Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах

Разделы: Начальная школа


Цели.

  • Изучить существенные признаки, по которым распознаются данные падежи.
  • Развивать умение правильно писать окончания имён существительных 1, 2, 3 склонения.
  • Учить пользоваться ключевым словом для определения окончаний существительных 1 и 2 склонения и определять безударные окончания по падежу и склонению существительных.
  • Развивать речь детей, умения обобщать, проводить рассуждения по аналогии.
  • Содействовать воспитанию интереса к русскому языку, активности, умению общаться, общей культуре.

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

  • индивидуальная,
  • парная,
  • групповая,
  • коллективная.

Оборудование:

  • учебник: Рамзаева Т.Г. Русский язык для 4 класса, стр. 100–101.
  • компьютер, проектор, демонстрационная доска;
  • презентация урока (Приложение 1);
  • алгоритм определения безударных окончаний существительных;
  • индивидуальные таблицы каждому учащемуся для исследовательской работы;
  • сигнальные карточки с буквами и, е;
  • задание для групповой работы;
  • квадраты красного, жёлтого, зелёного цвета.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие, эмоциональный настрой.

II. Словарно-орфографическая работа

Учитель: Начнём наш урок с распознавания слов с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне.

Я называю по 2 слова, вы записывайте только то, написание которого нельзя проверить. (1 ученик работает на переносной доске.)

Дерево, берёза; картина, стена; земля, яблоня; тетрадь, листок; тропа, аллея; лиса, заяц; месяц, зима; горизонт, поля. (Проверка, самооценка, оценивание учителем 2–3 учащихся).

III. Актуализация знаний

(Слайд 2)

Назовите одним словом эти слова? (Имена существительные.) На какие 3 группы можно их разделить? (По склонениям.)

– Какие существительные относятся к 1 склонению? 2 склонению? 3 склонению? Приведите примеры.

1-е скл.
м. р., ж. р.
с окончаниями ,
берёза
картина
яблоня
аллея
2-е скл.
м. р. с нулевым окончанием
ср. р. с окончаниями ,
заяц
месяц
горизонт
3-е скл.
ж. р. с ь на конце
тетрадь

Составьте предложение по рисунку с любым из словарных слов. (Слайд 3)

IV. Постановка проблемы

– Запишем под диктовку предложение:

В аллее на ветке яблони сидел снегирь.

(2 ученика работают на переносной доске.)

– Какие трудности у вас возникли при написании этого предложения? (В написании окончаний.)

– Кто из ребят правильно написал окончания существительных?

– Чему мы сегодня должны научиться? (Должны повторить правописание безударных окончаний имён существительных.) (Слайд 4).

– Над этим мы и будем работать на уроке. Тема урока: “Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах”.

V. Усвоение новых знаний

Фронтальная работа. (Слайд 5)

– Что вы знаете об этих падежах?
– Охарактеризуем их, заполним индивидуальные таблицы. (Приложение 2).

Падежи Вопросы Предлоги Окончания
1 скл. 2 скл. 3 скл.
Р. П. кого? чего? (откуда? где?) От, до, из, у, без, для, около, с, кроме, возле      
Д. п. кому? чему? (куда? где?) к, по      
П. п. о ком? о чём? (где?) О(об), в, во, на, при      

– Какой смысловой вопрос встречается в каждом из этих падежей? (Вопрос где?)

Можно ли по этому вопросу различать падежи? Почему? Что нужно делать, чтобы не допустить ошибку? (Приходится добавлять падежный вопрос: в чём? – в п. п., по чему? – в д. п.).

Какой смысловой вопрос встречается только в одном из этих падежей? (Вопрос откуда? – в р. п.)

Вывод прочитаем в учебнике на странице 100.

Как ещё можно различать падежи? (По предлогам.)

Какой падеж мы всегда можем определить по предлогам? Почему? (Предложный падеж без предлогов не употребляется.)

Как написать безударную гласную? (Их надо запомнить.)

Исследовательская работа.

Проведите исследование. Поставьте существительные 1-го, 2-го и 3-го склонений с ударными окончаниями в родительный, дательный и предложный падежи.

