Реализация пенсионной реформы в РФ

Разделы: Экономика


Цели:

  • сформулировать у учащихся понимание сущности пенсионной реформы, содействовать выработке умений экономического анализа и экономически грамотного поведения;
  • дать школьникам возможность самостоятельно ориентироваться в пенсионном законодательстве;
  • способствовать формированию ценностного отношения к явлениям экономической жизни.

Оснащение: мультимедийный проектор.

Источники: Конституция РФ, Трудовой Кодекс РФ, Федеральные законы о пенсионном страховании в Российской Федерации.

Основные понятия: трудовая пенсия, базовая часть пенсии, страховая часть пенсии, накопительная часть пенсии, страховщик, страхователи, Пенсионный фонд, Внешэкономбанк.

Тип урока: деловая игра.

1-й этап – организационный. Учитель сообщает тему занятия и мотивирует её выбор и формулировку, цель занятия, знакомит учащихся с нормативно-правовыми документами, разъясняет инструкцию по организации и проведению урока. Класс делится на рабочие группы в каждой из которых есть консультант, учитель выступает в роли координатора.

Рабочие группы:

1) Работники
2) Работодатели-страхователи
3) Пенсионный фонд России (ПРФ)
4) Негосударственные пенсионные фонды (НПФ)
5) Частные управляющие компании
6) Государственная управляющая компания
7) Государственные регулирующие органы.

2-й этап – каждая творческая группа представляет свою визитную карточку (домашнее задание) и показывает роль и место представляемого ими звена в общей пенсионной системе.

3-й этап – коллективное обсуждение результатов работы, фронтальная обобщающая беседа.

4-й этап – подведение итогов, суммирование подходов, оценок, формулирование общего вывода, оценивание школьников.

Результаты работы рабочих групп:

Пенсионный фонд России (ПФР)

Пенсионный фонд Российской Федерации был образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года «в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации». На протяжении десятилетий существования СССР потребности в таком учреждении не было: пенсии платились непосредственно из бюджета.

Первоначально на ПФР были возложены только функции по сбору пенсионных взносов с предприятий и по финансированию выплаты пенсий. Затем он получил право контролировать уплату взносов предприятиями. С 2002 года к нему же перешли функции по назначению пенсий, которые раньше выполняли органы социальной защиты («собесы»).

Постепенно ПФР превратился в мощное финансовое учреждение. В его центральном аппарате и территориальных органах работает около 100 тысяч человек. ПФР финансирует выплаты как трудовых пенсий всех видов (по старости, по инвалидности, по потере кормильца), так и пенсий по государственному пенсионному обеспечению (госслужащим, военнослужащим, социальных пенсий). Для выплаты пенсий он пользуется услугами почты или крупных банков, прежде всего – полугосударственного Сбербанка РФ.

Бюджет ПФР составляет более трети государственного бюджета России. Так, в 2003 году доходы ПФР были запланированы в сумме 822,8 млрд. рублей, расходы – в сумме 864,9 млрд. рублей. На 2004 год доходы запланированы в сумме 1000,3 млрд. рублей, а расходы – в сумме 946,6 млрд. рублей.

Положение Пенсионного фонда России в пенсионной реформе противоречиво. С одной стороны, ухудшение демографической ситуации ставит под сомнение его финансовую устойчивость в долгосрочном плане, поэтому стратегически для ПФР выгодна передача части пенсионных обязательств от государства к частному сектору. С другой стороны, сегодня под его контролем находятся огромные финансовые ресурсы, поэтому тактически ПФР не заинтересован в том, чтобы ускорять реализацию реформы. По крайней мере, в отношении передачи пенсионных накоплений частным управляющим компаниям и НПФ.

Работодатели

Работодатели играют в пенсионной системе России очень важную роль, причем двоякого характера.

С одной стороны, вся система трудовых пенсий основана на уплате пенсионных взносов работодателями за своих работников. Статья 6 Закона № 167-ФЗ называет их «страхователями по обязательному пенсионному страхованию» и относит к этой категории всех лиц, производящих выплаты физическим лицам по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам на выполнение работ или оказание услуг, а также авторским и лицензионным договорам. Такими страхователями по ОПС являются:

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • физические лица.

Надо сказать, что страхователями являются также и самозанятые граждане. Имеются в виду индивидуальные предприниматели, частные детективы, частные нотариусы, адвокаты и пр. Они же одновременно выступают и застрахованными лицами, поскольку платят взносы сами за себя.

