Дифференциация звуков [с] – [з]

Разделы: Логопедия


Цели:

  • научить детей различать звуки (дифференцировать) [С] – [З] по звонкости – глухости на слух и произношение;
  • развивать слуховую память, творческое воображение, мышление и речь;
  • воспитывать умение работать в коллективе, доброжелательность.

Оборудование:

  • наглядно оформленный зал, группа (можно в виде сказочного царства),
  • рисунки – почтовый голубь, Буратино, Веселый Язычок;
  • карточки с буквами С и З;
  • разрезные буквы, записки с конвертами;
  • предметные картинки на соответствующие звуки;
  • аудиозапись “Эхо”, романтические звуки природы;
  • цветовой тест Люшера – прямоугольники, кубик с цифрами, сундучки.

Ход урока

1. Организационный момент

Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу вам предложить отправиться в путешествие в “Страну Грамоты”.Путешествовать мы будем во времени. Но для этого нам необходимы волшебные цветные билеты (цветовой тест Люшера).

Все билеты у меня в конверте. Они разные – желтые, зеленые и красные, коричневые, черные и голубые – выбирайте любые! Выберите тот билет, который вам кажется самым красивым (таким образом, мы можем увидеть их эмоциональное состояние на начало занятия).

Логопед: Прошу занять свои места. Вижу, что вы готовы отправиться в наше путешествие!

2. Релаксация и общее расслабление

Логопед (проигрывается небольшой фрагмент романтической музыки):

– Сели, расслабились. Закрыли все свои глазки. И представили себе, что ваши ручки теплые, тепло от кончиков пальцев проходит по всему телу. Ножки, ручки, туловище расслаблены. Ваше тело становится легким, невесомым.

Мы с вами летим во времени. Перед нами проносятся дни, ночи, недели, месяца, года. Представьте, что мы с вами летим на белых воздушных облаках через молочные берега и шоколадные реки, над зелеными лугами с сочной травой и яркими цветами.

Полет наш завершается, тело приобретает свою тяжесть, наливается силой и бодростью. И вот мы с вами прибыли в необычную страну. Посмотрите, как тут красиво!

3. Сообщение темы и целей урока

Логопед: Ребята! Почтовый голубь нам принес письмо. Это письмо от Буратино! Давайте-ка откроем его и зачитаем! (Выставляется картинка Буратино, логопед открывает конверт и читает письмо).

Милые мои друзья!
Будущие школьники!
Пишет Буратино Вам
По такому поводу:
Злой, коварный Карабас
В страну Грамоты попал.
Натворил он много бед,
Ключик золотой забрал!
Поспешите поскорей
Буквам – звукам помогите!
У злого Карабаса
Ключик мой вы заберите.

– Ребята, поможем ему?

4. Артикуляционная гимнастика “Сказка о Веселом Язычке”

Логопед: В “Страну Грамоты” мы сможем попасть только тогда, когда пройдем необычные препятствия, которые приготовил нам злой Карабас. И в этом нам поможет Веселый Язычок.

– Давайте заглянем к нему в гости?
– А вы знаете, где живет Веселый Язычок?

Дети: За алыми губами, за белыми зубами. Во рту.

Логопед: Правильно! В некотором царстве, в некотором государстве, за алыми губами, за белыми зубами живет Веселый Язычок. Он каждое утро широко открывал окошко. Здоровался с солнышком.

– Покажите, как Язычок здоровается с солнышком: “– Здравствуй, солнышко – колоколнышко!”, “ Здравствуй, травушка-муравушка!– здоровался с травкой (поднять кончик языка вверх, опустить вниз).

Утром просыпаюсь, улыбаюсь я.
Солнышко смеется, глядя на меня.
Я смотрю на солнце, маму вижу я.
Мое солнце – мама милая моя!

Логопед: Язычок каждое утро умывался холодной водой из-под крана и чистил свои зубки, чтобы никогда не болеть, быть сильным, смелым, выносливым.

Надо, надо умываться
По утрам и вечерам!
Пусть болезни нас боятся,
Пусть они не ходят к нам!

– Он улыбался, подставлял ладошки к водичке, слушал её песенку – “С-С-С” и приговаривал (имитация умывания с использованием элементов расслабляющего самомассажа – легкое поглаживания, вибрация):

Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щечки краснели,
Чтоб смеялся роток
И кусался зубок!

