“Люди, которые плохо владеют речью, имеют некоторое право упрекнуть своё учебное заведение за то, что оно не научило их пользоваться тем оружием, которое оказывается более всего нужным”, – можно сказать, что в этих словах лингвиста и методиста XX века В.И. Чернышева сформулирована проблема, разрешить которую, отправляясь на урок, стремится каждый учитель русского языка.
Конечно, в первую очередь, мы “развиваем речь” учеников на занятиях по развитию речи. Именно эти уроки призваны сформировать основные коммуникативные умения, необходимые будущим выпускникам. Центральным в программе работы по развитию связной речи является понятие текста, поэтому целенаправленно отрабатываются различные формы работы с текстом (определение темы, проблемы и проблематики, выявление способов связи предложений в тексте, различение стилей и типов речи и т.д.)
А что же нужно делать, чтобы поддержать стремление детей к самовыражению через словотворчество, развить в них дар слова?
Прежде всего, считает известный методист и автор учебников по русскому языку Т.А. Ладыженская, необходимо предоставлять детям возможность свободно говорить и писать о том, что им интересно, “писать искренно, с уверенностью, что их поймут” [1]. А для этого нужно, чтобы маленький коллектив жил в атмосфере взаимного интереса, в атмосфере доверия. Источником создания этой атмосферы, безусловно, выступает учитель как один из участников общения – тем, как он ставит вопрос для обсуждения, как воспринимает разные мнения, насколько деликатно выражает свою точку зрения, оценивает высказывания детей…
К тому же основой словесного творчества является мировоззрение ребёнка и, конечно, его глубина. И тут на помощь педагогу придут не только уроки литературы (которые по сути своей призваны расширять кругозор ребят, раздвигать рамки их, пока ещё небольшого, мира), но и обыкновенные “рабочие” уроки русского языка, основанные на материале духовно-нравственного, историко-культурного, социального характера.
В качестве примера предлагаю материал из опыта своей работы.
Разработка урока по русскому языку в
6-м классе по теме
“Систематизация и повторение изученного по теме
“Местоимение”.
(2 часа)
Название урока: “История русской азбуки” (урок сопровождается презентацией в формате SMART NOTEBOOK (Приложение 1) и организуется при помощи инструментов интерактивной доски).
Ход урока
1. Эмоциональная зарядка. Актуализация знаний
Учитель: Сегодня нашу встречу мы начнём стихами русского писателя и поэта, историка Константина Аксакова. Внимательно вслушайтесь в эти строки:
Ты – чудо из Божьих чудес.
Ты – мысли светильник и пламя.
Ты – луч нам на землю с небес,
Ты – нам человечества знамя.
Ты – гонишь невежества ложь,
Ты – вечною жизнию ново.
Ты – к свету, ты к правде ведешь,
Свободное Слово…
Во время чтения звучит музыка: А.Бородин Симфония № 2 си минор “Богатырская” [4])
– Как вы понимаете это выражение – “свободное слово”? (Пока ребята высказывают свои предположения, один из учеников, пользуясь “Толковым словарём” Сергея Ивановича Ожегова, ищет словарную статью “Слово” (Приложение 2) и затем раскрывает многозначность данного понятия).
Учитель: Обратите внимание: почти все значения можно объединить понятием “речь”.
– Почему же слово названо “свободным”?
– Можно ли возможность беспрепятственно высказываться, говорить, что хочешь, считать чудом Божиим, светильником мысли (часто такая речь превращается в бессмысленную болтовню)?
Вывод: “свободное слово” – это не любая речь, а умение грамотно, богато, вдохновенно говорить.
– Что же помогает нам постигать умение так высказываться?
Учёба. А любая учёба (вспомните 1 класс) начинается с азбуки.
– А с чего же началась азбука? Когда и как она появилась? Чем интересна её история?
На эти вопросы мы будем искать ответы в течение нашего занятия. К тому же сегодня необычный день: 24 мая – день рождения нашей славянской азбуки.
(Запись в тетради: число, классная работа)
Просмотр фрагмента учебного фильма “Из
истории русской письменности” (первые 3 минуты)
[3]
– Ребята, посмотрите на необычное строение стихотворения. В чём его необычность? (Стихотворения построено на анафоре – единоначатии каждой строки)
– Какой эффект создаёт использование этого приёма? (Выделение главной мысли, связь предложений в тексте, создание эффекта обращения к каждому из слушателей)
– Какая часть речи помогает в создании таких художественных эффектов? (Местоимение)
– В чём состоит особенность местоимения как части речи? (Местоимения употребляются вместо имени: существительного, прилагательного, числительного)
– Теперь мы можем сформулировать цель нашего занятия: повторить грамматические признаки местоимений как части речи и особенности их употребления.
