Цели:
- систематизировать знания о синтаксисе, используя проектную деятельность;
- вырабатывать навык использования различных источников в процессе подготовки и презентации проекта;
- развивать речь учащихся;
- воспитывать интерес к русскому языку;
- включить каждого участника учебного процесса в совместную работу,
- дать возможность самооценки: легко ли работать в коллективе? Какая роль мне больше подходит – лидера или исполнителя?
- Методы: проблемно – поисковые, стимулирования и мотивации.
Оборудование:
- выполненные учащимися проекты,
- рейтинговая таблица,
- карточки с заданиями,
- карта путешествия,
- магнитофон с кассетой.
Форма работы: групповая.
Ход урока
1. Организационный момент. Создание эмоционального настроя
Учитель: Я рада вас видеть. Вы очень хорошие, умные ребята. Сегодня хороший день, светит солнце. Мы спокойны. На душе у нас легко и весело. Мы внимательно слушаем и понимаем друг друга.
А теперь с хорошим настроением начнём наш урок.
Я приглашаю вас работать под девизом: “Пишу
грамотно! Читаю выразительно! Говорю!”
2. Сообщение темы и цели урока
Сегодня мы проведём эксперимент, впервые
выступив в роли исследователей. На уроке
русского языка попробуем свои силы в проектной
деятельности.
Наша задача – выяснить, нужна ли нам такая форма
работы, интересна ли она, помогает ли она изучать
язык, развивать речь, интеллект.
Итак, мы начинаем презентацию проекта “Рабочая
тетрадь по русскому языку, повторение темы
“Синтаксис и пунктуация”.
– Почему именно “Рабочая тетрадь”?
Для презентации темы проекта слово
предоставляется Владимиру.
Ученик: Нам всем в классе очень нравится работать с индивидуальной тетрадью на печатной основе, так называемой рабочей тетрадью.
Вопросы и задания в таком учебном пособии помогают глубже изучить материал, а возможность вписывать в печатный текст только ответы в виде отдельных предложений, слов, букв, выбирать единственный правильный вариант, не затрачивая силы на механическое переписывание, экономит время, энергию, которые можно использовать для работы с дополнительными источниками: словарями, справочниками, другими учебниками.
И когда нам предложили попытаться самим составить такую тетрадь, мы эту идею поддержали. Нас привлекла необычность, оригинальность задания – самим составить часть учебного пособия.
Учитель: Итак, мы сформулировали тему проекта. Выделим в проекте следующие разделы:
А). Вступительная часть.
В). Практическая часть.
С). Творческие проекты.
Мы распределили, кто, чем будет заниматься конкретно в рамках нашего большого проекта. Так появились темы мини-проектов. Именно их мы и предоставляем сегодня на итоговой презентации.
3. Презентация проектов, обсуждение
А). Вступительная часть.
Первую часть проекта предоставляет Анна: “Использование сказочного сюжета для усвоения учебного материала по теме “Синтаксис” (см. Приложение 1.)
Учитель: Я вижу, что вы захотели отправиться в путешествие – плавание по стране Синтаксис (см. карту “Синтаксис”, приложение 1).
В путешествие мы отправимся на паруснике. А ваши знания о синтаксисе помогут преодолеть препятствия, которые встретятся во время плавания. Команды “Запятая”, “Точка”, “Тире” готовы.
За каждый удачный ответ вы получаете кружочек,
который приклеиваете на свой знак препинания.
У какой команды поощрительных кружочков будет
больше, получают пятёрки.
Перед посадкой на парусник нужно купить билеты.
Билет считается купленным, если вы споёте песню.
Исполнение песни:
Не наяву и не во сне,
Без страха и без робости
Мы снова бродим по стране,
Которой нет на глобусе.
На карту не нанесена,
Но знаем ты и я,
Что есть она,
Что есть она
Синтаксис страна.
– Билеты куплены. Парусник отплывает. (Музыка).
В). Практическая часть.
– До следующей остановки пассажиры будут
коротать время, выполняя вторую часть
(практическую): “Проекты тестов для проверки
знаний по теме “Синтаксис”. Слово Володе и
Вадиму:
– Вторая часть нашего проекта “Рабочей
тетради” – практическая. Проекты тестов для
проверки знаний по теме “Синтаксис”.
Цель нашей работы: подобрать такие тестовые
задания, которые помогли бы повторить знания по
данному разделу.
Ход исследования
Мы проанализировали тестовые задания в таких изданиях:
- Рабочая тетрадь по русскому языку: 5-й кл.: к учебнику Т.А. Ладыженской и др. “Русский язык, 5 кл.” Г.Ф. Савченкова. – М.: Экзамен, 2005.
- Рабочая тетрадь по русскому языку: 5-й кл.: Г.А. Богданова. – М.: Издательский Дом ГЕНЖЕР, 2008.
Нам понравилась терминологическая разминка “Знаете ли вы жителей страны Синтаксис?”, задание, связанное со словосочетаниями, кроссворд “Члены предложения”. (Приложение 2.)
