Реализация межпредметных связей (математика + физика) при изучении математики. 7-й класс

Разделы: Математика

Класс: 7


На уроках математики в 7 классе школьники учатся работать с математическими выражениями, а задача преподавания физики состоит в том, чтобы ознакомить учащихся с переходом от физических явлений и связей между ними к их математическому выражению и наоборот.

Примером работы с выражениями могут являться задачи на составление выражения для вычисления цены деления шкалы измерительных приборов.

В учебнике А.В. Перышкина «Физика. 7 класс» приводится алгоритм определения цены деления прибора.

Для того чтобы определить цену деления шкалы прибора, необходимо:

– найти два ближайших штриха шкалы, возле которых написаны значения величины;
вычесть из большего значения меньшее и полученное число разделить на число делений, находящихся между ними.

По данному алгоритму учащиеся могут составить числовое выражение.
В теме «Выражения» для перехода от физических явлений к математическому выражению целесообразно использовать задачи на движение, с чего и начинается изучение этой темы в учебнике алгебры для 7 класса Ю.Н. Макарычева.

При изучении темы «Сравнение значений выражений» в вышеуказанном учебнике используется задача на движение, в которой можно использовать знания, полученные учащимися при изучении темы по физике «Механическое движение», где вводятся основные характеристики механического движения:

  • траектория – некоторая линия, вдоль которой движется тело;
  • длина траектории – пройденный путь;
  • скорость при равномерном движении – величина, которая показывает, какой путь прошло тело в единицу времени;
  • скорость при неравномерном движении – средняя скорость, которая равна отношению всего пути ко всему времени движения

Задача

Автомобиль «Жигули» прошел 700 км за х ч, автомобиль «Москвич» прошел 630 км за у ч. Сравните средние скорости автомобилей, если:

а) х = 12,5, у = 10,5;
б) х = у = 14.

В школьных курсах математики и физики имеет место несоответствие между символикой, что нарушает единство рассматриваемого процесса, поэтому, на мой взгляд, при решении задач с физическим содержанием желательно придерживаться тех обозначений, которые приняты в физике. 

Решение:

Введем обозначения для каждого автомобиля:

  1. «Жигули»:
    • пройденный путь – s1;
    • время – t1;
    • средняя скорость – v1.
  2. «Москвич»:
    • пройденный путь – s2;
    • время – t2;
    • средняя скорость – v2.

Составим выражения для вычисления средней скорости каждого автомобиля:

Вычислим средние скорости автомобилей и сравним их:

а)  
следовательно: v1 < v2;

б)
следовательно: v1 > v2.

Ответ: а) v1 < v2;    б) v1 > v2.

При изучении темы «Решение задач с помощью уравнений» также можно использовать задачи на движение, применяя алгоритм решения задач, который предлагается в учебнике алгебры, а обозначения, используемые в физике.

Задача

Из двух городов, расстояние между которыми s км, навстречу друг другу одновременно выехали два автомобиля. Скорость одного из них v1 км/ч, а скорость другого v2 км/ч. Через сколько часов они встретятся?

Решение:

1) За неизвестное принимаем время t, через которое автомобили встретятся. За это время первый автомобиль проедет расстояние , а второй – . По условию сумма этих расстояний будет расстоянием между городами.
Составляем уравнение:

2) Решаем полученное уравнение:

 

Полученное выражение в общем виде задает формулу для определения времени, через которое должны встретиться движущиеся навстречу друг другу тела.

Задачи на движение используются и при изучении линейной функции и ее графика.
В физике основной задачей кинематики является определение положения тела в пространстве в любой момент времени. Один из способов задания положения тела – это координатный метод, т.е. кинематическими уравнениями:

x = x(t),
y = y(t),
z = z(t).

Прямолинейное равномерное движение вдоль оси Х описывается уравнением: , которое представляет собой линейную функцию, где х0 – начальная координата тела, vx – скорость вдоль оси Х. Графиком линейной функции является прямая.
Задача с использованием уравнения описывающего равномерное прямолинейное движение и его график приводится в разработке урока по теме «Линейная функция и ее график».
Последняя тема, изучаемая в 7 классе, «Линейные уравнения с двумя переменными и их системы». Рассмотрим задачу на относительность движения, при решении которой используется система линейных уравнений с двумя неизвестными.

Задача

За 3 ч по течению и 4 ч против течения теплоход проходит 380 км. За 1 ч по течению и 30 мин против течения теплоход проходит 85 км. Найдите собственную скорость теплохода и скорость течения.

Решение:

1) За неизвестные принимаем скорость теплохода vт км/ч и скорость течения реки vр км/ч. По условию задачи 3(vт + vр) + 4(vт – vр) = 380, а  (vт + vр) + 0,5(vт  – vр) = 85. Составляем систему уравнений:

Решая полученную систему, получаем: vт=55 км/ч, аvр=5км/ч.

Собственная скорость теплохода 55 км/ч, а скорость течения реки 5 км/ч

Ответ: 55 км/ч; 5 км/ч.

Преподавание ведется из расчета 3 часа в неделю с использованием базового учебника Ю.Н. Макарычева, Н.Г. Миндюк, К.Е. Нешкова, С.Б. Суворовой под редакцией С.А. Теляковского «Алгебра. 7 класс» (М.: Просвещение, 2005).

Класс Темы по математике Темы по физике
7 1. Выражения, тождества, уравнения:
  • числовые выражения;
  • выражения с переменными;
  • сравнение значений выражений;
  • свойства действий над числами;
  • тождества, тождественные преобразования;
  • уравнения и его корни;
  • линейное уравнение с одной переменной;
  • решение задач с помощью уравнений.
1. Измерение физических величин.

