Тема: “Какой характер у деревьев?”
Цель: создание условий для нравственно-эстетического восприятия природы через субъективное осознание причастности, эмоционально-ценностного взаимодействия, поиск неразрывной связи человека с природой.
Задачи:
- развивать стремление к пониманию содержательной и ценностной стороны природы;
- содействовать эстетическому отношению к действительности и искусству;
- знакомить с информационными данными в рамках национально-регионального компонента.
- развивать мыслительные операции: анализ, синтез, абстрагирование; творческое и воссоздающее воображение;
- развивать навыки художественного проектирования;
- воспитывать любовь к природе родного края; национальной культуре угорских народов.
Учебный предмет: Изобразительное искусство.
Возрастной ценз: учащиеся 10–11 лет (5 класс).
Номинация: Занятие в рамках учебных часов.
Тип занятия: изучение нового материала.
Педагогическая технология: технология
проектирования.
Формы организации:
- Групповая (деятельность в творческих микрогруппах).
- Коллективная (фронтальная) – беседа на ценностно-ориентировочном этапе урока.
- Индивидуальная (индивидуальная разработка проекта дерева). Дифференцированная помощь оказывается учителем на местах.
Методы по источнику знаний
Практический метод:
- Поисковая деятельность в творческих микрогруппах на конструктивном этапе урока (задание поискового характера в каждой микрогруппе).
- Творческая практическая индивидуальная деятельность по разработке учащимися проекта дерева (доброго или злого).
Словесный метод:
- “Визуализация”, т.е. озвучивание видеоколлажа на организационно-мотивационном этапе.
- Беседа с учащимися об “общих внутренних и внешних” характеристиках человека и деревьев и беседа по репродукциям картин относительно “процесса превращения” деревьев в человека.
- Объяснение нетрадиционной техники изображения “поддувание” и “декора веток деревьев”.
Наглядный метод:
демонстрационные пособия
- репродукции картин: “Дуб” И.И. Левитан, “Рябинка” И.Э. Грабарь;
- карточки: “фотографии”, “цветовая гамма”, “символы”;
- схемы с возможными вариантами оформления веток деревьев и кустарников.
раздаточный наглядный материал для творческих микрогрупп
- фотографии деревьев,
- карточки “цветовая гамма”, символы добра и зла,
- рисунок стилизованного угорского костюма “Рябинка”;
- информационная карта “С чем ассоциировались деревья у угорских народов?”;
использование информационных технологий
- презентация Microsoft Office Power Paint;
- видеоматериалы: видеоколлаж “Деревья”, видеофрагмент “Друид”.
Методы по характеру познавательной деятельности
частично-поисковый метод:
- Поисковая деятельность в творческих микрогруппах на конструктивном этапе урока.
- Поиск вариаций для оформления и декора веток деревьев в соответствии с выбранным деревом (добрым или злым), выполненных в технике “поддувание”.
- На организационно-мотивационном этапе отождествление своего характера с характером дерева.
репродуктивный метод
(в процессе беседы воспроизведение ранее полученных знаний в окружающем мире).метод проектов:
Наработка рисунков добрых и злых сказочного дерева посредством изобразительного видения для экологического проекта.То есть дальнейшее использование данных наработок сказочных деревьев для проектных разработок заключается в следующем.
В перспективе предполагается разработка открыток, буклетов, в рамках экологических дат “День Земли”, “День леса” и т.д.
“Календарь друидов”, включающий также материал по отождествлению и показу “общих внутренних и внешних” характеристик человека и деревьев. Данный календарь также иллюстрируется добрыми и злыми сказочными деревьями. Данные информационные носители, будут иллюстрированы творческими работами с данного занятия. Выполнение данных информационных носителей в программах Microsoft Office Publisher, в графическом редакторе растрового изображения “LivePix 1.1
Структура урока (в соответствии с технологией проетирования) – Приложение 1.
Актуальность методической разработки, связь с жизнью и практикой – Приложение 2.
Особенность и новизна
- Приближение учащихся к природным объектам (деревьям). Учащиеся, отождествляя себя с деревьями, осознают, что деревья и человек – это часть природы, которые должны жить в гармонии друг с другом.
- Развитие творческого потенциала детей посредством использования нетрадиционной техники изображения “поддувание” (информационные данные из пособия Мэри Энн, Кэтрин Дэвис), нетрадиционного художественного материала “краска из сгущенного молока”.
- На протяжении всего урока ярко выражен аспект развития коммуникативных умений детей на всех этапах урока изобразительного искусства, что является его особенностью.
Принципы обучения
Межпредметные связи
Изобразительное искусство, краеведение, экология, эстетика, этика.
Развитие мыслительных операций
Материал, изучаемый и рассматриваемый на уроке,
направлен на развитие следующих мыслительных и
умственных операций:
анализ (разделение целого на части):
анализ возможных “черт характера” деревьев,
анализ стилизованного угорского костюма
“Рябинка”;
- на основе анализа основных элементов представленного костюма (орнаментов, цветовой гаммы, узоров), учащиеся приходят к выводу, что костюм принадлежит “рябинке”;
- на основе анализа основных составляющих добра и зла (символы, цветовая гамма, примеры фотографий) создают свое дерево, оформляют которое, исходя из полученных ранее данных; то есть соединяют “теоретические части в практическое целое”.
- творческое и воссоздающее воображение.
Творческое воображение.
- Поиск вариаций для оформления и декора веток деревьев в соответствии с выбранным деревом (добрым или злым), выполненных в технике “поддувание”.
- Поиск “общих внутренних и внешних” характеристика человека и деревьев.
Воссоздающее воображение.
- Оформление и декор веток деревьев и кустарников по наглядным схемам.
Экологическая направленность урока
- Приближение человека к природным объектам (к деревьям): общие черты человека и дерева, показ “годовых колец” и “сердцевины” на срезе ствола дерева, рисунок костюма “Рябинка”, эстетическое восприятие фотографий деревьев.
- Уважительное отношение угорских народов к природным объектам (к деревьям).
Тематика по изучению информационных данных в рамках национально-регионального компонента
- На конструктивном этапе при организации поисковой деятельности 3 микрогруппа знакомит целую группу с информационной картой “С чем ассоциировались деревья у угорских народов?”.
- На конструктивном этапе при организации поисковой деятельности 3 микрогруппа определяет “костюм, какого дерева изображен на рисунке”. Костюм в данном случае представлен стилизацией костюма угорских народов, присутствует элемент орнаментального изображения “Рябинка” и “узор саамов”.
- На итоговом этапе учащиеся знакомятся с
информационными данными об обрядовой церемонии
преподнесения даров священному дереву – березе.
“Шкала настроения” – завязывают ленточки на ветки березы.