Программа экскурсии:
- Экологическая акция "И помнит мир спасенный"
- Презентация проекта «Гранит – визитная карточка Земли».
- Презентация исследовательского проекта «Паспорт памятника».
- Устный журнал ”С чего начинается память о войне“
- Рассказы детей из истории своей семьи «Далёкой войны солдат»
Подготовку к уроку необходимо начать за 7-10 дней. Девятиклассники работали над проектами: «Гранит – визитная карточка Земли», «Паспорт памятника». Обучающиеся готовили информацию из истории своей семьи «Далёкой войны солдат».
Цели урока:
- Образовательные: формирование представлений о кремнии, его соединениях, их физических и химических свойствах на основании строения, значение кремния в природе и для человека.
- Развивающие: установление причинно-следственных связей в ходе обсуждения вопроса, развитие логического мышления детей.
- Воспитательные: формирование и развитие
социально значимых ценностей девятиклассников,
направляющих их личностное и социальное
самоопределение, а именно:
- национального достоинства;
- толерантного отношения к членам социума;
- активной жизненной позиции;
- любви к Родине, чувства общности и принадлежности семье;
- готовности к защите своего Отечества;
- чувства ответственности перед собой и другими.
ХОД УРОКА
Первый урок по теме соответствует программному материалу и сопровождается компьютерной презентацией.
Учитель демонстрирует на слайдах изображение китайского погребального сосуда эпохи неолита, самородка опала, дюн на Куршской косе, кремниевый мушкет, растение хвоща, радиолярии, губки и фотографию обелиска (1941-1945), находящегося в поселке Новый Каракан.
Учитель: Что объединяет эти
объекты между собой?
Учащиеся (предполагаемый ответ): Все они
состоят из веществ, в состав которых входит
кремний.
Учитель: Какие ассоциации
возникают у вас при слове «Кремний»?
Учащиеся: прочный, твердый, камень.
Возможно, кто-то вспомнит выражение «не человек,
а кремень».
Учитель: Название «кремний»
произошло от латинского «ляпис креманс», что
означает – «камень, дающий огонь», или кремень.
Кремень, по латыни «силекс»,
от этого слова происходит научное название
элемента – силициум.
Учитель: Тема нашего урока «Кремний
и его соединения»
«Кремний – основа земной коры», – писал
академик А.Е. Ферсман
Кремний – самый распространенный элемент земной
коры. После кислорода он занимает II место по
массе.
В.И. Вернадский говорил, что «никакой организм не
может существовать без кремния». У кремния
особая роль. Он – пьезоэлемент. Кремний может
превращать один вид энергии в другой:
механическую в электрическую, световую в
тепловую и др. При недостатке кремния в организме
человека нарушается баланс обмена веществ, так
как более 70 других элементов просто не
усваиваются.
Далее учащимся предлагается самостоятельная
работа по учебнику О.С. Габриеляна. На слайдах
расположены задания. Предлагается в рабочих
тетрадях охарактеризовать кремний как
химический элемент и как простое вещество.
1. Кремний как химический элемент (стр. 178, Химия-9, О.С. Габриелян)
2. Кремний как простое вещество (стр. 180–185, Химия-9, О.С.Габриелян)
Кремний как химический элемент
- Положение в периодической системе
- Строение атома. Электронная формула
- Возможные степени окисления
- Распространенность в природе
Кремний как простое вещество
- Строение кремния
- Свойства кремния:
- физические
- химические
- Применение кремния и его соединений
- История открытия кремния
Учитель задает домашнее задание: п.31, упр.4 (а, б)
Второй урок – экскурсия
Программа урока-экскурсии:
1. Экологическая акция «И помнит мир спасенный» – уборка территории у памятника. (10 мин.)
2. «Гранит – визитная карточка Земли». Представление и защита индивидуального проекта. (5 мин.)
Школьник 1: Среди геологов существует выражение «Гранит – визитная карточка Земли». И это, правда, так как ГРАНИТ –самая распространенная горная порода в континентальной земной коре. Окраска гранита преимущественно светло-серая, но нередки также розовые, красные, желтые и даже зеленые (амазонитовые) граниты. Цвет гранита, как правило, определяет преобладающий в его составе минерал – калиевый полевой шпат. Кварц присутствует в виде стекловидных трещиноватых зерен; обычно он бесцветен, в редких случаях имеет голубоватый оттенок, который может приобретать вся порода. Среди пород натурального камня гранит отличает долговечность, прочность, устойчивость к атмосферным и химическим воздействиям. Гранит использовались людьми еще в древности. Например, египтяне использовали его при постройке своих знаменитых пирамид. Природный камень по-прежнему находит широкое применение в различных областях жизни современного человека. Изделия из гранита являются показателем отличного вкуса. Обелиск в нашем посёлке представляет собой розовую мраморную плиту с рельефным изображением высеченным на нем годы войны 1941-1945 г.г., знамя Победы и солдатская каска. Можно предположить, что мрамор содержит оксид железа, который окрашивает его в красный цвет. Перед обелиском установлена черная гранитная плита на ней лежит пятиконечная звезда с углублением в середине для огня.
3. Презентация «Паспорта памятника». Исследовательский проект обучающихся 9 класса. (7 мин.)
Школьник 2: При осмотре и фотографировании памятника мною заполнялся «Паспорт памятника», составленный с помощью учителя истории Ненашевой О.И.. и директора сельского дома культуры Смирновой Г. Г. (Приложение 1) В ходе обработки собранных материалов удалось вычислить основные характеристики памятника. Инициатором создания памятника является разрез «Караканский» (директор Магилин А.В).
4. Устный журнал«С чего начинается память о войне» (4 мин.)
Ученик 1:
Память, память, за собой позови
В те тревожные, далекие дни.
Ты героев ушедших сейчас оживи,
А живущим ныне юность верни.
Ученик 2:
Память! Память!
Ты же можешь, ты же должна
Стрелки на мгновенье повернуть
Мы хотим не просто вспоминать имена
Мы хотим в глаза им заглянуть
Память! Память!
Ученик 1: Прошло много лет с того ракового утра 22 июня 1941 года, а наша память вновь и вновь возвращается опять к суровым годам войны. Возвращается потому, что война была не только бедой, опалившей своим огнем каждую семью, но и суровым испытанием, проявившим силу духа и нравственное величие советского человека.
Ученик 2: Сегодня мы – дети, внуки, правнуки, ветеранов ВОВ низко кланяемся вам за мужество и стойкость, терпение и милосердие, за беспредельную любовь к Отчизне и горячую веру в Победу.
5. «Далекой войны солдат» – рассказы детей из истории своей семьи (15 мин.)
6. Рефлексия (4 мин.)
«Сегодня я узнал, что …, этому способствовало…»