Интегрированный урок (чтение + окружающий мир) "Волшебная игра"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: Интегрированный (чтение, окружающий мир).

Форма урока: В творческой мастерской.

ХОД УРОКА

Класс украшен осенними листьями. На столе у учителя икебана из осенних листьев.

Учитель. Ребята, сегодня у нас необычная встреча. Мы находимся в творческой мастерской. Мастерская красиво украшена, все сверкает, как золото. Возьмем друг друга за руки, подарим улыбки друг другу и начнем творить. Присаживайтесь. Сегодня мы задумаемся над смыслом слова «Осень».

(Учитель раскрывает верхнюю часть доски, где цветными мелками написано «Осень»).

У каждого человека с этим словом связаны свои ощущения. У кого-то это грусть, радость, таинства, печаль, свежее дыхание и т д. Но любой человек чувствует нежное дыхание этого времени года. На сегодняшнем уроке мы попытаемся эти осенние ощущения, порыв вашей души, чувства, мысли перенести на лист бумаги в виде стихотворных или прозаических строк. Готовы? Мы с вами ходили несколько раз в тундру на экскурсию. Какие изменения в природе вы заметили? (Ответы детей)

Учитель. Попробуйте перечислить растения, которые встретились вам в тундре?

Д. Иван-чай, тысячелистник, клевер (розовый, белый), листья одуванчика, карликовая берёза, рябина, можжевельник и др.

Учитель. Попробуйте назвать, перечислить цвета и оттенки, которые вы увидели в красивой осенней тундре?

Дети перечисляют цвета и оттенки.

Учитель. Значит, не зря осень называют художницей. Скажите, а если бы мы сходили на экскурсию в средней полосе России. В лес или в парк, какие бы там мы встретили деревья в осеннем убранстве?

Дети называют деревья.

Учитель. Осенний лес – это неописуемо! Вот как описал осенний лес знаменитый поэт Иван Бунин.

Лес, точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

– Замечательное описание осеннего леса. Согласны?

Раскрывается среднюю часть доски.

Учитель. Ребята на доске записаны слова. Прочитайте их внимательно.
(Золото, грусть, солнце, дождь, радость, пурпурный, багряный, прощание, природа, листья, пёстрый, расписной).

Дети читают слова под музыку.

Учитель. Перед вами листы бумаги. Возьмите их и положите перед собой. Подписывать мы их не будем. Разделите мысленно лист на две части.
В левой стороне в верхнем углу нарисуйте солнышко, в правом верхнем углу нарисуйте снежный ком. А теперь выпишите в левый столбик слова, близкие состоянию вашей души, то есть условно назовем их «теплые» слова. А в
правый столбик слова, которые не выражают ваших чувств. И назовем их условно «холодные» слова. Приступаем.

Звучит музыка.

Учитель. Продолжаем. Назовите осенние месяцы.

Д. Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Учитель. В сентябре есть период ясной, солнечной погоды. У нас в городе тоже ровно неделю стояли прекрасные теплые деньки. А в средней полосе и на юге России эти ясные дни стоят дольше. В эти дни, кажется, будто лето вернулось. А как же в народе называют эти дни?

Д. Бабье лето.

Учитель. Вот как Федор Тютчев описал этот отрезок осени. Сейчас Даша Макарова прочитает нам стихотворение Фёдора Тютчева «Есть в осени первоначальной». А вы ребята записывайте на свой лист тёплые или холодные слова, если услышите их.

Рассказывает ученица.

Есть в осени первоначальной,
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера …
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде, –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле.

Учитель. Молодец, спасибо. Присаживайся.
А теперь, ребята, разрешите мне прочитать стихотворение Кедрина Дмитрия Борисовича « Бабье лето», которое выражает мое душевное состояние, мои чувства и ощущения. А вы если услышите теплые или холодные слова – записывайте.

Читает учитель.

Бабье лето

Наступило Бабье лето –
Дни прощального тепла.
Поздним солнцем отогрета,
В щёлке муха ожила.
Солнце! Что на свете слаже
После зябкого денька!..
Паутинок лёгких пряжа
Обвилась вокруг сучка.
Завтра хлынет дождик быстрый,
Тучей солнце заслоняя.
Паутинкам серебристым
Жить осталось два-три дня.
Сжалься, осень! Дай нам света!
Защити от зимней тьмы!
Пожалей нас, Бабье лето,
Паутинки эти – мы.

Учитель. Прекрасное произведение. Но почему же, несмотря на пасмурную погоду, грустные стихи у нас осенью радостное настроение, а мастерская празднично украшена?

Варианты ответов: Красочность, многоцветье осенней природы радует глаз, настраивают на сказочный лад.

Учитель. Правильно. Разве может человек грустить, когда вокруг столько красок?
Послушайте, как описывает писатель Константин Паустовский, большой знаток русского леса, краски осени. А вы не забывайте записывать слова.

Читает ученик с хорошо поставленной речью.

