, если известен весь путь (расстояние) и
время движения поезда?
Надо 240 : 3 и получится 80 км/ч (запись на доске и в тетради). Как же найти скорость движения любого объекта?
На доске: 240 : 3 = 80 (км/ч)
S : t = V
Повторение нахождения скорости движения.
4. Контроль. Отработка действий по алгоритму.
Самостоятельная работа.
– Теперь вы знаете, как определять скорость движения. И наш путешественник хочет убедиться в этом. Перед каждым из вас лежат разноцветные карточки с задачами.
Оранжевую карточку может выбрать тот ученик, который отлично понял сегодняшнюю тему и хочет испытать себя на более сложном материале.
Розовую карточку возьмут те из вас, кто хорошо разобрался в вопросе нахождения скорости движения.
А задачу с зелёной карточки будут решать те из вас, кто не уверен, что досконально разобрался в данной теме.
1-й вариант.
Самолёт за 4 часа пролетает 60 км, а вертолёт это же расстояние преодолевает за 20 минут. Во сколько раз скорость самолёта больше скорости вертолёта?
2-й вариант.
Заяц, когда ему угрожает опасность, пробегает за 6 секунд 72 метра, а ёж бежит со скоростью 2 м/сек. Кто из них бежит быстрее и на сколько?
3-й вариант.
Лошадь пробежала 46 м за 2 мин. Вычислите скорость движения лошади.
III. Организация усвоения способов деятельности.
Ребята, вернёмся к выражениям, которые мы не смогли решить в начале урока (слайд). А теперь вы с ними справитесь? Запишите в тетрадь и решите эти выражения. Что мы узнаём в результате? (Скорость движения объекта). Повторение правила.
35 км : 5 ч = 7 км/ч
42 дм : 7 сек = 6 дм/сек
24 м : 6 сек = 4 м/сек
– Как вы думаете, кто может двигаться со скоростью 7 км/ч? А 6 дм/сек? Ребята в других 3-х классах не знакомы с понятием “скорость движения”. Составьте для них интересные задачи, чтобы и они научились вычислять скорость.
Работа в группах. Можно, если есть время выслушать 2–3 варианта задач.
IV. Итог урока.
– Мы с вами сейчас проделали большую работу и мне интересно узнать ваше впечатление от урока. Сформулируйте его, продолжив предложения
Я научился …
Я хотел бы больше узнать по вопросу…
Оказывается, что …