Программа "Азбука дорожного движения" по профилактике дорожно-транспортного травматизма

Разделы: Начальная школа, Администрирование школы, Внеклассная работа, Классное руководство


АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

Основными причинами детского дорожно-транспортного травматизма являются незнание и нарушение правил движения, а также поведение детей на улице. Забывая об опасности, они выбегают на проезжую часть, выезжают на санках на дорогу, вырываются из рук родителей при переходе улицы и пытаются перебежать ее. Они - дети, еще не умеют в полной мере управлять своим поведением, не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость. К сожалению, подобное поведение на дорогах наблюдается все чаще. Поэтому Правилам дорожного движения детей надо обучать как можно раньше, что и предусмотрено действующими программами дошкольного и школьного образования.

По сводкам ГИБДД города Новосибирска по итогам 2010 года на дорогах Ленинского района, где расположена наша школа, зарегистрировано 288 ДТП, в которых 22 человека погибли и 329 человек получили травмы различной степени тяжести.

Из этого количества ДТП участниками явились 19 несовершеннолетних, при этом 31 ребенок получил травмы.

Ежесуточно в Новосибирской области выявляется до 100 нарушений правил перевозки детей. Некоторые родители, перевозящие детей в автомобилях без детских удерживающих устройств либо не пристегнутых ремнями безопасности, привлекаются к административной ответственности по нескольку раз.

Вместе с тем, силами одних только сотрудников ГИБДД предотвратить дорожно-транспортные происшествия с участием детей, сложно. В решении данной проблемы необходим комплексный подход всех - и сотрудников ГИБДД, и педагогов, и, конечно же, в первую очередь, родителей. 

Основным концептуальным положением этой программы является, прежде всего, понимание того, что вопросы изучения ПДД и профилактики ДДТТ мы рассматриваем как один из аспектов личной безопасности ребенка.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Основной целью программы профилактики ДДТТ является создание условий для формирования у учащихся как участников дорожного движения активной жизненной позиции и устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Для достижения данной цели решаются следующие задачи:

- формирование у учащихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения Правил дорожного движения;

- привлечение учащихся к пропаганде безопасного поведения на дорогах и улицах детей и их родителей;

- формирование у школьников уважительного отношения к законам дороги;

- сознание объективной целесообразности действующих правил и требований дорожного движения;

- применение современных форм и методов обучения и воспитания детей, использование инновационных технологий, направленных на предупреждение несчастных случаев на улицах и во дворах;

- поддержание у родителей учащихся устойчивого интереса к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения.

- развитие форм сотрудничества и взаимодействия педагогического коллектива с семьей, подразделениями ГИБДД, общественными организациями, детскими центрами;

- улучшение материально-технического обеспечения с целью повышения качества обучения.

ОСНОВНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП РАБОТЫ

Совместная деятельность детей, родителей и педагогов.

ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ  РАБОТЫ

1. Организационное:

  • подготовка приказов, регламентирующих работу школы по профилактике ДДТТ;
  • график внутри школьного контроля;
  • план работы по обучению учащихся ПДД;
  • план работы по профилактике ДДТТ;
  • план работы клуба ЮИД;
  • программа по обучению учащихся 1-4 классов по ПДД;
  • анализы работы за год.

2. Учебно-методическое:

  • обучение ПДД по программе;
  • обучение ЮИД по программе;
  • проверка знаний по ПДД;
  • методическая копилка материалов для работы с детьми, родителями, учителями, классными руководителями;
  • проведение викторин познавательной направленности.

3. Информационное:

  • выпуск газеты "Светофорик";
  • оформление уголка безопасности с учетом сезонной специфики;
  • работа с родителями.

4. Агитационно-пропагандистское:

  • выступления агитбригады;
  • работа клуба ЮИД, привлечение новых членов в клуб;
  • неделя безопасности дорожного движения;
  • конкурсы рисунков, плакатов, стихов;
  • акция "Профилактика ДТТ в микрорайоне";
  • участие в конкурсах "Безопасное колесо", агитбригад;
  • выпуск фотогазет о работе ЮИД.

5. Материально-техническое:

  • поддержание материальной базы, содержание ТСО в рабочем состоянии;
  • изготовление самостоятельно учебных пособий по ПДД;
  • приобретение нового оборудования, ТСО.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ С УЧАЩИМИСЯ 1- 4-Х КЛАССОВ

№ п/п Разделы и темы программы кол-во часов
1 год 2 год 3 год 4 год
1 Город и его транспорт 4 4 4 4
2 Дорога в школу "Твой ежедневный маршрут 1 1 1 1
3 Где и как можно переходить дорогу 5 5 5 5
4 Дорожные знаки и дорожная разметка 1 1 1 1
5 Безопасный отдых 2 2 2 2
6 Пешеход-пассажир-пешеход 4 4 4 4
7 Заключительное занятие "У светофора нет каникул" 1 1 1 1
  Итого: 18 18 18 18

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

  • повышение правовой культуры участников дорожного движения
  • предотвращение случаев детского дорожно-транспортного травматизма

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Обучающий эффект:

  • изучение основ безопасного поведения  на   дороге и выработка практических навыков, необходимых участникам дорожного движения;
  • формирование умений безопасного поведения в различных дорожно-транспортных ситуациях.

Воспитательный эффект:

  • воспитание законопослушных участников дорожного движения;
  • развитие  творческой  активности  за   счет  привлечения  учащихся  к пропаганде правил безопасного поведения на улицах и дорогах;
  • формирование навыков культуры безопасной жизнедеятельности как участника дорожного движения.

Социальный эффект:

  • профилактика детской безнадзорности и беспризорности;
  • отвлечение   подростков, занятых пропагандой  правил безопасного поведения на улицах и дорогах, от антисоциальной деятельности.

Оздоровительный эффект:

  • пропаганда здорового образа жизни;
  • привлечение подростков к занятиям физической культурой, спортом;
  • развитие физической выносливости, способности переносить большие физические нагрузки.

Развивающий эффект:

  • активизация познавательной активности в различных областях деятельности человека, связанных с безопасной жизнедеятельностью;
  • расширение и углубление знаний, умений и навыков безопасного поведения на дорогах и улицах;
  • формирование чувства осмысления необходимости полученных знаний по основам безопасного поведения на дорогах, эффективности проводимых практических мероприятий.