Цель занятия: научить различать рукописные строчные буквы «п» и «т» в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
- Образовательные:
- закрепление умения различать на письме буквы «п» и «т», выявлять их кинетическое сходство и различие;
- расширение и активизация словарного запаса по теме «Профессии»;
- Коррекционно-развивающие:
- формирование оптико-пространственных представлений;
- развитие навыков звукового и слогового анализа;
- развитие и коррекция зрительно-слуховых и слухо-моторных координаций;
- научить соотносить буквы со звуками и символами, сравнивать буквы «п» и «т» в слогах, словах, предложениях;
- закрепление правильного написания букв «п» и «т» на письме (изолированно, в слогах, словах, предложениях);
- развитие зрительного восприятия, произвольного внимания, непроизвольной памяти, логического и образного мышления,
- развитие конструктивной деятельности;
- Воспитательные:
- воспитывать навык работы в парах;
- воспитывать любовь к труду, уважение к людям труда.
Тип занятия: стандартное.
Форма занятия: групповая.
Оборудование:
- таблица согласных букв для развития зрительного поля и речевого выдоха;
- карточки со словами, где «п» и «т» заменены цифрами;
- карточки-вееры с буквами «п» и «т»;
- карточки с «рассыпанными» словами и слоговыми схемами;
- карточки для корректурной пробы в виде пилы;
- карточки со словами с пропущенными буквами для игры «Карусель»;
- текст пословицы на отдельном листе;
- изображения пяти домиков для «Города Мастеров» с отличительными символами (пекаря, сапожника, портного, плотника, повара);
- конверты с разрезными картинками;
- таблички с именами и отчествами.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Оргмомент
На доске таблица согласных букв.
б к з с т р м н в з р ш л н х ш б р п т с м п ж л п с х ч м н д г м к т ф т р м г н з м в д ф х г м н б с к т м с к т б в г д ж з к л м н п р с т х |
Логопед: Здравствуйте, ребята. Сначала поработаем над речевым дыханием. Сделайте вдох и на одном выдохе прочитайте чётко как можно больше согласных.
Дети выполняют задание и садятся за парты.
II. Основная часть
1. Сообщение темы занятия
Логопед: На последних занятиях мы много говорили о профессиях и инструментах, которые им необходимы. Вспомните, как называются эти профессии (предъявляются картинки с изображением уборщицы, пианиста, тракториста, портнихи, сапожника). А кто починит дверь? Парту? Стульчик? Вставит замок? (Ответ: плотник).
– А вот какой самый важный инструмент у плотника вы узнаете, отгадав загадку:
Хоть и ростом невелик,
А к почтению привык:
Перед ним дубы, и клены,
И березы бьют поклоны.
(Ответ: Топор)
Вывешивается картинка с рукописным названием.
Логопед:
– Какие две буквы в слове «топор» имеют
одинаковые элементы? («п» и «т»)
– Сегодня на занятии мы будем учиться различать
письменные строчные буквы «п» и «т».
Они похожи, и некоторые из вас путают их. Скажите,
сколько элементов у буквы «п»? У
буквы «т»?
2. Развитие слухового и зрительного гнозиса
Логопед: Откройте тетради. Представьте, что вы радисты. Азбука радистов называется азбукой Морзе. Расшифруйте мое послание.
Дети должны записать в тетради цепочку букв, ориентируясь по стуку карандаша: два удара – «п», три удара – «т». Один ученик зачитывает написанное. Остальные учащиеся проверяют. Если задание выполнено верно, то ученик ставит точку на полях напротив выполненной строки.
Логопед: Теперь восстановите буквы по точкам. Две точки – это буква «п», три точки – буква «т».
На доске написано: .. … … .. .. … .. … .. .. . (п т т п п т п т п п).
– А теперь запишите буквы по арабским цифрам.
На доске написано: 2 3 3 2 3 2 2 3 (п т т п т п п т)
– по римским цифрам.
На доске написано: II III III II II III III II (п т т п п т т п)
Каждая строчка проверяется самостоятельно и
оценивается самим учеником.
– А сейчас, давайте попробуем расшифровать
сначала буквосочетания, а затем и слова.
Логопед предъявляет учащимся карточки с зашифрованными слогами и словами:
с2а, 3во,3ра, 2лу;
2у3ь, кус3, ло2а3а, 3о2ор, 2ила.
3. Физминутка (активная)
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо, поворот.
Наклониться, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили!
4. Соотнесение звука с буквой (развитие зрительно-слуховых координаций)
Логопед: Я назову вам слова, а вы должны показать те буквы, которые нужно написать в этих словах.
Повар, половник, кастрюля, наперсток, плотник, утюг, портниха, пылесос, молоток.
Логопед: Скажите, кому нужен пылесос? Наперсток? Молоток? и т.д.
5. Развитие слухового гнозиса
Логопед: Я буду называть слова. Если в слове есть звук «п», то вы должны дотронуться правой рукой до левого уха, если «т» – левой рукой до правого уха.
Доктор, водитель, пекарь, фотограф, прыгун, нитка, пальто, напильник, лопата.
6. Зрительная гимнастика
Дети выполняют каждое упражнение по порядку номеров 8 раз.
7. Работа в парах
Логопед: Теперь будем работать в
парах. У вас на столах прямоугольные карточки.