2. Механическое движение:

  • равномерное и неравномерное движение;
  • скорость. Единицы скорости;
  • средняя скорость;
  • расчет пути и времени движения.
2 Функции:
  • что такое функция. Вычисление значений функции по формуле;
  • график функции;
  • линейная функция и ее график;
  • прямая пропорциональность;
  • взаимное расположение графиков линейных функций.
1. Механическое движение:
  • равномерное и неравномерное движение;
  • скорость. Единицы скорости;
  • средняя скорость.

2. Расчет пути и времени движения.

  • взаимодействие тел:
  • инерция. Масса;
  • плотность вещества;
  • расчет массы и объема тела по его плотности.

3. Сила упругости. Закон Гука.

4. Простые механизмы:

  • рычаг. Равновесие сил на рычаге. 
3. Абсолютная и относительная погрешности. 1. Физические величины. Измерение физических величин.
2. Точность и погрешность измерений.
4. Системы линейных уравнений:
  • линейное уравнение с двумя переменными;
  • график линейного уравнения с двумя переменными;
  • системы линейных уравнений с двумя переменными;
  • способ подстановки;
  • способ сложения;
  • решение задач с помощью систем уравнений.
1. Механическое движение:
  • равномерное и неравномерное движение;
  • скорость. Единицы скорости;
  • средняя скорость.

2. Расчет пути и времени движения.

Урок по теме: Числовые выражения

Цели:

  • ввести понятие числового выражения, значения выражения;
  • повторить правила сложения, умножения, деления десятичных и обыкновенных дробей;
  • вспомнить понятие процента числа и закрепить в ходе решения упражнения;
  • повторить правила действий с отрицательными и положительными числами;
  • при изучении нового материала и его закреплении использовать задачи по физике, в которых для решения необходимо составить числовое выражение.

Тип урока: изучение нового материала

ХОД УРОКА

1. Устная работа

1.1. Повторить правила сложения, вычитания, умножения и деления десятичных и обыкновенных дробей, записывая на доске простые примеры:

5,6 + 2,3;                    18,48 – 10,23;            2,3 * 6;                       3,7 * 0,2;

15,25 : 5;                     49,7 : 0,7;                    ;             ;         .

1.2. Найти значение выражения:

1,6 + 3,4 ;                   5 – 6,5;                       4,2 – ;                   3 *   ;

18 : ;                 –5 * .

1.3. Что называется процентом числа? Какую часть числа составляют 5%; 10%; 25%; 50%; 75% этого числа?

1.4. Найти 20% числа 30. Как найти а % некоторого числа?

2. Изучение нового материала

2.2. Формулировка задачи: «Туристы ехали на автобусе 5 часов со скоростью 50 км/ч, а затем шли пешком 2 часа со скоростью 5 км/ч. Какой путь проделали туристы?
Для решения этой задачи учащимся необходимо понять, что весь путь состоит из двух составляющих: расстояния, которое туристы проехали на автобусе плюс расстояние, пройденное туристами пешком, каждое из которых можно вычислить, умножив скорость на время.

2.3. Понятие числового выражения:

Составляем числовое выражение: (50 * 5 + 5 * 2) км

Определение. Числовые выражения составляются с помощью знаков действий и скобок.

Понятие значения выражения
Вычислим значение полученного выражения (50 * 5 + 5 * 2) = 260 км

Определение. Число, которое получается в результате выполнения действий в числовом выражении, называют значением выражения.

2.4. Если в выражении встречается деление на нуль, то это выражение не имеет значения, так как на нуль делить нельзя. О таких выражениях говорят, что они не имеют смысла.
Например, не имеют смысла следующие выражения:

54 : (34 * 2 – 68);                                 .

3. Закрепление изученного материала

3.1. Решить №1 (а, в, д, ж, и, л) на доске и в тетрадях.

3.2. Решить №2 (б, в):

б) 6,05 * (53,8 + 50,2) = 6,05 * 104 = 629,2;
в) 1,08 * 30,5 – 9,72 : 2,4 = 28,89

Решение:

1) 1,08 * 30,5 = 32,94;
2) 9,72 : 2,4 = 97,2 : 24 = 4,05
3) 32,94 – 4,05 = 28,89

3.3. Решить №4 (а, в, е, и, к, л)  на доске и в тетрадях.

3.4. Решить №5 (а, в, д, з)

Решение:

а) = –1;
в) ;
д)
з) –16 :

3.5.Самостоятельно решить по карточкам:

Для решения задачи необходимо напомнить учащимся правила определения цены деления прибора:

  • найти два ближайших штриха шкалы, возле которых написаны значения величины;
  • вычесть из большего значения меньшее и полученное число разделить на число делений, находящихся между ними.

1 вариант

Составить выражения для определения цены деления измерительного цилиндра и определить объем жидкости в цилиндре.

 

 

 

 

 

 

2 вариант

Составить выражение для определения цены деления секундомера и определить показания секундомера.

 

 

 

 

3.6. Повторение ранее изученного материала на определение процента от числа: решить №16 на доске и в тетрадях.

4. Итог урока

4.1. Вызывая учащихся, попросить их повторить правила действий с обыкновенными и десятичными дробями.

4.2.Выставление оценок за работу на уроке с их кратким обоснованием.

Задание на дом: п.1; № 8; 11; 13