Кремний и его соединения. 9-й класс

Разделы: Химия

Класс: 9


Программа экскурсии:

  • Экологическая акция "И помнит мир спасенный"
  • Презентация проекта «Гранит – визитная карточка Земли».
  • Презентация исследовательского проекта «Паспорт памятника».
  • Устный журнал ”С чего начинается память о войне“
  • Рассказы детей из истории своей семьи «Далёкой войны солдат»

Подготовку к уроку необходимо начать за 7-10 дней. Девятиклассники работали над проектами: «Гранит – визитная карточка Земли», «Паспорт памятника». Обучающиеся готовили информацию из истории своей семьи «Далёкой войны солдат».

Цели урока:

  • Образовательные: формирование представлений о кремнии, его соединениях, их физических и химических свойствах на основании строения, значение кремния в природе и для человека.
  • Развивающие: установление причинно-следственных связей в ходе обсуждения вопроса, развитие логического мышления детей.
  • Воспитательные: формирование и развитие социально значимых ценностей девятиклассников, направляющих их личностное и социальное самоопределение, а именно:
    • национального достоинства;
    • толерантного отношения к членам социума;
    • активной жизненной позиции;
    • любви к Родине, чувства общности и принадлежности семье;
    • готовности к защите своего Отечества;
    • чувства ответственности перед собой и другими.

ХОД УРОКА

Первый урок по теме соответствует программному материалу и сопровождается компьютерной презентацией.

Учитель демонстрирует на слайдах изображение китайского погребального сосуда эпохи неолита, самородка опала, дюн на Куршской косе, кремниевый мушкет, растение хвоща, радиолярии, губки и фотографию обелиска (1941-1945), находящегося в поселке Новый Каракан.

Учитель: Что объединяет эти объекты между собой?
Учащиеся (предполагаемый ответ): Все они состоят из веществ, в состав которых входит кремний.
Учитель: Какие ассоциации возникают у вас при слове «Кремний»?
Учащиеся: прочный, твердый, камень. Возможно, кто-то вспомнит выражение «не человек, а кремень».
Учитель: Название «кремний» произошло от латинского «ляпис креманс», что означает – «камень, дающий огонь», или кремень. Кремень, по латыни «силекс», от этого слова происходит научное название элемента – силициум.
Учитель: Тема нашего урока «Кремний и его соединения»
«Кремний – основа земной коры», – писал академик А.Е. Ферсман
Кремний – самый распространенный элемент земной коры. После кислорода он занимает II место по массе.
В.И. Вернадский говорил, что «никакой организм не может существовать без кремния». У кремния особая роль. Он – пьезоэлемент. Кремний может превращать один вид энергии в другой: механическую в электрическую, световую в тепловую и др. При недостатке кремния в организме человека нарушается баланс обмена веществ, так как более 70 других элементов просто не усваиваются.
Далее учащимся предлагается самостоятельная работа по учебнику О.С. Габриеляна. На слайдах расположены задания. Предлагается в рабочих тетрадях охарактеризовать кремний как химический элемент и как простое вещество.

1. Кремний как химический элемент (стр. 178, Химия-9, О.С. Габриелян)

2. Кремний как простое вещество (стр. 180–185, Химия-9, О.С.Габриелян)

Кремний как химический элемент

  • Положение в периодической системе
  • Строение атома. Электронная формула
  • Возможные степени окисления
  • Распространенность в природе

Кремний как простое вещество

  • Строение кремния
  • Свойства кремния:
    • физические
    • химические
  • Применение кремния и его соединений
  • История открытия кремния

Учитель задает домашнее задание: п.31, упр.4 (а, б)

Второй урок – экскурсия

Программа урока-экскурсии:

1. Экологическая акция «И помнит мир спасенный» – уборка территории у памятника. (10 мин.)

2. «Гранит – визитная карточка Земли». Представление и защита индивидуального проекта. (5 мин.)

Школьник 1: Среди геологов существует выражение «Гранит – визитная карточка Земли». И это, правда, так как ГРАНИТ –самая распространенная горная порода в континентальной земной коре. Окраска гранита преимущественно светло-серая, но нередки также розовые, красные, желтые и даже зеленые (амазонитовые) граниты. Цвет гранита, как правило, определяет преобладающий в его составе минерал – калиевый полевой шпат. Кварц присутствует в виде стекловидных трещиноватых зерен; обычно он бесцветен, в редких случаях имеет голубоватый оттенок, который может приобретать вся порода. Среди пород натурального камня гранит отличает долговечность, прочность, устойчивость к атмосферным и химическим воздействиям. Гранит использовались людьми еще в древности. Например, египтяне использовали его при постройке своих знаменитых пирамид. Природный камень по-прежнему находит широкое применение в различных областях жизни современного человека. Изделия из гранита являются показателем отличного вкуса. Обелиск в нашем посёлке представляет собой розовую мраморную плиту с рельефным изображением высеченным на нем годы войны 1941-1945 г.г., знамя Победы и солдатская каска. Можно предположить, что мрамор содержит оксид железа, который окрашивает его в красный цвет. Перед обелиском установлена черная гранитная плита на ней лежит пятиконечная звезда с углублением в середине для огня.

3. Презентация «Паспорта памятника». Исследовательский проект обучающихся 9 класса. (7 мин.)

Школьник 2: При осмотре и фотографировании памятника мною заполнялся «Паспорт памятника», составленный с помощью учителя истории Ненашевой О.И.. и директора сельского дома культуры Смирновой Г. Г. (Приложение 1) В ходе обработки собранных материалов удалось вычислить основные характеристики памятника. Инициатором создания памятника является разрез «Караканский» (директор Магилин А.В).

4. Устный журнал«С чего начинается память о войне» (4 мин.)

Ученик 1:

Память, память, за собой позови
В те тревожные, далекие дни.
Ты героев ушедших сейчас оживи,
А живущим ныне юность верни.

Ученик 2:

Память! Память!
Ты же можешь, ты же должна
Стрелки на мгновенье повернуть
Мы хотим не просто вспоминать имена
Мы хотим в глаза им заглянуть
Память! Память!

Ученик 1: Прошло много лет с того ракового утра 22 июня 1941 года, а наша память вновь и вновь возвращается опять к суровым годам войны. Возвращается потому, что война была не только бедой, опалившей своим огнем каждую семью, но и суровым испытанием, проявившим силу духа и нравственное величие советского человека.

Ученик 2: Сегодня мы – дети, внуки, правнуки, ветеранов ВОВ низко кланяемся вам за мужество и стойкость, терпение и милосердие, за беспредельную любовь к Отчизне и горячую веру в Победу.

5. «Далекой войны солдат» – рассказы детей из истории своей семьи (15 мин.)

6. Рефлексия (4 мин.)

«Сегодня я узнал, что …, этому способствовало…»