Цели:
- повторение изученного материала;
- развитие умения практического использования теоретических знаний.
1. Класс делится на группы:
- Географы – по описанию узнать, о какой стране идет речь и показать ее на карте.
- Интеллектуалы – работают над разгадыванием кроссвордов.
- Искусствоведы – рассматривают иллюстрации и определяют, к какой стране относится то или иное изображение.
- Расшифровщики – работают с текстом, в котором допущены ошибки.
- Знатоки – работают с разными заданиями.
2. Каждая группа получает задания, над которыми
работает.
3. В то время как работают группы, выступают
«знатоки».
4. Таблица для занесения результатов.
Группа |
Задание |
Оценка |
5. После подведения итогов – награждение.
ХОД ИГРЫ
Географы
Задание: определить страну и показать её территорию на карте. Если правильный ответ будет после первого предложения – 3 балла, после второго – 2, после третьего – 1.
1. – Эта страна находится на
северо-востоке материка Африки.
– По территории этой страны течет одна из самых
больших и полноводных рек мира. (какая река –
Нил).
– В июне месяце, когда беспощадно палит солнце,
вода в реке прибывает. Начинается разлив.
Ответ: Египет.
2. – Эта страна находится на восточном
берегу этого Средиземного моря.
– На западе материка Азия.
– Занимает полоску земли между морем и горами.
Ответ: Финикия.
Географы
Задание: определить страну и показать её территорию на карте.
1. – Эта страна находится на востоке
материка – Азия.
– Эта страна расположена на большой равнине.
– По территории этой страны текут две больших и
полноводных реки.
Ответ: Китай.
2. – Эта страна находится на юге
материка – Азия.
– С трех сторон страну омывает море.
На севере страны находятся самые высокие в мире
горы.
Ответ: Индия.
Знатоки
Ответ – 2 балла, неполный ответ – 1 балл.
1 |
2 |
В Египте можно было купить дом в обмен
на кровать и два куска ткани. Почему? Ответ: В Египте не было строевого леса из которого делали мебель, а глины из которой строили дома – много. |
Отряд воинов-чужеземцев подошел к
большой полноводной реке. Это был Евфрат.
Чужеземцы посмотрели на бегущую воду и
закричали: «Быть не может! Да ведь эта река,
текущая наоборот!» Кто были эти чужеземцы? Ответ: Это были египтяне. Река Нил течет на север, а Евфрат – на юг. |
Представьте себе, что в музей попала
глиняная табличка, будто бы найденная при
раскопках. А на табличке надпись, из которой
следует, что это письмо вавилонского царя
Хаммурапи фараону-завоевателю Тутмосу. Признают
ли учёные это письмо подлинным или нет? Ответ: Нет. Хаммурапи жил на 250 лет раньше Тутмоса. |
В Южном Двуречье в древности богатые
люди указывали в завещании среди прочего
имущества деревянную табуретку и дверь. Почему
дети получали в наследство наряду со слитками
серебра такой странный предмет как дверь? Ответ: В Южном Двуречье нет лесов, древесина была привозной и стоила дорого. |
В глубокой древности Финикия и соседние
с ней области носили название Ханаан. Название
Финикия этой стране дали греки. «Финикийцы»
по-гречески означает «красноватые». Почему
именно так называли греки финикийцев? Ответ: Финикийцы изобрели пурпурную краску и продавали крашеные ткани далеко за пределами страны. |
Некий китайский врач навещает больного.
Дает лекарство, тот морщится, не желая пить
непривычное лекарство. Врач убеждает: «Целебные
свойства этого лекарства велики, за этим питьем
большое будущее!» Врач оказался прав – это
лекарство ежедневно пьют миллионы людей.
Пробовали и вы это лекарство. Как оно называется? Ответ: Каждый день. Это чай. |
Интеллектуалы – за правильно сделанное задание: 5 баллов.
1.
2.
Расшифровщики – за каждый правильный ответ 1 балл.
1. О финикийцах
1. Основными занятиями финикийцев были торговля и земледелие (мореплавание). 2. Купцы везли на своих быстрых кораблях шерстяное (льняное) полотно из Египта и изделия, которыми славилась сама Финикия – шелковые (пурпурные) ткани, бусы, сосуды из глины (прозрачного стекла). 3. Финикийцы основывали в странах, с которыми они торговали, свои поселения – колонии. 4. Выгода состояла в том, что товар они продавали не чужеземцам, а жившим в этих поселениях соплеменникам. 5. Самое знаменитое из таких поселений – расположенный в Северной Африке город – Мемфис (Карфаген).
2. Об Ассирии
Столица Ассирии Вавилон (Ниневия) стояла на берегу реки Тигр. Её называли в древности «логовищем львов» и «городом науки» («городом крови»). Культура (Жестокость) ассирийских правителей нашла в этих названиях точное отражение. Ассирийский царь Навуходоносор (Ашшурбанипал) был образованным человеком. Он повелел собрать в своём дворце большую библиотеку, где хранились сосуды с папирусом (глиняными табличками).
Искусствоведы
1 |
2 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Ответы: 1. Вавилон, 2. Китай, 3. Вавилон, 4. Египет, 5. Индия, 6. Египет, 7. Ассирия, 8. Египет, 9. Ассирия, 10. Китай, 11. Китай, 12. Китай.
Использованная литература:
- Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Древнего мира, «Владос», Москва, 2003.
- Брандт М.Ю. История Древнего мира. Тесты, «Дрофа», Москва, 2002.
- Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории. 5 класс, «Творческий Центр Сфера», Москва, 2002.
- Бахтина О.И. Задания для самостоятельной работы по истории древнего мира, «Просвещение», Москва, 1988.