Цели:
- Познакомить с русской сказкой «Напуганные медведь и волки»: формировать умение анализировать сказку.
- Развивать умение правильно и выразительно читать сказку, определять основную идею, предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации.
- Развивать умение выражать своё отношение к прочитанному и обобщать полученную информацию.
- Воспитывать самостоятельность, усидчивость, прививать коммуникативные навыки.
Оборудование: таблица со словарными словами, картинки персонажей сказки, ключевые слова по содержанию
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
– Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Желаю вам всем удачи на уроке!
II. Повторение. Актуализация опорных знаний.
1. Проверка домашнего задания. Повторение видов сказок (бытовые, волшебные, анималистические), их признаков. Дети читают наизусть русскую сказку «Лиса и рак». Учитель подводит детей к основной мысли сказки (Ум и находчивость дороже силы; не рой другому яму – сам в неё попадёшь).
2. Учитель обращает внимание на тему урока, записанную на доске. Начинает открывать картинки с изображениями медведя и волка.
– Какими в сказках бывают медведь и волк? (Серый
волк, злой, косолапый, сильный, Михайло Потапыч,
Михайло Иваныч)
– Можно ли их назвать трусливыми?
– Кто, по-вашему, способен их напугать?
Учитель подводит к знакомству с такой сказкой, где медведя и волка напугает, тот, на кого и не думали.
III. Работа по теме урока
3. Первичное чтение 1 части учителем.
– Какие чувства у вас возникли, что заинтересовало?
4. Словарная работа по 1 части:
– Сена клок – и тот пополам (дружно, в согласии);
– Где плохо лежит – тут у него и брюхо болит
(хитрый, вороватый);
– Удавку припасала (захотела убить).
5. Беседа по содержанию.
– Кто же герои сказки? (Открываются картинки)
– Как жилось коту Ваське? Почему ему так жилось?
– Ребята, мы сегодня не только знакомимся со
сказкой, но и будем учиться находить эпитеты (открывается
карточка с термином).
Эпитет – это красочное описание
предмета или существа. Читаем вместе со мной,
постарайтесь не отставать от меня и не делать
ошибок.
– Ребята, как красочно описывается кот в сказке? (Вор и разбойник, котишко-мурлышко, серый лобишко, бестолковый лоб) Это и есть эпитеты, без них текст был бы не ярким, не интересным.
Физминутка (про медведя)
6. Чтение 2 части.
– Как вы думаете, козёл, баран и кот Васька –
это главные герои сказки? (Возможно, но нужно
читать дальше)
Чтение маленькими частями отдельными учащимися.
– Теперь мы уже можем сказать, кто главные герои
сказки? (Кот, баран, козёл – главные герои
сказки)
7. Словарная работа:
Берёста (кора берёзы), затопил стог сена (зажёг), пасека (место, где расположены ульи), хворь прикинулась (заболел), ночь делить (ночевать вместе, ждать наступления утра), названый брат. (Не родные, а которые крепко дружат, почти родные братья)
8. Беседа по содержанию 2 части.
– Что задумали кот, баран и козел? Кто ими командовал? (Подвести к тому, что кот смекалистый, изворотливый) Найдите рифмованные строки («вину свою приносил, прощения просил», «пыль столбом подымается, трава к земле приклоняется», «по горам, по долам, по сыпучим пескам»).
9. Словарная работа: речь повёл (о мудрецах, об уважаемых людях)
10. Чтение сказки до конца учителем (дети читают шёпотом).
11. Беседа по содержанию.
– Как обратился кот к волкам? (Вводил в
заблуждение)
– Добивается ли он того, чтобы ему поверили? (Зачитать
последние слова котишки)
12. Работа со средствами языковой выразительности.
– Давайте посмотрим, какие эпитеты есть в этой части сказки («Белый волк, над волками князь», «мурлышко», «большой брат») Какое сказочное выражение часто встречается в русских сказках? («Нерусским духом пахнет»)
IV. Обобщение
– Ребята, какая же это сказка? (Анималистическая)
– Чему она учит? А в жизни людей такие ситуации
встречаются? Попробуйте из предложенных
пословиц выбрать ту, которая выражает основную
мысль этой сказки.
1. И сила уму уступает.
2. Не тот борец, что поборол, а тот, что вывернулся.
3. Разум силу победит.
4. Сколько голов, столько и умов.
– Какой же кот в русских сказках? Чему можно у
него поучиться? (Хитрости, находчивости, уму)
V. Оценивание работ учащихся. Итог урока.