– Умывшись, Язычок стал чистить нижние зубки. Приводит себя в порядок. Папа подарил ему три великолепные щетки (выполняется упражнение “Почистим зубки”).

Чищу зубки, чищу зубки,
Чтоб они блестели,
Чтоб они белели,
И никогда не болели!

– Привёл себя Язычок в порядок: умылся, оделся, почистил зубки.
– Молодцы и вы, ребята!

5. Повторение и закрепление пройденного материала

Логопед: А вот и первое задание. Перед тем как выполнить его, вспомним, что мы узнали интересного на прошлом занятии? (Дети вспоминают пройденный материал.)

– Совершено, верно! Мы учились различать звуки [С] – [З]. А какие это звуки? Посмотрим в верхний этаж звукового домика?

(Дети вспоминают все о звуках и отвечают.)

Логопед: Как свистит насос?

Дети: С-С-С

Логопед: Расскажите о звуке [С]. Какой он, ребята?

Дети: Звук [С] – согласный, твердый, глухой.

Логопед: Как звенит комар?

Дети: З-З-З

Логопед: Охарактеризуйте звук [З].

Дети: Звук [З] – согласный, твердый, звонкий.

Логопед: Молодцы! Ну, а теперь пришло время заданий Карабаса! Готовы?!

6. Сравнительная характеристика звуков [С] – [З]

Логопед: Задание Карабаса-Барабаса следующее. Нужно сравнить звуки [С] и [З] (осуществляется тактильный кантроль). Он очень хочет узнать, чем похожи эти звуки?

Дети: Звуки [С] и [З] – свистящие, согласные, твердые.

Логопед: Чем они отличаются?

– Поставьте для этого руку к горлышку своему и произнесите звук [С]. Дрожит ли горлышко?

Дети: Не дрожит, звук [С] – глухой.

Логопед: Произнесите звук [З]. Дрожит ли горлышко?

Дети: Да, звук [З] – звонкий.

Логопед: Вы справились с этим заданием. Молодцы!

7. Дифференциация звуков в слогах. Игра “Эхо”

Логопед: Ой! Где это мы сейчас? Что это за темный лес?! Ребята, прислушайтесь, какая вокруг тишина! Что это за отголоски слышатся там вдали. Вы слышите? (Включается аудиозапись “Эхо,дети внимательно вслушиваются в звуки.)

Логопед: Это же Эхо! Повторяет наши каждые звуки. А сейчас мы с вами поиграем в игру “Эхо”.

– Я буду проговаривать слоги, а вы должны их правильно повторить за мной.

Са-За, За-Са, За-Са-За, За-Са-За,
За-За-За, Са-Са-За, Со-Со-Зо,
Са-За-са-За, Са-За-За-са, За-Са-За-Са.

Если ребенку трудно повторять слоги, он делает ошибки, необходимо поработать над развитием фонематического слуха.

8. Дифференциация звуков в словах

Логопед: Ребята, Карабас-Барабас заколдовал все буквы. Нам нужно угадать зашифрованное слово. Он указал, что последняя буква в названии – это буква И. А отгадать поможет кубик. Ваша задача, бросить кубик и открыть букву, какое число выпадет на кубике, та буква и откроется.

(Дети бросают кубик и открывают букву.)

Логопед: Буквы и звуки расколдовали, нужное слово отгадали. Это слово?

Дети: ЗАПИСКИ.

Логопед: Какие знакомые вам звуки и буквы можно выделить в данном слове?

Логопед: Следующее задание такое. Называется оно – “Шесть – записок”. Нам необходимо найти пять записок, а первая записка уже у меня. На ней следующее задание: “Составьте по картинкам цепочку слов так, чтобы последний звук слова являлся началом следующего слова”.

Логопед: первое слово обозначено звездочкой. Составьте цепочку слово. Какое же первое слово – картинка?

Дети (проводят карандашом линии от картинки к картинке): Зебра

Логопед: Какая же цепочка получилась?

Дети: Зебра, арбуз ...

Логопед: Назовите слова со звуком [С]. Назовите слова со звуком [З].

– Молодцы! Ну, вот мы и выполнили задание из первой записки. Теперь нужно найти вторую записку. А вторая записка лежит...

