Урок-соревнование по русскому языку в 5-м классе "Фонетика. Обобщение изученного"

Разделы: Русский язык


Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Форма урока: урок-соревнование.

Цели урока:

  • повторить изученное по теме "Фонетика";
  • продолжить работу по овладению фонетическими умениями и навыками;
  • совершенствовать фонетическое внимание при чтении художественных произведений;
  • воспитывать бережное отношение к слову, любовь к родной речи, литературе.

Оборудование:

  • оформлена доска высказываниями о русском языке, портретами известных лингвистов;
  • подготовлена выставка работ учащихся ( кроссворды, шарады, грамматические сказки по фонетике и др.);
  • пластинка "Радио-няни": непроизносимые согласные в корне слова;
  • задания командам в отпечатанном виде.

Ход урока

I . Организационный момент.

I I . Сообщение темы и цели урока.

I I I . Вступительное слово учителя.

I V. Подготовительная работа:

Класс делится на две команды.

Для оценки работы формируется жюри, в состав которого входят и учителя русского языка и литературы.

V. Соревнование команд.

Разминка.

Команды по очереди отвечают на вопросы.

Вопросы:

  • Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются звуки?
  • Сколько гласных звуков в русском языке? Назовите их.
  • Сколько гласных букв в русском языке? Назовите их.
  • Перечислите звонкие согласные, не имеющие пары.
  • Перечислите глухие согласные, не имеющие пары.
  • Назовите случаи, когда буквы я, ю, е, ё обозначают в слове два звука.

Итак, разминка закончена, приступаем к выполнению заданий.

Выполнение заданий.

Задание 1.

Учитель читает стихотворение Б. Заходера "Песенка-азбука", ученики должны перечислить буквы, которые в нём не названы:

Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А всюду славятся!
К нам они сейчас спешат,
Славные сестрицы,
Очень просят всех ребят
С ними подружиться!
А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Же -
Прикатили на еже.
Зэ, И, Ка, эЛь, эМ, эН, О -
Дружно вылезли в окно.
Пэ, эР, эС, Тэ, У, эФ, Ха -
Оседлали петуха.
ЦЭ, Че, Ша, Ща, Э, Ю, Я -
Все теперь мои друзья.
Пять сестрёнок опоздали -
Заигрались в прятки.
А теперь все буквы встали
В азбучном порядке.
Познакомьтесь с ними, дети:
Вот они стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком.

Задание 2.

Учитель читает стихотворение В. Приходько "Пешком шагали мышки". Учащиеся должны ответить: сколько звуков ш в стихотворении? Зачем их столько понадобилось автору?

Пешком шагали мышки по узенькой дорожке
От деревушки Пешки до деревушки Ложки.
А в деревушке Ложки у них устали ножки.
Обратно в Пешки мышки приехали на кошке.
И пели до порожка, и щёлкали орешки -
От деревушки Ложки до деревушки Пешки.
Пешком идти не близко, когда идёшь обратно,
А на пушистой киске и мягко, и приятно.
Если кошке по пути - отчего не подвезти?!

(27 звуков; автор использует звукопись, чтобы передать неслышимый шаг мышек).

Задание 3. "Кто больше?"

Какие слова можно получить, если в слове торт заменить первую букву?

Задание 4.

Расставить ударение в словах:

Дала, долила, агент, случай, камбала, кулинария, завила, августовский, договор, столяр, прожила, понял.

Рекламная пауза.

Учитель или подготовленный ученик читает небольшой рассказ, по окончании чтения ученики должны ответить на вопрос:

Какая речь важнее: устная или письменная? Объясните, почему вы так считаете?

Заспорили ребята. Сергей говорит:

- Трудно тебя понять, Игорь! Ты вчера по телефону отвечал, так я почти ничего не понял: говоришь, как тот Саша, у которого во рту Каша!

Обиделся Игорь:

- Зато я пишу грамотно, ошибок почти не делаю. А письменная речь важнее: что написано пером, того не вырубишь топором. Ну а устная речь - что? Слово - не воробей: вылетит - не поймаешь!

Задание 5. "Скороговорки"

Хвала халве.
Жутко жуку жить на суку.
В поле полет Поля просо, а сорняки выносит Фрося.
У пеньков опять пять опят.
Осип охрип. Архип осип.
Ткёт ткач ткани на платки Тане.

Задание 7.

Прочитайте слова, потом произнесите звуки в обратном порядке, чтобы получить:

  • из слова лён - цифру ( ноль);
  • из слова лей - название дерева (ель);
  • из слова лоб - название настила (пол);
  • из слова люк - большой мешок (куль);
  • из слова ток - домашнее животное (кот);
  • из слова шёл - неправду (ложь);
  • из слова шей - просьбу (ешь);
  • из слова куб - связку, охапку чего-либо (пук).

Задание 8 "3-е лишнее".

Определите, какое третье слово лишнее:

1). Конечно, нарочно, игрушечный.

2). Что, чтобы, нечто.

3). Чувство, баловство, да здравствует.

4). Безмолвствовать, сочувствие, нравственный.

Рекламная музыкальная пауза.

Прослушивание в грамзаписи материала "Радио-няни" о непроизносимых согласных в корне слова.

Задание 9. "Сосчитай-ка!"

Сколько букв О и звуков О в предложении: Звонят во все колокола?

Задание 10.

Решите задачу-шутку:

И с той стороны, и с другой стороны.

: Шёл по дороге старик, а навстречу ему боец. "Здравствуй, отец", - говорит боец. А старик ему в ответ: "Здорово, служилый! Только зовут меня не отец, а так, что с любого конца это слово читай - всё значение одинаковое. А имя у меня такое же: хочешь, слева направо читай, хочешь наоборот - всё одинаково. И живу я в таком домике, что значение не изменится, хоть как читай. Около домика растёт растение с чудным названием, что можно как угодно читать. И имя моей бабки с тем же свойством. А когда я в армии служил, то меня называли тоже таким именем, что читай хоть справа, хоть слева - всё одинаково. Вот и разгадай".

Задумался боец. Может, ты ему поможешь?!

(Дед. Тит. Шалаш, Боб, Анна, Казак.)

VI. Подведение итогов. Награждение.