При начислении зарплаты или иного вознаграждения работнику работодатель обязан уплатить за него единый социальный налог (ЕСН). Ставка налога зависит от величины общей зарплаты работника за год и отчасти от категории самого работодателя. Большая часть ЕСН идет именно на финансирование пенсий. При этом данная часть делится ещё на две или даже три неравные доли. Примерно половина суммы рассматривается как собственно налог и направляется в федеральный бюджет, а оттуда в ПФР для финансирования базовой части трудовой пенсии. Эти средства не персонифицируются, то есть не учитываются на индивидуальных счетах людей, с зарплаты которых они были уплачены. Вторая половина считается страховым пенсионным взносом – «индивидуально-возмездным вычетом». Эти деньги персонифицируются. Они идут частично на финансирование страховой части трудовой пенсии, а частично – на финансирование накопительной части (для тех категорий граждан, у которых есть накопительная часть).

С другой стороны, работодатели являются основными вкладчиками в системе дополнительного, или добровольного пенсионного обеспечения (ДПО), которая сегодня представлена в России негосударственными пенсионными фондами. Как ясно из самого названия, никто не заставляет предприятия и организации платить деньги за своих работников в НПФ: они делают это добровольно в соответствии со своей социальной и кадровой политикой. Данное явление пока не стало массовым, но все, же количество таких предприятий уже превысило 15 000. Для крупных и солидных компаний иметь свою пенсионную программу становится признаком хорошего тона.

Работники

Сами граждане, несомненно, тоже являются участниками пенсионной системы. Правда, их роль преимущественно пассивная. В системе обязательного пенсионного страхования (ОПС) они имеют статус «застрахованных лиц» – то есть работодатели платят за них пенсионные взносы, благодаря чему работники приобретают право на будущие пенсии. В системе добровольного пенсионного обеспечения (ДПО) они чаще всего являются пассивными «третьими лицами», в пользу которых работодатели заключают пенсионные договоры.

Правда, не стоит забывать, что и в системе ОПС, и в системе ДПО граждане имеют определенные права, которые в первом случае предоставляются им законом, а во втором вытекают из пенсионного договора между предприятием и НПФ либо из пенсионной программы предприятия. В обоих случаях эти права полезно знать и быть готовым к их отстаиванию, если они окажутся случайно или умышленно нарушены.

Например, гражданин получает из ПФР извещение о состоянии своего лицевого счета, в котором указана гораздо меньшая сумма пенсионных взносов за последний год, чем ему полагается исходя из его зарплаты. Произошло одно из двух: либо предприятие перечислило в ПФР заниженную сумму налога (в том числе потому, что часть зарплаты уплачивается «вчерную»), либо сам ПФР допустил ошибку и неправильно произвел запись по счету. Если человек всерьез заинтересован в своей будущей пенсии, то ему стоит потратить некоторое время, чтобы разобраться в ситуации и по возможности восстановить справедливость. Такие же проблемы могут возникать и в отношении счета, открытого гражданину в НПФ. Подобным случаям необходимо уделять внимание сразу же, а не много лет спустя при выходе на пенсию.

Наконец, работники могут участвовать в пенсионной системе и как инвесторы – точнее, как «вкладчики в свою пользу». Любой гражданин может заключить пенсионный договор с НПФ и вносить в него свои личные средства для финансирования будущей негосударственной пенсии. К сожалению, преобладающая часть населения пока не оценила всей полезности такой заботы о собственной старости (или просто не имеет «лишних» денег). Однако в перспективе эта форма работы неизбежно будет развиваться.

Негосударственные пенсионные фонды

НПФ – один из самых интересных и вместе с тем малоизвестных широкой публике участников пенсионной системы. Их особенность состоит в том, что они одновременно являются и финансовыми, и социальными институтами. Закон требует, чтобы фонды создавались только в форме некоммерческой организации и занимались исключительно пенсионной деятельностью: сбором пенсионных взносов, вложением собранных средств с целью их прироста, и главное – выплатой пенсий.

Первые НПФ возникли в России достаточно давно – еще в 1992 году, когда был подписан первый президентский Указ «О негосударственных пенсионных фондах». В 1998 году был принят закон № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», а в начале 2003 года в этот закон были внесены серьезные изменения.

