Участники: обучающиеся 3-го класса.
Задачи:
- Продолжить работу над произведениями о природе;
- Познакомить учащихся с рассказом В.П.Астафьева "Капалуха", помочь найти главную мысль и осознать её, выразить своё отношение к прочитанному; пополнить словарный запас;
- Развивать навыки смыслового чтения, умение работать с текстом, отвечать на поставленные вопросы;
- Прививать любовь к животным, природе родного края, обобщать знания о поведении в лесу.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:
- мультимедийный проект по теме "Люби живое";
- иллюстрации глухаря, портрет писателя, выставка книг,
- подборка пословиц.
Ход урока
1. Организационный момент.
Итак, друзья, внимание!
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее -
Начнём скорей урок!
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно!
2. Речевая разминка.
Мы будем разговаривать,
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно!А) Слоговое чтение.
Б) Отработка дикции.
Скороговорка.
- Тетерев сидел у Терентия в клетке,
- А тетёрка с тетеревятками в лесу на ветке.
- чтение про себя.
- чтение вслух.
- чтение "с разбега".
В) Работа над интонацией.
Чтение пословицы.
- Красна птица опереньем, а человек - ученьем.
- интонация голоса;
- логическое ударение;
- объяснение значения пословицы.
3. Введение в тему.
- По какому разделу учебника работаем? (Люби живое)
1-й слайд "Люби живое"
- Назовите авторов и произведения, которые изучили по данной теме раздела.
(Дети называют произведения, после этого появляется 2-й слайд)
2-й слайд: М.Пришвин "Моя родина"
- И.С.Соколов-Микитов "Листопадничек"
- В.И.Белов "Малька провинилась"
- В.В.Бианки "Мышонок Пик".
- Какие произведения вам особенно понравились? Чем?
4. Постановка учебной цели.
- Сегодня на уроке познакомимся ещё с одним автором и его произведением по теме "Люби живое".
- Русский поэт Сергей Викулов в своём сборнике стихов написал вот такие замечательные строки:
О, люди, мыслю я, у всех у нас
Есть мать одна, по имени Природа!
У ней для нас хватает доброты,
И мы живём, запечатлев в душе навеки
Её прекрасные черты - поля, луга, моря и реки.
- Именно о природе и человеке писал Виктор Петрович Астафьев.
3-й слайд: Портрет В.П.Астафьева.
Виктор Петрович Астафьев родился в Красноярском крае, на берегах Енисея в селе Овсянка. Рано потерял мать. Заботы по воспитанию взяла на себя бабушка. Началом его "сочинительства" было школьное сочинение о том, как однажды летом он заблудился в тайге. Много лет спустя он записал его по памяти: получилось "Васюткино озеро" - первый рассказ для детей.
4-й слайд: 1-я книга "До будущей весны" (1953 год)
- "Огоньки" (1955 год)
- "Васюткино озеро" (1956 год)
- "Дядя Кузя, куры, лиса и кот" (1957 год)
- Виктор Петрович очень любил свой край, его природу. Большинство его произведений посвящены природе и человеку. Произведения этого автора - это уроки жизни, в которой встречаются душевное тепло и чёрствость, людская злоба и бесконечная доброта, есть обиды, предательство, дружба, чудеса природы. Сегодня будем читать рассказ "Капалуха".
5-й слайд: "Капалуха" Картинка глухаря.
- Капалуха - это самка глухаря. Глухарь - большая чёрная птица, краснобровая и бородатая. Самка меньше самца. Живут в сосновых лесах. Весной самка откладывает от 4 до 15 яиц.
6-й слайд: Гнездо.
- Глухарят водит за собой мать. Зимой птицы кормятся хвоёй сосен, пихт, кедров. Ночуют в снегу. Часто гибнут под ледяной коркой. Этих птиц осталось мало на Земле. Их надо беречь и охранять.
7-й слайд: Капалуха.
- Что вы знаете об этих птицах? (Дети рассказывают дополнительный материал о глухарях).
1. Глухарь, или по-другому, глухой тетерев - самая крупная и благородная из тетеревиных птиц. Он немного неуклюж, тяжеловат и пуглив. Походка у него быстрая, а полёт тяжёлый и шумный. Редко бывает, чтобы глухарь летал на большие расстояния.
2. Глухари предпочитают селиться в горных лесах, а также в лесах с влажной почвой. Эта птица, как правило, привязана к одному месту, и только сильные морозы заставляют его покидать свои убежища в высоких горах и спускаться в более низкий пояс.
3. Весь день глухари любят проводить на лесных полянах. Здесь им проще отыскивать сочную траву, почки, ягоды и различных насекомых. Ближе к ночи глухари взлетают на деревья, где и ночуют, а с первыми лучами солнца вновь вылетают на поляну.
4. Свои гнёзда глухари вьют прямо под деревьями, причём очень часто делают это вблизи дорог и тропинок, порой на самых заметных местах. Это часто приводит к гибели всего выводка и самки от рук людей.
