На современном этапе развития страны гуманизация образования как основа демократизации общества требует коренных изменений, пересмотров сложившихся устоев. Гуманизация образования представляет собой многосторонний процесс, включающий изменения целей образования, его содержания, условий образовательной деятельностью ценностных отношений участников образовательного процесса. Краеведение как основа гуманизации образования применялась в российских школах на протяжении нескольких десятилетий. Наша национальная школа выработала за много десятилетий немало интересных, продуктивных решений задач сравнительно-типологического подхода к изучению краеведения, позволяя выявить общие и национально своеобразные черты. Формирование би-культурной личности, исторически сложившегося чувства национального самосознания и общероссийского гражданского сознания, чувство любви к своему многонациональному Отечеству немыслимо без воспитания уважения к другим народам, любви и знания своего родного края. Ускоряющие темпы засилия ТВ, видео, компьютерных игр, да и немалая учебная нагрузка оттесняют от изучения краеведения. Современные дети мало посещают музеи, редко бывают на природе, мало занимаются народными промыслами. Наиболее сложным на данном этапе представляется именно эта проблема. Именно отчужденность от малой Родины порождает негативные явления нового времени. У учащихся информационное поле стало шире, появилось больше возможностей соприкоснуться с мировой историей и культурой. Изучение родного края необходимое для самопознания, самораскрытия, самоценности личности ребенка, должно вестись с начальных классов. Ведь понимание жизни как пути постоянного познания самого себя и мира воспитывается только благодаря любви к родному краю.
Многолетний анализ педагогической практики показывает что происходит постепенное смещение акцентов в работе учителя. Сегодня многие проблемы и трудности, связанные с потерей идеологии, отчасти утратили свою остроту. Учителя за сравнительно небольшой период проделали огромную, не всегда заметную для постороннего взгляда работу по значительному обновлению своего идейно-теоретического багажа, по переосмыслению казавшихся ранее незыблемыми идей и подходов, по преодолению устоявшихся стереотипов. В нынешних условиях на первый план выдвигается задача овладения методическими средствами и педагогическими технологиями, позволяющему ученику обратиться к школе как к источнику, необходимому для собственного развития. Идеи развивающего обучения открывают возможность принципиальных изменений в школе. В аспекте нравственного воспитания краеведения являются фундаментально-сущностным явлением.
Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где родился и рос. Изучение своих корней, ощущение причастности к судьбе своей страны, своего народа особенно актуальны сейчас, в период ослабления государственности, размывание целостной культуры и частичной утраты ценностей образования. Только зная заслуги и ошибки героев прошлых лет, можно оценить их по настоящему, возвысить до исторических личностей, до идеалов, которых так не хватает сегодня, когда обществу нужны люди, думающие и действующие во благо своей Родины, но не вопреки благу всего человечества.
Наша родная Татта – один из старейших улусов Якутии, известная своими сказителями, писателями, учеными. Именно из Татты вышли первые якутские писатели А.Е. Кулаковский, П.А. Ойунский, А.И.Софронов, Н.Д.Неустроев, Д.К.Сивцев, С.Р. Кулачиков, Н.Е.Мординов. Наша школа носит имя своего первого ученика Анемподиста Ивановича Софронова, одного из основоположников якутской литературы. В Татте имеются краеведческие, литературные музеи. Музейная педагогика широко используется в учебно-воспитательной деятельности школы. Изучение краеведение является неотъемлемой частью воспитания патриотизма, как основополагающего фактора нравственности и духовности.
Введение краеведение как предмета преподавания в начальных классах возможно за счет часов школьного компонента. По краеведению нами разработана программа, рассчитанная на 34 часа в каждом классе начальной школы первой ступени. Программа сопровождается 4 рабочими тетрадями для практического использования полученных знаний. Тетради содержат различные тесты, загадки, кроссворды, задания с исследовательской направленностью. Весь курс предусматривает работу с картами, глобусом. Предлагаются для учащихся первого класса такие темы: времена года, живая и неживая природа. Программа 2 класса предусматривает продолжение изучения живой и неживой природы, включение изучения материалов фольклора и культуры народа Саха.
В 3-м классе изучаются географические данные: города, улуса, природные богатства, занятость населения, обычаи и традиции, исторические предания, легенды, рассказы о народных целителях. Программа изучения краеведения в 4 классе включает такие темы как наука, культура, искусство, спорт, литература, знаменитости. Предусмотрены такие виды работ, как наблюдение, исследование, сбор и отбор информации, художественное чтение, организация диспутов, споров, обсуждений, сбор доказательств, игры, создание проектов, соревнования и. т. д.Изучение краеведения немыслимо без походов на природу, без экскурсий в музеи, в различные учреждения и предприятия. Любое дело дает добрые всходы тогда, когда оно вовлекает социум. Сферы сотрудничества для внедрения программы изучения краеведения возможны различные. Мы предлагаем прежде всего тесное сотрудничество с семьей, а также с такими организациями – Центр семьи «Эрэл», шашечно-шахматный центр, детская музыкальная школа, Центр технического творчества, библиотеки, музеи, театры, телевидение, станция юных натуралистов и школы республики.
Учитывая возрастные особенности, интересы учащихся можно дать возможность ребенку больше знать о своем родном крае, изучить особенности Якутии, повысить мотивацию к окружающему миру, воспитать гордость за свою землю и за известных, почитаемых в народе, людей, заняться исследовательской работой и мн.др.
Изучение краеведения в школе дает возможность наилучшим образом воспитать в детях нравственные качества и заботливое отношение к окружающим людям и миру. Это изучение создает условие для творческого развития как обучающихся, так и обучающих, как воспитанников, так и воспитателей, позволяет вовлекать в школьную жизнь и родителей.
Результатом работы по изучению краеведения должно явиться формирование активной жизненной позиции наших школьников.
Результатом всей учебно-воспитательной деятельности школы является: воспитание человека, готового к постоянному изменению, развитию человеческой культуры, способного на основе усвоения современной культуры продолжить эстафету поколений, управляющего здоровьем, совершенствующего нравственные качества, стремящего к познанию, к активному творчеству, с навыками для взрослой жизни.