Название проектной задачи | Иллюстрированное пособие "Схемы - помощницы для определения членов предложения" |
Тип задачи | С точки зрения предмета рефлексивная, в педагогическом плане обучающая |
Цели и педагогические задачи (педагогический замысел) | 1. Обучение младших
школьников совместному решению поставленных
задач. 2. Более глубокое освоение учащимися способов нахождения главных и второстепенных членов предложения 3. Подготовка к предъявлению результатов и оценке усвоения тем 4. Очередной шаг на пути к формированию коммуникативных компетентностей |
Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача | Русский язык Третьеклассники освоили синтаксический разбор предложения, знают и определяют главные и второстепенные члены предложения Общеучебные умения работа в группе (коммуникативная компетентность): организация работы, распределение заданий между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль (самоорганизационная компетентность); работа согласно инструкции (умение действовать по плану, по образцу); |
Планируемый педагогический результат | Демонстрация учащимися: усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях; часть учащихся смогут восстановить пробелы в знаниях; умение, работая в группе, создать конечный "продукт" - схему для учащихся младших классов |
Способ и формат оценивания результатов работы | При подведении итогов работы
оценивается: владение необходимым предметным материалом, правильность выполнения отдельных заданий и умение выстроить с их помощью решение задачи в целом; Оценивание взаимодействия учащихся при работе в группе проводится путем экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задачи и делается общий вывод об уровне работы в группе |
Замысел проектной задачи.
Детям предлагается изготовить для младших школьников - второклассников, пособия - схемы, которые помогут малышам запоминать и находить главные и второстепенные члены предложения. Для выполнения этой работы учащиеся делятся на 5 групп (по 1 из членов предложения). Каждая из групп получает техническое задание:
- распределить задания внутри группы;
- рассмотреть материалы и определить, какие из них подойдут для данного члена предложения;
- составить рассказ по схеме о главных и второстепенных членах предложения;
- проиллюстрировать конкретными примерами; придумать задание, с помощью которого можно проверить, как ученик усвоил именно этот член предложения.
Результат, который должны получить дети: иллюстрированное пособие - схему (на листе А 3), в котором будут чётко, наглядно, доступно изложены все, что им известно про члены предложения.
Описание проектной задачи.
Мотивирование учащихся на проектную деятельность.
- Дорогие ребята, сегодня нам предстоит выполнить непростую, но очень интересную задачу. Мы будем делать подарок для учеников 2 класса. Они, так же как и мы с вами, в 3 классе будут изучать главные и второстепенные члены предложения. Вы, наверно, заметили, что в нашем учебнике правила очень громоздкие, неудобные для запоминания, поэтому им очень помогут те схемы, которые мы сегодня изготовим для них. Но сначала, я должна убедиться, что вы сами хорошо разбираетесь в синтаксическом разборе предложения Приложение 1 (Презентация).
1 слайд презентации.
Повторение изученного материала.
Повторение идёт с помощью следующего алгоритма:
Что обозначает данный член предложения;
На какие вопросы отвечает;
Как подчёркивается;
Какой частью речи выражается;
Привести наглядные примеры.
Задание №1. 2 слайд презентации.
Учащиеся делают синтаксический разбор (не полный) самостоятельно, а затем сравнивают выполненное задание с образцом на доске. Знайка помогает увидеть правильный ответ. Затем дети делают вывод, что существительное в предложении может быть: подлежащим, дополнением и обстоятельством. Затем по описанному ранее алгоритму дают характеристику этим членам предложения, приводят свои примеры.
3 слайд презентации.
4 слайд презентации.
5 слайд презентации.
Задание № 2.
Детям предлагается упражнение, в котором помимо определения, каким членом предложением является глагол, повторяются однородные члены предложения и постановка запятых между ними.
6 слайд презентации.
И опять, по описанному ранее алгоритму учащиеся дают характеристику сказуемому, приводят свои примеры. Здесь же вспоминают понятие грамматическая основа предложения.
7 слайд презентации.
Задание № 3.
Это задание развивает речь детей, их творческие способности, поскольку в нём даются словосочетания существительное + прилагательное и с их помощью нужно составить небольшой текст на тему "Зимние забавы". Здесь же повторяется второстепенный член предложения - определение, но алгоритма дети перед глазами уже не имеют. По окончании задания, всех, кто справился с заданием благополучно, ждут аплодисменты.
8 слайд презентации.
Самостоятельная проектная деятельность учащихся.
9 слайд презентации.
На данном этапе урока учащиеся делятся на группы (заранее оговорен их состав) и внутри групп распределяют всю предстоящую работу по 4 направлениям.
Аналитики. Намечают систему построения вспомогательной схемы.
Экспериментаторы. Работают с полученным материалом, выдвигают интересные идеи, как можно ярко и образно представить главные и второстепенные члены предложения.
Иллюстраторы. Отбирают из предложенного материала наиболее понравившиеся идеи и предлагают различные эскизы схем.
Исследователи. Берут на себя иллюстрирование схемы примерами.
Подгруппы могут быть мобильными, помогать друг другу.
После распределения ролей в группе, дети работают самостоятельно. Учитель может помочь советом, если к нему обратятся, как к эксперту, но ограничивает детей во времени: не более 30 минут.
10 слайд презентации.
Учащиеся выполняют работу и представляют результаты. Каждая группа защищает свой проект, поясняя всем остальным, почему они пошли именно по этому пути, отвечают на вопросы, выслушивают критические замечания. Все схемы дополняются, исправляются (если надо) и на уроке изобразительного искусства вся группа художественно рисует получившиеся схемы <Приложение 2>.