2. Создание проблемной ситуации
Учитель: В предварительной беседе я не случайно употребляла местоимение МЫ, так как на сегодняшнем занятии вы, ребята, вместе со мной будете полноправными организаторами урока. Мы разделились на группы: 1 группа – экскурсоводы. На основе полученного материала каждый экскурсовод должен подготовить публичное выступление перед слушателями (Приложение 3)
– Каковы задачи публичного выступления? (Вызвать интерес к теме и проблемам выступления, воздействовать на слушателя)
– Что должны сделать экскурсоводы, чтобы превратить теоретический материал в публичное выступление? (Добавить в данный материал приёмы публичного выступления: приветствие, риторические вопросы, призыв или пожелание, слова благодарности; эмоционально интерпретировать материал).
– Все остальные группы учащихся будут теоретиками. Каждая группа получит карточку с предложением и заданием к нему (Приложение 4)
3. Поиск путей решения проблемы. Применение знаний на практике
Выступление первого экскурсовода “Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки”.
Работа с иллюстрациями.
– Ребята, что символизирует факел в руках Мефодия? (рисунок 1) (Братья просветили славянский народ, подарили ему возможность познания).
1 группа теоретиков работала над этим заданием. Какое местоимение нашли в предложении ребята?
Ответ ученика из 1 группы : рассказ о вопросительных местоимениях и их грамматических особенностях.
– Как вы думаете, почему Кирилл изображён с азбукой, а Мефодий с книгой? (рисунок 2) (Азбука – основа дальнейшего учения, книга – путь к познанию мира).
Книга – всегда была предметом истинного поклонения, образованные люди были уважаемы в народе. Об этом нам говорят и русские пословицы.
Задание: По вопросу определите пословицу, запишите её.
Что написано пером? Что написано пером, не вырубишь топором.
– Одинаковые ли местоимения употребляются в данных предложениях? Аргументируйте свою точку зрения. Чем вопросительные местоимения отличаются от относительных? Постройте схему предложения-пословицы.
Кому не пропасть? Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
– Какое местоимение употребляется в предложении– пословице, кроме относительного?
2 группа теоретиков работала с данным предложением. Каково значение и особенность употребления указательных местоимений? Ответ ученика из 2 группы. Постройте схему предложения-пословицы.
Сколько получишь? Сколько поучишь, столько и получишь.
– Какое местоимение в пословице является относительным, а какое указательным? Какую роль они выполняют? Как это отразить на схеме?
Задание: работа с выражением из летописи.
“Се было чудное мгновенье!!. Глухие стали слышать, а немые стали говорить, ибо до сего времени славяне были как глухие и немые”.
– О каком времени идёт речь? Почему говорится, что до этого времени славяне были как глухие и немые?
– Есть ли в предложении указательное местоимение? Почему вопрос вызывает затруднение? (это устаревшее местоимение сей(сего) Выпишите данное местоимение. Какому современному местоимению оно соответствует? (этот (этого)
Вспомните слова и выражения, в состав которых входит это устаревшее местоимение в различных его формах. Запишите их. (Сегодня, сию минуту, ни с того ни с сего, ни то ни се, до сих пор).
Учитель: Азбука для славян, действительно, была дивным подарком. Что же представляла собой первая азбука?
Выступление второго экскурсовода “Азбука – послание славянам”.
Учитель: Запись названий всех букв
составляет азбучное Послание:
Азъ буки веде. Глаголъ добро есте. Живите зело,
земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои.
Рцы слово твердо – укъ фъретъ херъ. Цы, черве, шта
ъра юсъ яти!
Современный перевод Послания:
Я знаю буквы:
Письмо – это достояние.
Трудитесь усердно, земляне,
Как подобает разумным людям –
Постигайте мироздание!
Несите слово убеждённо –
Знание – дар Божий!
Дерзайте, вникайте, чтобы
Сущего свет постичь!
– Как выдумаете, это послание относится только к древним славянам или к нам тоже?
Учитель: Вот раскрылась и ещё одна загадка славянской азбуки. Это не просто буквы, помогающие складывать слова, это послание из глубины веков.
В эпоху Петра I, а также вначале 20 века азбука претерпела изменения: были исключены буквы “пси”, “омега”, “ять”, “ижица”, “фита”, “ер” в конце слова.
До изгнания из азбуки букву “ять” называли
“буквой-страшилищем”, “буквой-пугалом”, так
как она затрудняла правописание и приносила
(особенно школьникам) много огорчений. Почему? Да
потому, что буквы и е
обозначали одинаковый звук. Возьмем слова: вечер
и ветер. В слове вечер писали е, а в
слове ветер – .
Приходилось механически изучать правила “на
ять”. Ошибки “на ять” считались самыми
страшными. С тех пор в русском языке закрепилось
выражение “Знать на ять”. “Ижица” по своему
написанию чем-то напоминала перевернутый кнут.
Отсюда пошло выражение “прописать ижицу”.
