Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Форма урока: урок-соревнование.
Цели урока:
- повторить изученное по теме "Фонетика";
- продолжить работу по овладению фонетическими умениями и навыками;
- совершенствовать фонетическое внимание при чтении художественных произведений;
- воспитывать бережное отношение к слову, любовь к родной речи, литературе.
Оборудование:
Ход урока
I . Организационный момент.
I I . Сообщение темы и цели урока.
I I I . Вступительное слово учителя.
I V. Подготовительная работа:
Класс делится на две команды.
Для оценки работы формируется жюри, в состав которого входят и учителя русского языка и литературы.
V. Соревнование команд.
Разминка.
Команды по очереди отвечают на вопросы.
Вопросы:
- Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются звуки?
- Сколько гласных звуков в русском языке? Назовите их.
- Сколько гласных букв в русском языке? Назовите их.
- Перечислите звонкие согласные, не имеющие пары.
- Перечислите глухие согласные, не имеющие пары.
- Назовите случаи, когда буквы я, ю, е, ё обозначают в слове два звука.
Итак, разминка закончена, приступаем к выполнению заданий.
Выполнение заданий.
Задание 1.
Учитель читает стихотворение Б. Заходера "Песенка-азбука", ученики должны перечислить буквы, которые в нём не названы:
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А всюду славятся!
К нам они сейчас спешат,
Славные сестрицы,
Очень просят всех ребят
С ними подружиться!
А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Же -
Прикатили на еже.
Зэ, И, Ка, эЛь, эМ, эН, О -
Дружно вылезли в окно.
Пэ, эР, эС, Тэ, У, эФ, Ха -
Оседлали петуха.
ЦЭ, Че, Ша, Ща, Э, Ю, Я -
Все теперь мои друзья.
Пять сестрёнок опоздали -
Заигрались в прятки.
А теперь все буквы встали
В азбучном порядке.
Познакомьтесь с ними, дети:
Вот они стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком.
Задание 2.
Учитель читает стихотворение В. Приходько "Пешком шагали мышки". Учащиеся должны ответить: сколько звуков ш в стихотворении? Зачем их столько понадобилось автору?
Пешком шагали мышки по узенькой дорожке
От деревушки Пешки до деревушки Ложки.
А в деревушке Ложки у них устали ножки.
Обратно в Пешки мышки приехали на кошке.
И пели до порожка, и щёлкали орешки -
От деревушки Ложки до деревушки Пешки.
Пешком идти не близко, когда идёшь обратно,
А на пушистой киске и мягко, и приятно.
Если кошке по пути - отчего не подвезти?!
(27 звуков; автор использует звукопись, чтобы передать неслышимый шаг мышек).
Задание 3. "Кто больше?"
Какие слова можно получить, если в слове торт заменить первую букву?
Задание 4.
Расставить ударение в словах:
Дала, долила, агент, случай, камбала, кулинария, завила, августовский, договор, столяр, прожила, понял.
Рекламная пауза.
Учитель или подготовленный ученик читает небольшой рассказ, по окончании чтения ученики должны ответить на вопрос:
Какая речь важнее: устная или письменная? Объясните, почему вы так считаете?
Заспорили ребята. Сергей говорит:
- Трудно тебя понять, Игорь! Ты вчера по телефону отвечал, так я почти ничего не понял: говоришь, как тот Саша, у которого во рту Каша!
Обиделся Игорь:
- Зато я пишу грамотно, ошибок почти не делаю. А письменная речь важнее: что написано пером, того не вырубишь топором. Ну а устная речь - что? Слово - не воробей: вылетит - не поймаешь!
Задание 5. "Скороговорки"
Хвала халве.
Жутко жуку жить на суку.
В поле полет Поля просо, а сорняки выносит Фрося.
У пеньков опять пять опят.
Осип охрип. Архип осип.
Ткёт ткач ткани на платки Тане.
Задание 7.
Прочитайте слова, потом произнесите звуки в обратном порядке, чтобы получить:
- из слова лён - цифру ( ноль);
- из слова лей - название дерева (ель);
- из слова лоб - название настила (пол);
- из слова люк - большой мешок (куль);
- из слова ток - домашнее животное (кот);
- из слова шёл - неправду (ложь);
- из слова шей - просьбу (ешь);
- из слова куб - связку, охапку чего-либо (пук).
Задание 8 "3-е лишнее".
Определите, какое третье слово лишнее:
1). Конечно, нарочно, игрушечный.
2). Что, чтобы, нечто.
3). Чувство, баловство, да здравствует.
4). Безмолвствовать, сочувствие, нравственный.
Рекламная музыкальная пауза.
Прослушивание в грамзаписи материала "Радио-няни" о непроизносимых согласных в корне слова.
Задание 9. "Сосчитай-ка!"
Сколько букв О и звуков О в предложении: Звонят во все колокола?
Задание 10.
Решите задачу-шутку:
И с той стороны, и с другой стороны.
: Шёл по дороге старик, а навстречу ему боец. "Здравствуй, отец", - говорит боец. А старик ему в ответ: "Здорово, служилый! Только зовут меня не отец, а так, что с любого конца это слово читай - всё значение одинаковое. А имя у меня такое же: хочешь, слева направо читай, хочешь наоборот - всё одинаково. И живу я в таком домике, что значение не изменится, хоть как читай. Около домика растёт растение с чудным названием, что можно как угодно читать. И имя моей бабки с тем же свойством. А когда я в армии служил, то меня называли тоже таким именем, что читай хоть справа, хоть слева - всё одинаково. Вот и разгадай".
Задумался боец. Может, ты ему поможешь?!
(Дед. Тит. Шалаш, Боб, Анна, Казак.)
VI. Подведение итогов. Награждение.