Какое ключевое слово у первого склонения? (Лиса). 2 склонения? (Конь). 3 склонения? (Степь).

Работа в парах.

У учащихся – конверты с набором карточек со словами, которые нужно распределить по падежам, учитывая склонение. (Приложение 3).

2 человека – распределяют на демонстрационной доске. (Слайд 6).

Падежи 1-е склонение 2-е склонение 3-е склонение
Р.п. у лисы у коня до степи
Д.п. к лисе к коню по степи
П.п. о лисе на коне в степи

Поставьте ударение, выделите окончание, заполните индивидуальную таблицу до конца.

Падежи Вопросы Предлоги Окончания
1-е скл. 2-е скл. 3-е скл.
Р. п. кого? чего? От, до, из, у, без, для, около, с. -а (-я)
Д. п. кому? чему? К, по. -у (-ю)
П. п. о ком? чём? О(об), в, во, на, при.

Сравним получившуюся таблицу с таблицей учебника на странице 101. (Слайд 7).

Чья пара полностью самостоятельно справилась с заданием?

Кто смотрел на демонстрационную доску?

Поставьте на полях тетради оценку за свою работу.

Когда в окончаниях пишется , а когда .

Какие окончания не требуют проверки? (Оценивание учителем 2–3 пар учащихся).

VI. Первичная проверка понимания

Вернёмся к нашему предложению. Проверьте себя.

В аллее на ветке яблони сидел снегирь.

Какие же безударные окончания напишем в словах? (Проводится коллективная работа: сильные учащиеся объясняют написание слабым учащимся).

Какие действия мы выполняем, чтобы правильно написать окончания?

(На доске появляется алгоритм определения гласной в окончании существительного).

  1. Определи склонение.
  2. Определи падеж.
  3. Вспомни: какую гласную надо писать.
Поставить ключевое слово того же склонения вместо данного слова.

Повернитесь друг к другу и проговорите алгоритм.

VII. Физкультминутка

Под музыку учащиеся выполняют ритмические движения.

VIII. Первичное закрепление

Работа по учебнику. Упражнение № 227 на странице 101.
Напишите словосочетания, укажите склонение и падеж.

(Написание 1 и 2 словосочетаний объясняется коллективно, остальные словосочетания учащиеся записывают по вариантам).

I вариант – 3, 4 словосочетание;
II вариант – 5, 6 словосочетание.

Проверьте в паре, поставьте оценку. (Оценивание учителем 2–3 учащихся).

Составьте предложение со словом автомобиль в предложном падеже.

Мы отправляемся в путешествие на автомобиле.

Найдите орфограммы, подчеркните главные члены предложения, укажите части речи. (Оценивание учителем 2–3 учащихся).

IX. Групповая работа

Я приглашаю вас в воображаемое путешествие в заповедник, который находится на территории нашего района. Как он называется? (Южно-Уральский природный заповедник). (Слайд 8).

Что такое заповедник? (Заповедник – это природная территория, полностью исключенная из хозяйственного пользования для охраны и изучения природного комплекса в целом).

Чтобы лучше о нём узнать, вы должны прочитать текст и вставить окончания в имена существительные. Работать будете в группе по 4 человека. (Приложение 4).

(Проверка с помощью сигнальных карточек. Чтение предложений сопровождается показом слайдов 9-14).

К какому стилю отнесём этот текст? (Научному). Почему? (Автор не высказывает своего отношения, а только констатирует факты).

Оцените работу вашей группы.

X. Итог урока

(Слайд 15)

– Над чем работали сегодня на уроке?

– Что нового узнали на уроке?

– Где в жизни могут пригодиться эти знания?

– Что нужно запомнить?

– Просмотрите свои оценки и поставьте себе оценку за урок. Покажите сигналами:

  • красный квадрат – я не усвоил материал урока
  • жёлтый квадрат – я понял материал
  • зелёный квадрат – я понял, могу объяснить и привести примеры.

XI. Домашнее задание

(Слайд 16)

Стр. 101–102 упр. 228, выучить таблицу окончаний.