Организация проектной деятельности учащихся

Разделы: Математика, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Руководство учебным проектом


Организация учебно-воспитательного процесса в школе должна способствовать формированию у школьников современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов, социализации школьников, необходимых, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни. В развивающемся информационном обществе школьник должен уметь самостоятельно конструировать свои знания, развивать мышление, проявлять самостоятельность в работе с учебным материалом с использованием ИКТ.

Одна из задач школьной информационной среды - повышение мотивации школьников к освоению информационных технологий в рамках учебного предмета "Информатика", являющееся значимым для последующей их деятельности и для повышения эффективности освоения ими других учебных предметов. Количество учащихся, заинтересованных в освоении компьютерных программ, не входящих в учебную программу курса школьной информатики и информационных технологий, постоянно увеличивается. Чтобы развить у школьников способность работать с информацией, научить их самостоятельно мыслить, уметь работать в команде, можно использовать различные педагогические технологии. В настоящее время необходимы такие формы организации учебной деятельности, в которых учитель не довлеет над учеником, а выполняет направляющую роль в процессе его обучения. Именно это послужило толчком к тому, чтобы обратиться за помощью к самим учащимся.

Перед ребятами был поставлен вопрос: "Что нужно школьнику, чтобы хорошо учиться?". Ответы школьников убедили меня в том, что они готовы и хотят принимать активное участие в процессе овладения знаниями. Причем не только как приемники информации, но и как источники. ":С точки зрения ребенка самый большой недостаток школы это - невозможность для него свободно, в полной мере использовать опыт, приобретенный вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе". Современные школьники готовы бороздить информационные просторы, и роль учителя сегодня, на мой взгляд, создать им условия для активного самостоятельного поиска, изучения, обработки полученных сведений, применения их на практике.

Одной из форм, прописанных в стандарте образования и способствующих решению проблемы, является проектная и исследовательская деятельность учащихся. Следовательно, одна из задач педагога создать условия для приобретения учеником компетенций в этой деятельности. На мой взгляд, метод проектов - это один из самых сложных методов в педагогической копилке учителя, использование которого сопровождается и ожиданиями положительных результатов, и опасениями.

В своей практике проектную деятельность школьников реализую в двух направлениях:

  • в рамках стандарта образования (учебные проекты);
  • в рамках внеурочной деятельности (надпредметные, межпредметные проекты).

Деятельность в этом направлении я начинаю с 5 класса. Надеюсь, что приобретенный опыт будет полезен моим коллегам.

Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической. Здесь очень важно заинтересовать учащихся. При работе с младшими школьниками часто применяю прием "помоги герою". Для реализации этого приемы придумываю незамысловатый сюжет, связанный с проблемами какого-либо героя, а школьникам предлагаю оказать ему помощь. Например: "В удивительной книжной стране жил-был писатель-сказочник Математикус. Он сочинял истории про жителей одного необыкновенного королевства Математика. Эти книжки с интересом читали и ребята, и взрослые. Однажды ночью в его дом пробрался злой волшебник Буквоед. Ему совсем не нравилось, что все ребята с увлечением читают математические сказки, учатся считать, знают геометрические фигуры. С помощью волшебства Буквоед стер с книжных страниц буквы. Увидев пустые страницы книжек, Математикус очень расстроился. Как же теперь его читатели будут знакомиться с жителями математического королевства? Он не спал, не ел. Все пытался придумать, как спасти книжки. Но ничего не получалось:"

Обсуждение вопроса, как решить проблему героя позволяет перейти к первичному планированию работы над проектом. Они обдумывают,

  • что может быть продуктом проекта (рассматриваются различные варианты: книга содержит рассказы, загадки, стихи, иллюстрации);
  • что нужно, чтобы решить поставленную задачу (сочинить рассказ, создать иллюстрацию).

Для составления плана в помощь учащимся предлагаю "план-карты".

Руководство реализацией проекта осуществляю с помощью творческих заданий, которые учащиеся получают от одного из героев сюжета.

В 7 классе завершается процесс обучения школьников основам проектной деятельности. В этом классе подводится итог в освоении теоретического курса, представленного тремя модулями:

Модуль №1. Проект. Типы проектов.

Цель: организация деятельности учащихся, направленная на формирование представлений о проекте, типах проектов.

Модуль №2. Планирование.

Цель: организация деятельности учащихся, направленная на формирование представлений о планировании своих действий при работе над проектом.

Модуль №3. Продукт: планирование и оценка результата.

Цель: организация деятельности учащихся, направленная на формирование представлений о планировании результатов деятельности.

Одно из основных требований, которые предъявляются к учащимся при завершении работы, - создание портфолио проекта. В состав портфолио входит:

  • паспорт проекта,
  • план работы,
  • список ресурсов,
  • реферат (сообщение) по теме,
  • краткое описание технологии создания (для проектов, реализуемых в рамках предмета "информатика и ИКТ"),
  • продукты проектной деятельности,
  • рецензию преподавателя (для экзаменационных работ),
  • электронное приложение, содержащее все материалы проекта.