Сегодня негосударственные пенсионные фонды в России имеют право работать по двум направлениям:

  1. Негосударственное пенсионное обеспечение граждан. Это традиционная деятельность НПФ: предприятия и граждане заключают договоры с фондами, уплачивают взносы в добровольном режиме, а при достижении работником пенсионного возраста он начинает получать дополнительную пенсию.
    Лицо, которое платит пенсионные взносы, называется в данном случае вкладчиком НПФ, а лицо, за которое платятся взносы и которое имеет право на получение пенсии – участником НПФ. Обычно вкладчиком выступает работодатель, а участниками – его работники. Но существует и относительно немногочисленная прослойка граждан (около 1 миллиона человек), платящих за себя взносы из собственного кармана («вкладчики в свою пользу»).
  2. Обязательное пенсионное страхование граждан. Новый вид деятельности, к которому НПФ допущены только с 2004 года. По сути дела, НПФ подключаются к государственной пенсионной системе: гражданин (в этой системе он будет называться «застрахованным лицом») сможет заключить договор с НПФ, по которому его пенсионные накопления из государственного Пенсионного фонда России будут передаваться в НПФ для формирования накопительной части трудовой пенсии. В данном случае работодатель не участвует в отношениях работника с НПФ.

В перспективе НПФ предполагают участвовать также и в третьем виде пенсионного обеспечения – профессиональных пенсионных системах. Они должны быть созданы взамен системы льготных (досрочных) пенсий для работников предприятий с тяжелыми или опасными условиями труда.

Частные управляющие компании

Доверительное управление – новый для России вид финансовой услуги. Оно означает, что собственник какого-либо имущества (денег, ценных бумаг, недвижимости и т.п.), не умеющий или не желающий самостоятельно управлять им, передает это имущество в управление другому лицу на основании договора. Собственник (учредитель управления) должен полностью доверять профессионализму, честности и порядочности управляющего. В противном случае рисковать не стоит.

Управляющий, как правило, не обещает никакого заранее гарантированного дохода, но обязуется управлять переданным ему имуществом к максимальной выгоде клиента. Доходы от управления должны доставаться клиенту за вычетом заранее определенной комиссии в пользу управляющего.

На российском рынке встречаются разные виды доверительного управления. Широко распространено индивидуальное доверительное управление ценными бумагами, когда конкретный клиент (гражданин или организация) заключает договор с конкретным управляющим. Наряду с этим существует и так называемое коллективное инвестирование, когда средства многих клиентов объединяются в общем «мешке» и управляются как единый инвестиционный портфель. Такой «мешок» называется паевым инвестиционным фондом, или ПИФом. Доли в нем, принадлежащие разным инвесторам, называются инвестиционными паями.

К коллективному инвестированию относится также управление пенсионными резервами: если НПФ собирается вкладывать деньги в акции, корпоративные облигации или векселя, он должен для этого заключить договор с УК.

Оказывать услуги по доверительному управлению ценными бумагами имеют право только организации, получившие лицензию от Федеральной службы по финансовым рынкам (ранее их выдавала Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг). Лицензии эти бывают двух видов. Если лицензию на индивидуальное доверительное управление может получить и специализированная управляющая компания (УК), и брокерская фирма, и банк, то лицензия на управление ПИФами и пенсионными резервами НПФ может принадлежать, лишь специализированной УК.
В рамках пенсионной реформы УК с 2003 года получили еще одну важную и интересную функцию: управления средствами пенсионных накоплений. Гражданин («застрахованное лицо»), на счету которого в ПФР имеются пенсионные накопления, может выбрать одну УК из числа компаний, прошедших специальный конкурс. Договор с выбранной компанией заключает ПФР, и средства пенсионных накоплений остаются собственностью Российской Федерации, но УК управляет этими средствами в интересах застрахованных лиц. Если гражданин отказался от выбора частной управляющей компании или не воспользовался своим правом выбора по незнанию, его средства будет инвестировать государственная управляющая компания – Внешэкономбанк. С 2004 года средства пенсионных накоплений могут быть переданы также в негосударственные пенсионные фонды.

Государственная управляющая компания

Если гражданин, имеющий на своем индивидуальном лицевом счете в ПФР некоторую сумму пенсионных накоплений, не выбрал себе частную управляющую компанию и не перевел средства в НПФ, то он автоматически становится клиентом государственной управляющей компании. В настоящее время на эту «должность» Постановлением Правительства РФ от 22 января 2003 г. N 34 назначен Внешэкономбанк (ВЭБ).

