Цели:
- развитие личности ребенка, его интеллектуальных способностей, творческого потенциала, интересов;
- формирование опыта социальных навыков поведения;
- комплексное развитие всех компонентов устной речи.
Комплектация:
«Волшебный замок»
«Заколдованный пруд»
«Чудесная шкатулка»
«Веселый мостик»
«Домик Бабы-Яги»
(избушка на курьих ножках)
Забор
Подставка-подиум.
Сказочные персонажи:
Летучие мыши
Веселые привидения
Волшебные рыбки
Добрые гномы
Серые мышки
Дракончик
«Говорящие» цветы и насекомые
Описание компонентов комплекса:
«Волшебный замок» – основной элемент,
представляет плоскостное изображение
средневекового замка, размером 40 х 60 см, на стенах
которого закреплены «Летучие мыши» и «Веселые
привидения».
«Заколдованный пруд» – плоскостное изображение
пруда 25 х 30 см (фанера, картон, окрашенные или
оклеенные самоклеющейся пленкой синего цвета),
на которое наклеены «Волшебные рыбки».
«Чудесная шкатулка» – деревянная шкатулка 20 х 15
х 10 см, украшенная резьбой. Накопитель наглядного
материала. В нее собираются картинки и послания,
используемые в дальнейшей работе.
«Веселый мостик» – деревянный мостик 35 х 8см, с
перилами. Служит лавным образом для отработки
пространственных предлогов, отношений и
направлений.
«Домик Бабы-Яги» – картонная коробка с
открывающейся крышей. Основное назначение –
отработка пространственных отношений.
«Сказочные персонажи», изготовленные из
деревянных прищепок, служат для передачи
посланий с различными заданиями.
Деревянный забор 12 х 40 х 120 см – обозначает
территорию замка.
Подставка-подиум 15 х 40 х 125 см удерживает весь
комплекс.
Дополнительный материал:
- Предметные картинки различной тематики: одежда, животные, профессии, сказочные персонажи и т.д.
- Сюжетные картинки, иллюстрации к художественным произведениям.
- Картинки по ЗКР.
- Наборы букв, цифр.
- Плоскостные и объемные геометрические фигуры.
- Наборы кукольной мебели.
- Мелкие игрушки.
- Пособие «Чудесная книга».
План введения игрового дидактического комплекса «Волшебный замок»:
1. Внесение забора:
Варианты:
а) воспитатель вносит забор и сообщает, что
забор передали дети из школьной мастерской;
б) забор вносят дети-шестиклассники, ранее
посещавшие группу и решившие сделать детям
подарок. Дети вместе рассматривают фотографии
тех лет, когда школьники посещали детский сад;
в) группу посещает преподаватель труда с
рассказом о школьной мастерской и в конце
встречи оставляет забор в подарок.
На протяжении нескольких дней дети обыгрывают забор (строительные, сюжетно-ролевые игры). В ходе игр дети приходят к выводу, что забор удобнее установить на подставку-подиум и выбирают подиум, понравившегося цвета.
2. Внесение замка:
Утром, придя в группу, дети обнаруживают
прикрепленное к забору изображение замка с
«веселыми привидениями» и «летучими мышами»,
держащими послание: «Здравствуйте, дети! До
Сказочного Королевства дошли слухи, что в
детском саду «Ёлочка» есть группа «Сказка».
Говорят, что здесь живут добрые, весёлые,
отзывчивые дети, которые много знают, любят
фантазировать и играть, умеют дружить. Можно мы
погостим у вас?»
Далее в разные режимные отрезки дети на стенах
замка находят всевозможные послания-просьбы,
направленные на закрепление изученной на
занятии темы или на подведение к теме нового
занятия (предварительная работа).
3. Внесение шкатулки:
В первые же дни появления замка возникает проблема: «Где хранить послания?». Выслушивая предположения детей, педагог обращает внимание детей на то, что коробочка для хранения должна быть необычной и очень красивой, потому, что замок сказочный и его обитатели уверены в том, что дети – большие выдумщики.
Варианты:
а) с участием детей: используя природный и бросовый материал (можно использовать рекомендации из пособия «Умные поделки» Т. Дегтярёвой и Н. Дегтярёвой, «Лист», Москва, 1999г.)
б) обратиться за помощью в школьную мастерскую, где учитель объясняет детям, что в мастерской ученики могут только изготовить шкатулку, а вот украсить – нет, и предлагает обратиться в ДТЮ к руководителю кружка «Деревянные узоры » – Позднякову С.Ю.
