Реакции ионного обмена

Разделы: Химия


Цели

  • Образовательная: изучить особенности реакций ионного обмена; сформировать умения записывать уравнения реакции в молекулярной и ионной формах, развивать умения работать с таблицей растворимости.
  • Развивающая: развивать логическое мышление, память, внимание, умение сравнивать и анализировать, умение применять полученные знания и навыки при выполнении практических упражнений.
  • Воспитательная: воспитывать трудолюбие, культуру речи и общения, самостоятельность в выборе решения проблемы.

Оборудование: на каждом столе набор пробирок, растворы гидроксида натрия, соляной кислоты, сульфата меди (II), фенолфталеина, хлорида натрия.

ХОД УРОКА

I. Актуализация знаний и повторение материала предыдущего урока.

1. Проверка домашнего задания у доски.

2. Индивидуальная работа по карточкам (5-6 человек) разного уровня сложности.

1) Допишите определения и приведите примеры:

К сильным электролитам относят вещества, которые …
Пример: __________________________________________.

К слабым электролитам относят вещества, которые… .
Пример: __________________________________________.

2) Подчеркните формулы сильных электролитов:

H2S, K2CO3, Na3PO4, H2SO4, H2O (дистил.), cахар, NaOH, HNO3, H2SiO3, Ba(OH)2

3) Заполните пропуски в схемах электролитической диссоциации следующих веществ:

а) CuCl2––> Cu2++ ___ Cl;
б) K2S ––>___ K++S2–;
в) AgNO3 ––> ______ + NO3
г) Fe2(SO4)3 ––> ___ Fe3+ + ___ SO42–

4) Заполните пропуски в схемах электролитической диссоциации следующих веществ:

а) Li24 ––> ___ Li+ + ______ ;
б) Са(NO3)2 ––> ____ + ___ NO3;
в) Сr2(SO4)3 ––> 2 ___+3 _____
г) NaBr ––> _____ + ______

5) Напишите схемы электролитической диссоциации следующих веществ:

а) Al(NO3)3––>
б) HCl ––>
в) KOH––>
г) Na2SO4––>

6) Cоставьте формулы следующих веществ и напишите схемы их электролитической диссоциации:

а) гидроксид бария
б) карбонат калия
в) нитрат калия
г) сульфат алюминия

3. Работа на интерактивной доске:

а) найти ошибки в уравнениях диссоциации

Na2CO3 = Na+ + CO32–
H2SO4 = 2H+ + SO4
CaCl2 = Ca2+ + Cl2
NaOH = Na + OH

б) Составить уравнения диссоциации с учетом коэффициентов:

Ca(NO3)2 =
2Ca(NO3)2 =
3NaCl =
2NaOH =
2Al2(SO4)3 =

II. Изучение нового материала

На прошлых уроках вы узнали, что водные растворы кислот, солей и щелочей являются электролитами, мы научились писать уравнения диссоциации этих веществ на катионы и анионы. На сегодняшнем уроке мы выясним, при каких условиях протекают реакции ионного обмена в растворах электролитов.
Вспомните, какие реакции называются реакциями обмена? Так как реакции обмена протекают в растворах электролитов, то и уравнения этих реакций будем записывать в виде ионов (т.к реакции протекают не между молекулами, а между ионами). Такие реакции будем называть ионными, а уравнения их – ионными.
В ходе лабораторного опыта выясним условия протекания ионных реакций. Инструктаж по технике безопасности.

Задание 1.Найдите на своих столах реактивы: сульфат меди и гидроксид натрия. Проведите реакцию между этими веществами. Какой признак реакции мы наблюдаем?
Пользуясь таблицей растворимости, кислот, солей и оснований и алгоритмом составления уравнений ионных реакций запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнение (1 человек работает у доски).

Задание 2. В пробирку налейте раствор гидроксида натрия и добавьте одну-две капли фенолфталеина. Прилейте к данному раствору соляной кислоты до исчезновения окраски. Как называется реакция между кислотой и щелочью? (нейтрализация). Почему она так называется? В ходе реакции образуется малодиссоциирующее вещество – вода.
Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнение.

Задание 3. К раствору карбоната натрия добавьте соляной кислоты, назовите признак реакции обмена (выделение газа), запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнение.

Задание 4. К раствору хлорида натрия добавьте раствор соляной кислоты. Происходят ли изменения? Происходит ли между этими веществами химическая реакция?
Сделайте вывод об условиях протекания реакций в растворах электролитов.

Если выделится газ –
Это раз;
И получится вода –
Это два;
А еще – нерастворимый
Осаждается продукт…
"Есть осадок", – говорим мы.
Это третий важный пункт.
Химик "правила обмена"
Не забудет никогда:
В результате – непременно
Будет газ или вода,
Выпадет осадок –
Вот тогда порядок!

III. Закрепление

1) Определите какие ионы, находясь в растворе, будут взаимодействовать между собой, образуя осадок, газ или воду.

Ca2+ NO3
Na+ SO42–
Ag+ ОН
Н+ Cl
Fe2+СО32–

2) Определите, между какими парами веществ будет происходить химическая реакция с образованием осадка, составьте молекулярные, полные ионные и сокращенные ионные уравнения возможных реакций:

HCl + K2SiO3
HCl + NaNO3
CuCl2 + NaOH

IV. Подведение итогов урока, выставление отметок

V. Домашнее задание: § 44, вопрос 2 (письменно).