Безусловно, этот перечень может изменяться в зависимости от возраста обучающихся, типа проекта, поставленной цели.

По окончании работы над проектом оформляется папка проекта.

Начиная с 8 класса, школьники становятся самостоятельными авторами и разработчиками проектов, представляя свои работы на различных уровнях.

В качестве примера предлагаю проект "Учись учиться", одна из задач которого состоит в том, чтобы активизировать деятельность обучающихся в учебном процессе.

В работе над проектом приняли участие: руководитель проекта - учитель информатики и математики, учащиеся 5 - 9 классов.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название: "Учись учиться"

Руководитель проекта: Зубкова Л.А., учитель информатики и математики

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа над проектом: математика, информатика

Состав проектной группы: учащиеся 5-9 классов

Тип проекта: практико-ориентированный

Продолжительность проекта: долгосрочный

Заказчик проекта: информационно-аналитический центр МОУ СОШ №23 г. Рыбинска

Цели проекта

  • Практическая: пополнение базы информационных образовательных ресурсов
  • Педагогическая: развитие проектировочных и технологических умений учащихся

Проблемный вопрос: Умеем ли мы учиться?

Предполагаемые продукты проекта: Web - странички, компьютерные презентации, энциклопедии, справочники, кроссворды, игры, сказки,:

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

Организационный этап

На этом этапе ребята разбиваются на несколько творческих групп. Каждая группа проектирует свою деятельность: распределяет роли, разрабатывает план действий.

Состав творческой группы

- Разработчики сайтов (старшеклассники)

Вид деятельности: разработка и дизайн Web - страниц на языке HTML.

- Информаторы

Вид деятельности: поиск и отбор информации.

- Программисты (по необходимости, старшеклассники)

Вид деятельности: создание программной поддержки.

- Художники

Вид деятельности: создание и обработка фотографий, рисунков.

- Разработчики текстовых документов

Вид деятельности: обработка информации в текстовых редакторах Microsoft Office Word, Publisher.

- Разработчики файлов с помощью Microsoft Office Excel

Вид деятельности: создание баз данных, кроссвордов, тестов и других материалов.

- Разработчики компьютерных презентаций

Вид деятельности: разработка и создание презентаций с помощью Microsoft Office PowerPoint.

Планируя свою деятельность, учащиеся определяют сроки выполнения работы, конечный продукт, инструменты и оборудование, с которыми им придется работать.

Подготовительный этап

На этом этапе руководитель проекта проводит обучающие занятия с учащимися. Ребята осваивают информационно-компьютерные технологии, приобретая основные навыки работы с некоторыми прикладными программами. Учащиеся знакомятся с основными требованиями к оформлению и дизайну конечных продуктов их деятельности.

Технологический этап

На технологическом этапе учащиеся выполняют технологические операции, производят самоконтроль и самооценку работы. Предмет деятельности - создаваемый продукт. Средства - инструменты и оборудование, с которыми работает учащийся. Руководитель проекта корректирует их работу, проводит консультации. Обучающие занятия на этом этапе могут быть посвящены, по мере необходимости, ознакомлению учащихся с дополнительными возможностями программ Word, Publisher, Excel, PowerPoint и других.

Завершающий этап

Завершающий этап нельзя назвать заключительным в реализации данного проекта. Это связано с тем, что пополнение базы информационных ресурсов - долгосрочный процесс. Таким образом, это завершающий этап лишь для проделанной работы отдельно взятой группы учащихся. На этом этапе происходит окончательный контроль, корректирование работ учащихся. Ребята анализируют проделанную ими работу, устанавливают, достигли ли они своей цели, каков результат их труда. Созданные ими продукты проходят экспертизу, которую проводят учителя-предметники. Затем материалы включаются в базу школьной сети.

Дополнительные материалы

Приложение 1. Презентация-сопровождение.

Приложение 2. Схема организации проектной деятельности.

Приложение 3. Техническое задание обучающемуся по теме "Текстовый редактор".

Приложение 4. Творческие задания для учащихся 5-6 классов.

Приложение 5. Оценочный лист проектной работы.

Ресурсы

  1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника: Методическое пособие по преподаванию курса. - Самара: Издательство "Учебная литература", издательский дом "Федоров", 2006
  2. Коротаева Е.В. Директор - учитель - ученик: пути взаимодействия. - М.: Сентябрь, 2000
  3. Манвелов С.Г. Конструирование современного урока математики: кн. для учителя - 2-е изд. - М.: просвещение, 2005
  4. Учебные проекты с использованием Microsoft Office: Методическое пособие для учителя. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006