Проводится экскурсия в ДТЮ, откуда дети возвращаются с готовой шкатулкой ( или делают заказ на её изготовление).
4. Появление персонажа – Дракончика
Однажды дети находят шкатулку опустевшей. Где послания? Куда исчезли? Что нужно предпринять, чтобы послания не исчезали? Выдвигается предположение: «нужен сторож». В ходе обсуждения решается сторожем сделать дракончика, его дети делают с помощью педагога, используя рисунки и выкройки.
5. Внесение пруда
Рассматривая книги, иллюстрации о старинных
замках, воспитатель обращает внимание детей на
то, что в целях безопасности замок всегда
окружали рвом, заполненным водой. часто во дворе
замка были красивые пруд или озеро.
– Можно ли у нашего замка оборудовать водоем? Как
это лучше сделать? Кого поселим в будущий водоем?
Проводится конструирование «Рыбки в пруду», на
котором по выкройкам из картона, цветной бумаги и
деревянных прищепок дети делают пруд с золотыми
рыбками.
6. Внесение избушки на курьих ножках
На стенах замка дети находят послание : «Дети,
помогите! В нашем пустующем замке появилась
странная бабушка. Целый день топает костяной
ногой по замку, суёт свой крючковатый нос в
каждую щелку, говорит, что ей в замке нравится и
она поселится здесь навсегда. А то ещё того хуже
– летает по всем залам на метле, громко кричит и
хохочет. Милые детки, подскажите, как нам быть? Не
знаете ли вы, что это за старушка? Что нам делать,
чтобы не напугать её?»
Дети высказывают свои предположения. Далее на
протяжение ряда дней (пока детей интересует эта
тема) на стенах замка поочередно появляются
послания от Бабы-Яги и от привидений с жалобами
друг на друга, с просьбами. Баба-Яга постоянно
капризничает. Например: «Надоели мне эти летучие
мыши, я так соскучилась по шустрым серым
мышатам», «Ах, лето! Где ты? Где же мои любимые
лягушечки, бабочки, божьи коровки?», «Какой то
замок странный! Вокруг ни одного цветочка!»
Получая такие послания, дети вместе с педагогом
делают мышат, насекомых, цветы по той же
технологии, что и дракончика с рыбками.
Воспитатель насекомых и цветы приклеивает к
заборчику, мышата не закрепляются.
В итоге дети получают от Бабы-Яги послание с
жалобой на невыносимые условия жизни в замке:
«Замок слишком большой, сырой, холодный, хмурый,
угрюмый. Комнат столько, что их и за целый день не
сосчитать, а ведь приходиться в них порядок
наводить. За день намаешься, а ночью и не
отдохнешь – привидения воют и топают, дверьми да
ставнями хлопают, мебель двигают. Мыши летают –
крыльями шумят. Ох, устала, уморилась, умаялась
бабушка. Некому мне горемычной помочь. Днями и
ночами мечтаю о своей уютной избушке, да не охото
в лес дремучий возвращаться – так полюбила пруд
свой, цветочки, да и вас, сказочные детушки,
оставлять без присмотра оставить боюсь»
Дети задумываются над очередной проблемой: Как
помочь Бабе-Яге?
Решают установить рядом с замком избушку. Где взять?
а) сделать самим из картонных коробок;
б) обратиться за помощью к школьникам;
в) использовать готовую коробку из-под
новогоднего подарка.
Действуют в соответствии с выбранным вариантом. Избушку устанавливают на противоположном от замка берегу пруда.
7. Внесение мостика
Дети получают послание с очередным капризом
Бабы-Яги: «Надоело мне на метле летать. Совсем
скоро ходить разучусь. А по-другому как в замок
попадешь? С костяной ногой не очень-то
поплаваешь!»
В ходе рассуждений дети с педагогом приходят к
выводу, что оптимальный выход – мост через пруд.
Самый надежный мост изготовят в школьной
мастерской. Дети измеряют размеры будущего
моста. Обговаривается, что у мостика обязательно
должны быть перила – Баба-Яга старенькая,
переходить мостик ей удобней будет, держась за
перила. Взрослый заносит пожелания детей на
бумагу, и проект отдаётся в школьную мастерскую.
После установки моста дети получают
благодарственное письмо от Бабы-Яги.
В течение года все персонажи замка доносят до
детей послания-задания, послания-просьбы, в том
числе и от Бабы-Яги. Периодически «Волшебный
замок» посещают гости-игрушки.
Вносить игровой комплекс можно и с избушки Бабы-яги. В этом случае все персонажи и замок появляются по её требованию: «Надоела мне тесная избушка…» и т.д.