Буква “ер” (ъ), так называемый твердый
знак, сейчас считается полезной буквой. Она
выполняет всегда одну и ту же скромную роль:
отделяет согласную приставки от гласной. А до
реформы 1917–1918 годов эта буква писалась в конце
слов после твердых согласных. Букву “ер”
называли “бездельником”, “лодырем”,
“разбойником”, “дармоедом”, “кровососом” и
другими подобными словами. Буква “ер” на конце
слов пожирала более 8% времени и бумаги. Давно
забытая буква “фита” ()
и хорошо знакомая нам буква ф – “ферт” –
передавали один и тот же звук, изначально, кстати,
несвойственный русскому языку; когда-то обе
буквы попали в старославянский язык из
греческого вместо со словами, в которых они
встречались. Фита встречалась намного реже,
поэтому была изъята за ненадобностью.
А название буквы ферт мы до сих пор встречаем в
выражении “ходить фертом”.
Задание: запишите данные выражения, растолкуйте их значения.
– Какое значение: прямое или переносное они имеют? Как называются устойчивые сочетания с переносным значением?
– Узнайте фразеологизмы по картинкам (“ни
себе ни людям” – рисунок 3,
“выдавать себя с головой” – рисунок
4, “развязать себе руки” – рисунок 5). Все загаданные
фразеологизмы употребляются с местоимением
одного разряда. А какого, нам расскажет 3 группа
теоретиков.
Ответ ученика 3 группы: возвратное
местоимение и его грамматические особенности.
Итак, все зашифрованные фразеологизмы употребляются с возвратным местоимением себя. Запишите эти фразеологизмы. Растолкуйте их. Какие ещё устойчивые сочетания с местоимением себя вы знаете?
Чтобы овладеть азбукой, ученикам приходилось брать себя в руки, быть усидчивыми, стараться не выходить из себя, потому что учение было делом трудным. Как же учились в древнерусской школе?
Выступление третьего экскурсовода “Древнерусская школа”
Учитель: Послушайте отрывок из стихотворения Н. Кончаловской.
Как церковный грамотей в старину учил детей.
В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк, –
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – Глаголь.
Их учитель для науки
По субботам их порол.
Вот какой чудной вначале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали –
Из гусиного крыла!
Задание: из выделенного предложения выпишите словосочетания с местоимениями. Можно ли отнести эти местоимения к одному разряду? Докажите свою точку зрения. (учитель (чей?) их – притяжательное местоимение
Порол (кого?) их – личное местоимение, в начальной форме ОН)
Какие разряды местоимений мы с вами ещё не вспомнили?
Ответ ученика 4 группы: рассказ об определительных местоимениях и их грамматических особенностях.
Задание: Ребята, продолжаем решать загадки из истории славянской письменности.
Давным-давно “она” стоила очень дорого. Ее одну можно было обменять на табун коней, стадо коров, на собольи шубы. И дело тут не в каких-либо украшениях, в которые красавицу и умницу наряжали. Одевала она себя только в тисненые кожи, в жемчуга да в каменья драгоценные! Любуясь на нее, люди говорили: “Свет, ты наш! Ничем тебя не заменишь” …
– Что же за диковина такая? (Книга)
– Выпишите из текста загадки все местоимения,
укажите их разряд
(она, её, на неё, тебя – личные; каких-либо – неопределённое; которые – относительное; себя – возвратное; наш – притяжательное; ничем – отрицательное; что – вопросительное; такая – указательное)
Расскажите о правописании личного местоимения “на неё”, отрицательного местоимения “ничем”, неопределённого местоимения “каких-либо”. Когда отрицательные и неопределённые местоимения будут писаться раздельно?
4. Подведение итогов. Рефлексия
– Что мы узнали сегодня на уроке? О чём вспомнили? (Мы вспомнили особенности употребления местоимений, разгадали загадки из истории славянской азбуки)
– В конце нашего занятия мне хотелось бы вновь предложить вам загадку, и, конечно, в ней будут местоимения. Как вы понимаете выражение “Всё во мне. Я во всём”?
Высказывания ребят.
Учитель: История родной страны, достижения предков обогащают ваш внутренний мир, расширяют ваши знания о мире окружающем – “Всё во мне”. Но и каждый из вас, выбрав свою дорогу в жизни, может жить для людей, подарить им свои мысли, чувства, принести пользу – “Я во всём”. Я хотела бы пожелать, чтобы путь этот был для вас счастливым!
5.
Выставление оценок. Домашнее заданиеИспользованные ресурсы:
- Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. Практическая методика русского языка. Книга для учителя. М.: “Наука”, 1999. С.163
- Любичева Е.В., Болдырева Л.И., Романенко М.Н. Именные части речи. С.-П.: “ДНК”, 2002
- http://video.yandex.ru Учебная фильмотека. История. Россия в X-XVII веках. Из истории русской письменности.
- http://schoolcollection.edu.ru/catalog/search/ (А. Бородин Симфония №2 си минор "Богатырская")
- http://www.palmira.net/arts/nlr/images/high/back.jpg