ВЭБ с полным основанием можно назвать очень необычной организацией с неопределенным правовым статусом. Ее полное название – Банк внешнеэкономической деятельности СССР, т.е. это банк ныне не существующего государства. Считаться банком по законодательству России ВЭБ не может по причине отсутствия соответствующей лицензии. Не имеет Внешэкономбанк и лицензии управляющей компании. Более того – непонятна даже его организационно-правовая форма.

Главная миссия ВЭБа, ради которой он был сохранен после распада СССР, это обслуживание советского внешнего долга. ВЭБ выступает техническим эмитентом валютных облигаций, выпущенных в порядке реструктуризации долгов бывшего СССР, которые приняла на себя Россия. Одновременно он сам является активным игроком на рынке валютного государственного долга России, т.е. покупает и продает отечественные государственные облигации. ВЭБ также управляет активами бывшего СССР, в том числе требованиями к тем странам, которые были должниками Советского Союза. Наконец, он осуществляет и собственные банковские операции. При этом его деятельность непрозрачна, внятная отчетность по ней отсутствует.

Впрочем, вряд ли кто-то из критиков ВЭБа всерьез опасается, что эта организация может «исчезнуть» с деньгами пенсионеров. Всё же Внешэкономбанк является государственной структурой, а профессионализма у его сотрудников достаточно. Главные проблемы ВЭБа – это узкие возможности по инвестированию средств «молчунов», так как Внешэкономбанк ограничен российскими государственными облигациями, доходность которых ниже инфляции. Кроме того, вызывают опасения информационная закрытость ВЭБа и конфликт интересов в его деятельности. См. также раздел «О Внешэкономбанке».

Вспомогательные (инфраструктурные) участники рынка

Негосударственные пенсионные фонды и управляющие компании – основные «игроки» на рынке негосударственного пенсионного обеспечения. Однако для полноценного выполнения своих функций они нуждаются в помощи других организаций и людей, которых можно назвать вспомогательными, или инфраструктурными. Это актуарии, аудиторы, брокеры, банки, специализированные депозитарии.

Государственные регулирующие органы

На протяжении многих десятилетий советской и постсоветской истории пенсии были делом государственной важности. И сегодня государство является одним из важнейших участников пенсионной системы, хотя и со своими специфическими функциями.

Помимо Пенсионного фонда России, который отвечает собственно за выплату пенсий, существует еще целый ряд государственных органов, которые регулируют пенсионную систему – как обязательную, так и добровольную.

На первое место надо поставить органы законодательной власти, то есть Государственную Думу и Совет Федерации. Они отвечают за принятие всех законов, и их роль в реформировании пенсионной системы очень велика, ведь именно через новые законы реализуются все основные пенсионные нововведения.

Не все регулирующие нормы можно установить в законах, иначе эти законы получались бы излишне подробными и требовали бы слишком частого пересмотра. По целому ряду позиций законы содержат отсылки к постановлениям Правительства, которые должны приниматься в развитие законов и в соответствии с ними. Например, общий набор ценных бумаг, в который могут инвестироваться пенсионные накопления, указан в Законе № 111-ФЗ, а конкретные процентные нормативы для разных ценных бумаг устанавливаются Правительством.

Однако законодательные органы и Правительство по своей природе не могут заниматься текущим контролем за участниками рынка. Поэтому тактические и оперативные вопросы регулирования пенсионной системы отнесены к компетенции ведомств.

До 2004 года распределение функций было следующим. Применительно к распределительной пенсионной системе регулятором выступало Министерство труда и социального развития (Минтруд России), причем оно часто принимало свои нормативные акты по согласованию с ПФР. Уполномоченным федеральным органом по контролю за инвестированием средств пенсионных накоплений управляющими компаниями было назначено Министерство финансов (Минфин России).

Регулятором негосударственных пенсионных фондов – как в части добровольного пенсионного обеспечения, так и в части обязательного пенсионного страхования, – был назначен Минтруд России, при котором действовала специализированная надзорная структура – Инспекция негосударственных пенсионных фондов.

Наконец, регулированием деятельности управляющих компаний по вопросам, не отнесенным к компетенции Минфина, а также регулированием специализированных депозитариев занималась Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России).

Административная реформа 2004 года привела к появлению нового ведомства – Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР). Она стала правопреемницей ФКЦБ по вопросам регулирования рынка ценных бумаг, а также получила полномочия Минтруда по регулированию НПФ и полномочия Минфина по контролю за инвестированием средств пенсионных накоплений управляющими компаниями. Регулирование распределительной пенсионной системы осталось за вновь созданным Министерством здравоохранения и социального развития.

Приложение 1