АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
Основными причинами детского дорожно-транспортного травматизма являются незнание и нарушение правил движения, а также поведение детей на улице. Забывая об опасности, они выбегают на проезжую часть, выезжают на санках на дорогу, вырываются из рук родителей при переходе улицы и пытаются перебежать ее. Они - дети, еще не умеют в полной мере управлять своим поведением, не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость. К сожалению, подобное поведение на дорогах наблюдается все чаще. Поэтому Правилам дорожного движения детей надо обучать как можно раньше, что и предусмотрено действующими программами дошкольного и школьного образования.
По сводкам ГИБДД города Новосибирска по итогам 2010 года на дорогах Ленинского района, где расположена наша школа, зарегистрировано 288 ДТП, в которых 22 человека погибли и 329 человек получили травмы различной степени тяжести.
Из этого количества ДТП участниками явились 19 несовершеннолетних, при этом 31 ребенок получил травмы.
Ежесуточно в Новосибирской области выявляется до 100 нарушений правил перевозки детей. Некоторые родители, перевозящие детей в автомобилях без детских удерживающих устройств либо не пристегнутых ремнями безопасности, привлекаются к административной ответственности по нескольку раз.
Вместе с тем, силами одних только сотрудников ГИБДД предотвратить дорожно-транспортные происшествия с участием детей, сложно. В решении данной проблемы необходим комплексный подход всех - и сотрудников ГИБДД, и педагогов, и, конечно же, в первую очередь, родителей.
Основным концептуальным положением этой программы является, прежде всего, понимание того, что вопросы изучения ПДД и профилактики ДДТТ мы рассматриваем как один из аспектов личной безопасности ребенка.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Основной целью программы профилактики ДДТТ является создание условий для формирования у учащихся как участников дорожного движения активной жизненной позиции и устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Для достижения данной цели решаются следующие задачи:
- формирование у учащихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения Правил дорожного движения;
- привлечение учащихся к пропаганде безопасного поведения на дорогах и улицах детей и их родителей;
- формирование у школьников уважительного отношения к законам дороги;
- сознание объективной целесообразности действующих правил и требований дорожного движения;
- применение современных форм и методов обучения и воспитания детей, использование инновационных технологий, направленных на предупреждение несчастных случаев на улицах и во дворах;
- поддержание у родителей учащихся устойчивого интереса к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения.
- развитие форм сотрудничества и взаимодействия педагогического коллектива с семьей, подразделениями ГИБДД, общественными организациями, детскими центрами;
- улучшение материально-технического обеспечения с целью повышения качества обучения.
ОСНОВНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП РАБОТЫ
Совместная деятельность детей, родителей и педагогов.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
1. Организационное:
- подготовка приказов, регламентирующих работу школы по профилактике ДДТТ;
- график внутри школьного контроля;
- план работы по обучению учащихся ПДД;
- план работы по профилактике ДДТТ;
- план работы клуба ЮИД;
- программа по обучению учащихся 1-4 классов по ПДД;
- анализы работы за год.
2. Учебно-методическое:
- обучение ПДД по программе;
- обучение ЮИД по программе;
- проверка знаний по ПДД;
- методическая копилка материалов для работы с детьми, родителями, учителями, классными руководителями;
- проведение викторин познавательной направленности.
3. Информационное:
- выпуск газеты "Светофорик";
- оформление уголка безопасности с учетом сезонной специфики;
- работа с родителями.
4. Агитационно-пропагандистское:
- выступления агитбригады;
- работа клуба ЮИД, привлечение новых членов в клуб;
- неделя безопасности дорожного движения;
- конкурсы рисунков, плакатов, стихов;
- акция "Профилактика ДТТ в микрорайоне";
- участие в конкурсах "Безопасное колесо", агитбригад;
- выпуск фотогазет о работе ЮИД.
5. Материально-техническое:
- поддержание материальной базы, содержание ТСО в рабочем состоянии;
- изготовление самостоятельно учебных пособий по ПДД;
- приобретение нового оборудования, ТСО.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ С УЧАЩИМИСЯ 1- 4-Х КЛАССОВ
№ п/п | Разделы и темы программы | кол-во часов | |||
1 год | 2 год | 3 год | 4 год | ||
1 | Город и его транспорт | 4 | 4 | 4 | 4 |
2 | Дорога в школу "Твой ежедневный маршрут | 1 | 1 | 1 | 1 |
3 | Где и как можно переходить дорогу | 5 | 5 | 5 | 5 |
4 | Дорожные знаки и дорожная разметка | 1 | 1 | 1 | 1 |
5 | Безопасный отдых | 2 | 2 | 2 | 2 |
6 | Пешеход-пассажир-пешеход | 4 | 4 | 4 | 4 |
7 | Заключительное занятие "У светофора нет каникул" | 1 | 1 | 1 | 1 |
Итого: | 18 | 18 | 18 | 18 |
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
- повышение правовой культуры участников дорожного движения
- предотвращение случаев детского дорожно-транспортного травматизма
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Обучающий эффект:
- изучение основ безопасного поведения на дороге и выработка практических навыков, необходимых участникам дорожного движения;
- формирование умений безопасного поведения в различных дорожно-транспортных ситуациях.
Воспитательный эффект:
- воспитание законопослушных участников дорожного движения;
- развитие творческой активности за счет привлечения учащихся к пропаганде правил безопасного поведения на улицах и дорогах;
- формирование навыков культуры безопасной жизнедеятельности как участника дорожного движения.
Социальный эффект:
- профилактика детской безнадзорности и беспризорности;
- отвлечение подростков, занятых пропагандой правил безопасного поведения на улицах и дорогах, от антисоциальной деятельности.
Оздоровительный эффект:
- пропаганда здорового образа жизни;
- привлечение подростков к занятиям физической культурой, спортом;
- развитие физической выносливости, способности переносить большие физические нагрузки.
Развивающий эффект:
- активизация познавательной активности в различных областях деятельности человека, связанных с безопасной жизнедеятельностью;
- расширение и углубление знаний, умений и навыков безопасного поведения на дорогах и улицах;
- формирование чувства осмысления необходимости полученных знаний по основам безопасного поведения на дорогах, эффективности проводимых практических мероприятий.