В ходе предоставления проекта, авторы раздают учащимся тесты, которые необходимо выполнить. Выполняются 1-е и 2-е задания.
(За правильные ответы – кружочки).
Учитель: Наш парусник берёт курс на океан Предложений. Но, чтобы попасть в этот океан, нужно проплыть через пролив Знаков препинания.
Сценка “Знаки препинания” (по стихотворению Самуила Маршака “Знаки препинания”).
(У участников инсценировки нагрудные плакаты, на которых изображены знаки препинания).
– Нас так радушно приняли знаки препинания. Давайте теперь послушаем тезисы по теме “История русской пунктуации” и творческий проект: “Много ли значит одна запятая”. (Приложение 3.)
Учитель: Задание Азалии было пропуском на выход в океан Предложений.
Парусник выплывает в океан Предложений.
Подплываем к острову Членов предложения. Но, чтобы высадиться на остров, нужно выполнить 3 задание Вадима и Вовы.
Зад. 3: Разгадать кроссворд. (Приложение 2.)
Учитель: А вот и дворец ПП.
Жили в простом нераспространенном предложении подлежащие и сказуемые. Жили дружно и слаженно, составляли грамматическую основу предложения. Однажды постучались к ним слова:
– Тук-тук, кто в предложении живёт?
– Главные члены – подлежащие и сказуемые. А вы кто?
– А мы можем служить второстепенными членами предложения.
Живут теперь слова в ПП, которое стало называться распространённым.
Какие же члены предложения могут жить в ПП? Это мы узнаем, побывав во дворце ПП.
Пройдёмся по залам этого дворца. Но каждая команда посетит непохожие друг на друга залы (вытаскивают карточки со словами “определение”, “дополнение”, “обстоятельство”).
На острове Членов предложения находится дворец Простого предложения. Но дорогу к дворцу найти нелегко. И всё – таки давайте попробуем…
(Задания на трёх карточках)
Задание: вспомните стихи – правила.
1. Определение:
Признак предмета или явления
Обозначает определение.
Чей и какой – ответы просты,
Лишь не хватает волнистой черты.
2. Дополнение:
Вопросы косвенных падежей
Ты безошибочно знаешь уже.
Если задашь их без промедления,
Тут же отыщутся дополнения.
3. Обстоятельство:
На вопросы где? когда? как? откуда? И куда?
Обстоятельство ответ
Даст тебе всегда.
Учитель: Мы подплываем к бухте Неизвестности. Здесь вас ждут неразгаданные тайны.
Какие же слова спрятались в этих предложениях?
(Карточки со схемами предложений для трёх команд.)
Мы с вами нашли все слова, которое спрятались в этих схемах. И впереди на пути к дому полуостров Однородных членов предложений.
А пока мы доплываем до полуострова, подумайте:
– Что означает ЗПТ и ТЧК в тексте телеграммы. (От родителей поздравление: “ Милые дети зпт поздравляем Вас с Всемирным Днем Ребенка тчк).
С). Творческий проект.
– Полуостров ОЧП, где нас ждёт творческий проект “ Роль ОЧП в тексте” (Приложение 4.)
Слово ученикам.
Командам карточки (см. приложение 4).
Учитель: Справившись с заданиями, преодолев все препятствия, мы берём курс домой. Но, чтобы не сесть на мель, повторим тему “Обращение”. (Приложение 5.)
4. Подведение итогов
Учитель: Путешествие подошло к концу, и мы опять дома.
Я не знаю, где встретиться
Нам придётся с тобой
Глобус крутится, вертится,
Словно шар голубой.
И мелькают города и страны,
Параллели и меридианы.
И нигде таких пунктиров нету,
Где бы русский не звучал по свету!
Дети исполняют песню на мотив “Учат в школе”:
Русский надо всем нам знать.
Уметь грамотно писать должен каждый (3 раза)Орфографию всю знать,
Запятые соблюдать должен каждый (3 раза).
– Что было самым главным в уроке?
– А интересным? Почему?
Команда, набравшая больше кружочков (жетонов)
побеждает.
Оценивание мини-проектов по рейтинговой таблице
(см. список литературы №4). Слово жюри.
5. Домашнее задание
Чтобы упрочить ваши знания, даю домашнее задание.
1. Напишите рассказ “Путешествие по стране
Синтаксис”
или
2. Выполните задание, которое стало бы
приложением к рабочей тетради (кроссворд,
рисунок, схема…)
Литература.
- Газета “Русский язык”. Издательство “Первое сентября”. №35, 1999; №8,1998;№30,32,1999.
- Русский язык: 5 класс: Книга для учителя. – М.: Изд-во “Первое сентября”, 2003.
- Русский язык. Всемогущий и занимательный синтаксис. Сборник элективных курсов / авт.-сост. Н.М. Божко – Волгоград: Учитель, 2007.
- Система открытых мероприятий в школе: классные часы, внеклассные мероприятия, открытые уроки. – Волгоград: Учитель, 2007.