Решение иррациональных, показательных и логарифмических уравнений. 11-й класс

Разделы: Математика

Класс: 11


Цели:

  • Образовательная: отработка умений и навыков учащихся в решении иррациональных, показательных и логарифмических уравнений. Проверка усвоения тем на обязательном уровне, продолжение обучения работе с тестовыми заданиями.
  • Развивающая: привития учащимся умений применять полученные знания на практике, развитие кругозора, мышления, внимания, культуры.
  • Воспитательная: воспитание ответственности, аккуратности, самостоятельности.

Оборудование:

  • Учебное пособие “ Алгебра и начала анализа” 10-11 класс. Колмагоров А.Н.
  • Тетради.
  • Мультимедийное оборудование.

Ход урока

1. Организационный момент (1-й слайд), см. Приложение 1, Приложение 2

Французский писатель Анатоль Франс заметил: “ Что учиться можно только весела… Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом”. Последуем совету писателя: будем на уроке активны, внимательны, будем “поглощать” знания с большим желанием, ведь скоро они вам понадобятся при сдаче Единого Государственного экзамена. (2-й слайд)

Перед нами стоит задача: повторить типы, методы и особенности решения иррациональных, показательных и логарифмических уравнений, а сейчас давайте вспомним, что же представляют собой уравнения и ответим на следующие вопросы.

Демонстрируются слайды с заданиями для устного опроса. (3-й слайд)

2. Устный опрос

(Проводится в форме фронтальной работы с классом.)

а) Что такое уравнение? (Уравнение – это равенство двух алгебраических выражений)

б) Что называется корнам уравнения? (Корень уравнения – это такое значение переменной, при котором уравнение обращается в верное числовое равенство)

в) Какие уравнения называются равносильными? (Уравнения называются равносильными, если они имеют одни и тежн корни или не имеют корней вообще)

г) Какие уравнения называются иррациональными? (Уравнения, в которых под знаком корня содержится переменная, называют иррациональными)

д) Какие уравнения называются показательными? (Уравнения, содержащие переменную в показателе степени, называется показательным)

е) Какие уравнения называются логарифмическими? (Уравнения, содержащие переменную под знаком логарифма или в основании логарифма, называются логарифмическими)

ж) какие из чисел 5,0, -3 являются корнями уравнения? (4-й слайд)

Уравнение ответ
1-х = х+1 0
Ln (X2 – 15) =Ln x Ни одно из чисел.

з) решите уравнения. (5-й слайд)

Уравнение. ответ
х-2 = 9 83
X2 = 5 +5, -5
х-2 = -9 Корней нет
Ln x = Ln 3 3
2x =7 Log7
xLog x –Log32x =0 2
4 x – 2x = 0 0
Lg (x+5) x =0 0
Уравнение. ответ
Ln X2=5 ; 2Lg x = 5 да
2x= 256; Log2 2x =3 нет
Log X2 -5; 2Log [x] =5 да

и) равносильны ли уравнения? (6-й слайд)

3. Письменная работа (7-й слайд)

На экране зашифрованы уравнения, к лоске вызывается учащийся, выбирает номер уравнения , выполняет его комментирую решения.

1) решите уравнение:

(х – 3) – 9 + х = 0

2) найдите сумму корней уравнения:

4* 3 X2 – 3 X2+1 + 6 * 3 X2-1 = 3 2x+3

3) Решите уравнение:

25 4x+1 = 125 4x+3

4) Найдите произведение корней уравнения:

1 – Log (х 2 + 1) =0

5) Найти корни уравнения:

?(х4 – 15) = х2 – 3

6) решите уравнение:

Logx (2х 2 -7х +6) = 2

4. Итак, сегодня мы с вами повторили основные методы и приемы решения иррациональных, показательных и логарифмических уравнений, а сейчас я предлагаю вам тест, в течении 15 минут вы решаете уравнения и отмечаете правильные ответы.

Раздаются тесты.

А сейчас мы поменяетесь тетрадями и проверите работу соседа. На экране вы видите правильные ответы и критерии оценок. Оценим работы. (8-й слайд)

Какой вывод мы можем сделать?

5. Подведение итогов

Сегодня, мы вспомнили решения иррациональных, показательных и логарифмических уравнений.

6. Оценки за урок

7. Домашнее задание

Подготовить и решить по три уравнения каждого вида. (9-й слайд)

Урок окончен.