Из букв,
написанных слева, соберите слово и найдите ему
подходящую слоговую схему из трех предложенных:
– Запишите нужную схему в тетрадь, а под ней – составленное слово. Проверьте правильность написания букв «п» и «т», поставив над ними точки по количеству элементов в этих буквах.
Логопед: Теперь возьмите карточку в виде «пилы». На ней написана длинная строчка букв. Среди этого ряда найдите и подчеркните три слова.
– Какие слова нашли?
– Выпишите только то слово, которое обозначает
профессию (плотник, портной, повар).
– Выпишите слово, которое обозначает инструмент
для этой профессии (пила, наперсток, половник).
Логопед: А сейчас поиграем в игру «Карусель». (Дети работают в парах сменного состава. Каждому учащемуся выдается по две карточки со словами, в которых пропущены одновременно буквы «п» и «т». Трое учащихся встают спиной в круг, трое – лицом в круг, напротив своего «напарника». Учащиеся поднимают карточку сначала в правой руке, затем – в левой, так, чтобы её смог прочитать «напарник». Разгадав слова друг у друга, учащиеся должны шепнуть их своему «напарнику». По команде (бубном, хлопком) происходит переход учащихся наружного круга по часовой стрелке. Таким образом, переходы выполняются до тех пор, пока каждый учащийся не окажется у своего первого «напарника»).
Логопед. Садитесь за парты. Вспомните слова, которые вы отгадывали. Запишите в тетради по два слова, которые запомнили.
(_арус, кос_ь, _исьмо, _кань, _ро_а, _пу_ь, _ар_а, с_е_ь)
8. Физминутка (релаксация)
Дети свободно сидят за партами, закрыв глаза и положив голову на сложенные руки. Играет музыка.
"Вы – художник. Давайте нарисуем картину. Это будет лето. Рисуем траву слева – направо. Трава у каждого художника разная: у кого-то высокая, у кого-то низкая, в тёмных или светлых тонах, густая или редкая. Теперь рисуем небо... Светлое, с лёгкими перьями облаков. Выглянуло солнышко. Рисуем его яркие и длинные лучи. Вдруг ваша картина ожила. Вам тепло и светло под солнцем. Его радужные блики освещают всё вокруг. Вы зажмурились... И незаметно для себя открыли глаза".
9. Письмо по памяти
Логопед: Много пословиц в русском языке посвящено профессиям. Какие пословицы о профессиях вы помните? (Ответы детей)
На доске написана пословица: «Плотник топором думает».
Логопед: Прочитайте пословицу «про себя». Постарайтесь запомнить.
Детям даются 3-5 секунд для запоминания. По истечении времени текст закрывается.
Логопед: Теперь запишите пословицу в тетради, как запомнили.
Текст открывается. Все сверяют свою работу.
Логопед: Кто написал без ошибок? С одной ошибкой? С двумя?
10. «Город Мастеров»
Логопед: Ребята! Я вас хочу пригласить на экскурсию в город Мастеров. Заглянем на улицу, где живут мастера.
На доске изображение пяти домиков с предметными указателями: сапог – сапожник, булка – пекарь, половник – повар, топор – плотник, платье – портной.
– Давайте узнаем, какой мастер в каком домике живет? На этом домике вы видите сапог. Какой мастер здесь живет? А здесь? А в этом домике? и т.д. (Ответы детей).
– Посмотрите, у сапожника и пекаря уже оформлены витрины, а у плотника, повара и портного – нет. Мы можем им помочь собрать витрины. У вас на столе лежат конверты с деталями витрин.
Дети собирают разрезные картинки-«витрины». Затем логопед заменят разрезные картинки заготовленными ранее целыми и вместе с детьми прикрепляет их к соответствующим домикам.
Логопед: На двери каждого мастера жители города повесили таблички с именами и отчествами (ведь жители города очень уважают своих мастеров!).
Под домиками размещены карточки с именами мастеров, предварительно закрытые полосой бумаги. Логопед снимает бумагу.
Логопед: Прочитайте, как зовут сапожника? (Виталий Архипович). А пекаря? (Екатерина Петровна).
– Смотрите, ребята! А в этих именах и отчествах буквы почему-то исчезли. А-а-а! Ведь ночью был сильный ветер, и, наверно, поэтому некоторые буквы потерялись. Давайте поможем вернуть их на место.
Дети вставляют пропущенные буквы.
Логопед: Теперь прочитайте имя и отчество плотника (Ана_олий С_е_анович), повара (Конс_ан_ин Ар_ёмович), портнихи (Ан_онина Вик_оровна).
11. Работа с искаженным текстом
На доске размещён лист ватмана с искажённым текстом.
Нравятся тростые вещи:
Молопок, потор и клещи.
С инструментами дружу,
В мастерскую к ним хожу.
Логопед: Прочитайте загадку. Заметили ли вы ошибки? В каких словах? Давайте исправим их.
Один ученик исправляет красным маркером ошибки в тексте.
Логопед: О ком идет речь в этой загадке? (О плотнике)
III. Итог занятия
Логопед: Давайте вспомним, о каких профессиях мы сегодня говорили. (Ответы учеников) Все эти люди были мастерами своего дела, не зря они жили в городе Мастеров. Как, по-вашему, что нужно, чтобы стать настоящим мастером в своей профессии? (Ответы детей: надо много знать, хорошо учиться, трудиться).
– А какое сейчас у вас главное дело? (Учиться) Вот и сегодня мы учились различать буквы «п» и «т», что в дальнейшем быть грамотными и настоящими мастерами своего дела.