Лес осенью

Осень смешала все чистые краски, какие существуют на земле, и нанесла их на далёкие пространства земли и неба.
Я видел листву не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую, чёрную, серую и почти белую. Краски казались особенно мягкими из-за осенней мглы, неподвижно висевшей в воздухе. А когда шли дожди, мягкость сменялась блеском. Небо, покрытое облаками, всё же давало достаточно света, чтобы мокрые леса могли загораться вдали, как багряные пожары.

Учитель. Конечно, так мог сказать только человек, который любит родную природу.

Включить музыку.

Учитель. Осень – волшебное время года. Она вдохновляет людей творить: писать стихи, прозу, музыку, картины. Ребята музыка, которая сопровождает наш урок, написана великим русским композитором Петром Ильичом Чайковским. Он написал цикл произведений «Времена года». У нас звучит – «Осень». Слушая эту музыку можно услышать и шорох листьев, и шум дождя. (под музыку) Посмотрите, у нас на доске висит репродукция картины Исаака Ильича Левитана «Золотая осень», а это коллективная работа на осеннюю тему учеников нашей школы 4 класса, 5 класса. Так они выразили свои ощущения.

(Включается экран)

Теперь посмотрим на экран. Картины гениальных русских художников Ивана Ивановича Шишкина «Золотая осень», «Осень», Исаака Ильича Левитана «Золотая осень», «Осенний день. Сокольники».
Ребята, а если человек не умеет рисовать так, но хочет донести людям красоту, которую сам видел. Как ему запечатлеть красоту?

Д. – Взять фотоаппарат.

Учитель. Правильно. Давайте посмотрим фотографии, сделанные в нашей осенней тундре.

Физминутка

Учитель. Очень любил осень А.С.Пушкин за волшебное многоцветье красок. Одно из многочисленных его шедевров нам прочитает Валера Мельник. А вы записывайте теплые или холодные слова.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятно мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.

Учитель. Никто так полно не отразил русскую осень как Пушкин. Он писал об осени «И с каждой осенью я расцветаю вновь…».
Конечно, осень – прекрасное волшебное время года.
Наши земляки – поэты северной земли: Николай Колычев, Владимир Смирнов, Владимир Калашников, Сергей Кустов и многие другие тоже создали много шедевров о родной северной земле. Одно из четверостиший Владимира Калашникова нам прочитает Задояный Роман. Ну, а вы записывайте нужные вам слова.

Осень

Осенние капли стучат в подоконнике.
Их слёзы – следы – на холодном стекле.
И Мурманск притих, как птенец на ладони.
Седой от туманов, застыл в тишине.

А я прочитаю вам немного шутливое стихотворение Сергея Кустова «Опавшие листья».

Читает учитель.

Опавшие листья

Листья ветер гоняет,
Некуда им деваться,
Листья бегают друг за другом,
А я буду смеяться.
Листья тоже смеются
Они в футбол играют.
Команда жёлтых, команда красных
Весело мячик гоняют.
Кому забили гол,
Нет ответа на этот вопрос.
Ветер обе команды
Подхватил и куда-то унёс.

Учитель. А теперь попробуйте охарактеризовать одним словом свое внутреннее состояние, когда вы слышите слово «Осень». Начнём с меня – для меня осень – это дождь. А для вас?

(Учитель опрашивает каждого. Ответы детей.)

Учитель. Молодцы. Какой разнообразный внутренний мир. Прочитайте молча слова, которые вы записали и найдите одно слово, которое заставило сильно биться ваше сердце. Подчеркните его.

Звучит музыка.

Аутотренинг

Закройте глаза. Вы спокойны, вы совершенно спокойны. Ваши мысли настроены на творчество. Перед вами слова, они складываются в словосочетания, словосочетания в предложения, из предложений рождается текст. Вы возьмете ручки, посмотрите на слова и начнете писать. Запомните – все способны писать! Я верю в вас и знаю, что у вас всё получится. Вы самые талантливые.

– Открываем глазки, берём в руки ручки.

Раскрывается нижняя часть доски.

– Посмотрите на доске неоконченные фразы, которые могут быть началом вашей работы. Приступаем. Я пишу вместе с вами. Всем удачи!

Звучит музыка.

Итог урока:

– Сегодня вы увидели, в чём заключается письменное творчество, увидели, что все способны писать, творить, а работа в мастерской у осени этому способствовала. Вы все прикоснулись к творчеству, открыли свою душу, поделились своими мыслями. Скажите, что было самым трудным при написании работы? А что вы делали с удовольствием? (Ответы детей.)

Учитель. Я возьму буквально несколько работ и прочитаю. А остальные работы мы обязательно прочтём на следующем уроке.

(Учитель читает 1-2 работы. Возможно, будут и стихи.)

У всех на столах вырезанные из бумаги цветочки: белые и жёлтые. Если вам понравилось работать в творческой мастерской и в вашей душе зажегся лучик, вы почувствовали волшебство осени – возьмите в руки жёлтый цветок, а если ваша душа осталась холодной, равнодушной и вам было не интересно – возьмите в руки белый цветок. Подумали, решили. Возьмите в руки свою работу и цветок, встанем. Хочу
сказать вам спасибо за работу. Мне было очень приятно с вами работать.

Учитель. Спасибо вам! Пожалуйста, сдайте работы и можно идти на перемену.