5. Самка глухаря очень заботливая мама и никогда не покинет гнездо, даже если знает, что погибнет. Часто она сама выбегает на врага, давая тетеревятам время, чтобы скрыться в трущобе.
6. Птенцы растут очень быстро и ближе к осени семейство разделяется. Молодые самки остаются при матери, а самцы начинают сообща кочевать. Следующей весной они обзаведутся собственными семьями, а пока проводят время в молодецких драках на токовищах.
- Итак, мы отправляемся в особый лес - тайгу. Посмотрите на картинку.
8-й слайд: Тайга.
- Что же такое тайга? Прочтите. (Трудно проходимый лес)
5. Словарная работа.
- В тексте встретятся трудные слова. Научимся читать и понимать их.
9-й слайд: Просека - очищенное от деревьев место.
10-й слайд: Валежник - сухие сучья, деревья.
11-й слайд: Пихта - хвойное дерево.
12-й слайд: Альпийские луга - высокогорные.
13-й слайд: Па-по-рот-ник - растение с крупными листьями.
Чер-нич-ник - заросли черники.
По-ко-роб-лен-ны-е - кривые.
О-зи-рать-ся - оглядываться.
Нап-ру-же-ны - напряжены.
14-й слайд: Ред-ко-ла-пых
По-ше-ве-ли-ва-ли
За-рож-да-ю-щи-ми-ся
Рас-пу-щен-н Бес-стра-ши-е
6. Чтение текста по частям.
- Прочитаем рассказ по частям. Прислушаемся к своим чувствам. Приготовьте карандаши, чтобы отмечать окончание каждой части.
Комбинированное чтение.
- 1-я часть: читает учитель. (Как озаглавим?)
- 2-я часть, 3-я часть, 4-я часть - ученики. (Озаглавливаем каждую часть по ходу чтения).
- Что чувствовали при чтении? Обоснуйте свои чувства.
- В результате у нас получился вот такой план к нашему рассказу.
7. Работа над текстом по плану.
15-й слайд:
План.
1. У черничного бугорка на просеке.
2. Гнездо! Гнездо!
3. Тревога капалухи.
4. Снова в гнезде.
А) Работа по 1-й части рассказа.
Вопросы:
1. Где происходило действие?
2. Что делали дети в тайге?
3. Где поднялся шум?
Б) Работа по 2-й части рассказа.
Чтение про себя.
Вопросы:
1. Найдите в тексте и прочитайте ответы на вопросы:
2. Почему сердце автора забилось от испуга?
3. Как выглядело гнездо?
4. Почему дети не взяли яйца?
В) Работа по 3-й части рассказа.
Чтение вслух.
Вопросы:
1. Что вас поразило, удивило в этой части?
2. Какой матерью была капалуха?
3. Кого она вам напоминает? Почему?
4. Что испытала птица?
5. Как об этом сказал автор?
Г) Работа по 4-й части рассказа.
Индивидуальное чтение по вопросам: (Вопросы на листе)
1. Что испытывали ребята?
2. А глухарка?
3. Какие чувства испытали вы?
8. Работа с иллюстрацией.
- Расскажите, какой момент изображён на иллюстрации?
- Найдите в тексте эти строки и прочитайте.
- Какие неточности допустил художник? (Гнездо должно быть под корягой, в хатке, в гнезде 4 яйца).
9. Работа над пословицами. (Групповая)
1-я группа:
Задание: составить пословицу из отдельных слов. Объяснить её значение.
У всякой пташки свои замашки.
2-я группа.
Задание: Выбрать наиболее подходящую по смыслу пословицу к данному тексту.
Пословицы:
- Делай хорошее, а плохое на ум не пойдёт.
- Век прожить - не поле перейти.
- Любовь к родине сильнее смерти.
3-я группа.
Задание: Объяснить смысл пословицы: "Добра мать для своих детей, а Земля для всех людей".
10. Обобщающая беседа.
- Какова главная мысль произведения?
- Какой вывод вы сделали для себя? Можно ли трогать птичьи гнёзда в лесу? Почему?
- Любовь к природе, животным облагораживает чувства человека. Главное назначение человека - творить добро. Беречь землю, всё живое на ней и тогда земля, природа будет добра к нам.
Вспомним слова М.М.Пришвина: 17-й слайд:
Рыбам - вода,
Птицам - воздух,
а человеку - вся
Земля.
"Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину!"
11. Итог урока.
- Природа, её красота помогает человеку стать добрее, а человеческая доброта помогает природе стать красивее. Мысленно пожелайте всем птицам, зверям, населяющим нашу Землю, благополучно перенести зиму. А нам необходимо как можно чаще прикасаться к красоте природы сердцем, чтобы оно у нас не зачерствело.
12. Домашнее задание.
(Дифференцированный, творческий подход для развития индивидуальных способностей учащихся).
1. Подготовить рассказ о капалухе, как о заботливой матери.
2. Поискать дополнительную литературу о птицах нашего края.
3. Прочитать рассказ В.Астафьева "Пичужинец".