(Логопед сообщает о местонахождении второй записки или дети сами отыскивают.)

Логопед: Задание на второй записке следующее:

“Перед вами два сундука.
Что лежит в них узнать пора”.

(В сундучках лежат картинки или игрушки, дети называют предметы в которых есть звуки [С] и [З])

9. Дифференциация звуков в предложениях

Логопед: А где же третья записка? Посмотрим на наши деревья. (Логопед сообщает о третьей записке, которая висит на дереве.)

– Задание: “Послушайте стихотворение...”

Зайка, заинька косой,
Что ж ты бегаешь босой?
Подожди меня в лесу –
Я ботинки принесу.

Логопед: Назовите слова со звуком [С] и [З].

Дети: Зайка, заинька, косой, босой, в лесу, принесу.

Логопед: Повторяйте за мной стихотворение, постарайтесь его запомнить (дети повторяют вместе с логопедом несколько раз, затем пробуют воспроизвести его самостоятельно).

10. Физкультминутка “Зайка”

Вывешивается рисунок зайки. Выполнение движений с речевым сопровождением.

Логопед: Вы устали?! Кто там сидит под кустом?

Дети: Зайка.

Логопед: Зайка замерз. Давайте вместе с ними согреемся.

Зайка серенький сидит,
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал –
Зайка – прыг – и убежал.

11. Дифференциация звуков во фразовой речи

Логопед: отдохнули? Продолжим наши поиски. А вот и четвертая записка (логопед достает внезапно записку четвертую).

Задание: “Повтори, не ошибись”.

Логопед: Вы должны повторить слова с помощью “Эхо”. Сначала читаю я, а за мной повторно читаете все хором вы.

Дети: Салат, лиса, глаза, зверь, мосты, гвозди, са-за-са, со-су-за, аист, сто, смех, зеркало, звонок.

(Если кто-то из детей читает, то можно попросить прочитать слова, а остальные хором повторяют.)

12. Дифференциация звуков при письме (если дети не умеют читать, то возможно только вставлять карточки со звуками в слова при чтении вслух логопедом).

Задание в пятой записке: “Восстановите слово”.

Логопед: Ребята, посмотрите внимательно на карточки, которые вывешены на доске. На карточках слова, но здесь небольшая проблема – потерялись буквы. Ваша задача вставить потерявшиеся буквы С и З вместо точек, чтобы получились правильные слова:

Арбу..., до...ка, ...такан, ...авод, ...агадка, ...абля, ...ыр, о...а, ...онт, гла...а, меду...а, ...неговик, ва...а, ро...а, коко...

(Можно вывесить карточки со словами в два ряда: первый со звуком [С], второй – [З].)

13. Задание “Собери слово”

(Логопед сообщает о местонахождении шестой записки в сундучке, дети ищут сундучок в группе.)

Логопед: Ребята, нужно быть очень внимательными, чтобы найти сундучок.

Логопед: Как вы думаете, что находится в сундучке? В этом сундучке ключик. Но откроется сундучок только тогда, когда вы правильно соберете слово из карточек с буквами (дети собирают слово из разрезных букв).

– Слово это...

Дети: Ключик

Логопед (достает из сундучка ключик):

Вам открылся сундучок неспроста,
Все задания вы сделали друзья,
В “Стране Грамоты” порядок навели,
Ключик Буратино вы нашли.

Логопед: Молодцы! Буратино благодарит вас и говорит вам большое спасибо.

14. Заключительная часть занятия

Логопед:

Солнце книзу закатилось
Царство всё навеселилось
Да по избам разбрелось.

– И нам пора возвращаться (приобретаются цветные билеты, звучит мелодия). Займите все свои места. Закрыли глазки, расслабились. Отправляемся!

Ваши ручки вновь наливаются теплом, тепло от кончиков пальцев проходит по всему телу. Наши ручки, туловище расслаблены! Тело становится легким, невесомым. Мы летим во времени. Перед нами проносятся дни, недели, месяца, года. Полет замедляется, мы возвращаемся в свою группу. Полет окончен. Вот мы и на месте. Открыли глазки, встряхнули ручки.

Пароль на выход: Важно, чтобы в конце занятия ребята показали свои волшебные билеты, что и в начале. Это позволяет отслеживать изменения в эмоциональном состоянии за время занятия.