Причастие. Обобщение изученного. Работа по лексике и фразеологии при изучении нелексической темы

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Систематизировать знания о причастии; формировать умения находить причастие и определять его грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в причастии, выделять запятыми причастный оборот.
  • Повторить основные группы слов по происхождению и употребительности в речи. Совершенствовать навык правильной постановки ударения, грамотного произношения отдельных слов.
  • Формировать интерес школьников к родному языку.

Ход урока

I. Объявление учителем темы урока. Задачи, цели урока.

II. Работа по теме урока.

1. Распределительный диктант.

Учитель. Я продиктую вам, ребята, словосочетания, в состав которых входят сложные слова. Они могут писаться слитно или через дефис. Повторим, как пишутся и с какими соединительными гласными сложные существительные. Когда пишутся через дефис, а когда слитно сложные прилагательные?

– Пишем в первый столбик словосочетания, в состав которых входят причастия, а во второй, в состав которых входят прилагательные. (Выполняется с комментированием).

Прокладываемый газопровод
Протекающий водопроводный кран
Изученные правила правописания
Начавшийся урок чистописания
Северо-восточный ветер
Кисло-сладкая улыбка
Ярко-красные губы
Плодово-ягодное варенье

– В причастиях выделите суффиксы, с помощью которых эти причастия образованы. Определите, какие это причастия: действительные или страдательные?

– Обратим внимание на произношение слов со второй частью Они произносятся с ударением на

– Обратимся к словам “ чистописание”, “правописание”. Это исконно русские слова. Подберите к ним синонимы - заимствованные слова. (Каллиграфия, орфография – греческий язык).

– А как моряки называют северо-восточный ветер? (Норд-ост). Это слово оказалось одновременно и заимствованным, и профессиональным. Какие еще слова из лексики моряков вы знаете? (Кок, камбуз,

– В словосочетании “кисло-сладкая улыбка” прилагательное употреблено в переносном значении. Составьте словосочетание, где прилагательное “кисло-сладкий” употреблялось бы в прямом значении.

– Обратимся к слову “ветер”. Оно общеупотребительное, т.е. его значение понятно всем носителям языка, независимо от профессиональной принадлежности, территориального признака. Но есть слова, которые понятны только жителям определенной местности. Как они (эти слова) называются? (Диалектные).

– Попробуем подобрать диалектное соответствие слову “ветер” (Чичер). Какие еще диалектные слова, называющие явление погоды, природы, вы можете назвать? (Вёдро – ясно, мга – туман).

– В словосочетании “ярко-красные губы” слово “губы” – общеупотребительное. Попробуйте вспомнить устаревшее название этого слова. (Уста). Какие еще устаревшие слова, называющие части лица, вам известны? (Чело – лоб, ланиты – щеки, очи – глаза).

– Итак, какие группы слов по употребительности существуют в русском языке? (Общеупотребительные и необщеупотребительные). А по происхождению? (Исконно русские и заимствованные). Таким образом, наш словарный запас пополняется не только исконно русскими, но и заимствованными словами, частями нашего языка. Многие заимствованные слова, если их употреблять к месту, разумно, обогащают нашу речь, делают ее точной, выразительной. Но неуместное использование таких слов засоряет речь, делает ее малопонятной, особенно если лексическое значение иноязычных слов неизвестно самим говорящим. И используются такие слова только для шика. Именно так происходит в ситуации, которую представят вашему вниманию Андрей и Николай. Задание: какое причастие в диалоге употреблено в значении существительного?

– А что, уважаемый, это заседание пленарное будет или как?
– Естественно, пленарное.
– Ишь ты, то-то я и гляжу, что такое? Как будто оно и пленарное!
– Да уж будьте покойны. Сегодня весьма пленарное, и кворум такой маститый подобрался, только держись!
– Да ну! Неужели и кворум подобрался?
– Естественно.
– И что же он, кворум-то этот?
– Да ничего, менталитет соблюдает.
– Я вижу, вы не одобряете эти пленарные заседания. А мне как-то они ближе. Всё как-то, знаете ли, выходит в них по существу дня. Хотя я прямо скажу, последнее время отношусь довольно перманентно к этим собраниям. Так, знаете ли, всё слишком идентично, индустрия из пустого в порожнее.

2. Поработав, над распределительным диктантом, мы повторили группы слов по употребительности и по происхождению. А теперь вспомним, на какие группы делятся слова по лексическому значению? (Однозначные, многозначные, омонимы, синонимы, антонимы). Вспомним, что же такое лексическое значение? (То, что обозначает данное слово). А что такое омонимы? (Дается определение). Омонимы часто путают с многозначными словами. Посмотрите на таблицу и скажите, в чем разница между ними (Вывешивается таблица) (Омонимы - слова одной части речи с разными лексическими значениями; лексические значения многозначных слов имеют что-то общее).

Запишем слова в два столбика. (Ученики сами распределяют слова по столбикам). (Пишем через строку).

Омонимы Многозначные слова
Мина
взорвавшаяся, кислая
Крыло
птицы, машины
Кашка
съеденная, луговая
Хвост
собаки, дыма
Брак
законный, допущенный в работе
Игла
ежа, от шприца

– Дописать в пропущенных строках слова, чтобы с их помощью стало ясно лексическое значение омонимов и многозначных слов. К омонимам подбираем в качестве определений одно причастие и одно прилагательное, к многозначным словам – существительные.

3. Русский язык обогащается и с помощью антонимов. Вспомним, что это такое? (Дается определение). Подберем (устно) антонимы к таким причастиям:

Закреплённый – разрешённый
Любящий – ненавидящий
Поломанный – целый
Одет – раздет
Провожающие – встречающие
Пишущий –
Дышащий –

Таким образом, не ко всем словам можно подобрать антонимы.

– Причастия – антонимы встречаются в фольклоре, например, пословица: “За одного битого двух небитых дают”. (Обратить внимание учащихся на то, что в данном примере причастия перешли в существительные).

– Причастия считаются “книжными” словами. Они, в основном, используются в письменной речи: в научной литературе, деловых бумагах, инструкциях, правилах. Но несмотря на это, причастия довольно часто встречаются в произведениях устного творчества. На прошлом уроке вы получили задания вспомнить сказки, пословицы, поговорки, где встречались бы причастия.

1. Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат. (Месяц, звезды, небо).
2. Не пойман – не вор. Пролитую воду не соберешь. Что написано пером, того не вырубить топором. Сказано – сделано.
3. Я колобок, колобок, по амбару метён.
    По сусекам, скребён, на сметане мешён,
    В печку сажён, на окошке стужён…

4. Лексическое значение некоторых слов, причастий в том числе, можно определить, только поставив правильное ударение.

Например:

– Составьте предложения с причастным оборотом, чтобы в состав этого оборота вошло причастие “сложенные”. Поставьте его после определяемого слова. Объясните знаки препинания.

5. Ребята, работаем мы с вами засучив рукава, дружно, рука об руку, стараемся разложить материал по полочкам. И у нас все получится, потому что мы болеем друг за друга.

– Кто скажет, какое выразительное средство я употребила несколько раз? (Фразеологизмы).

– Запишем в строчку фразеологизмы, объясняем написание приставок в причастиях и значение фразеологизмов.

Сдвинутое с мёртвой точки.
Сдувающий пылинки.
Сбытый с рук.
Потерявший голову.
Пришедший в себя.
Превознесенный до небес.

6. Но у нас с вами, наряду со словесными, есть и несловесные (невербальные) средства общения: мимика, жесты. И есть еще одно важное средство. Почти все у человека предназначено для самого себя: глаза - смотреть, уши - слушать, рот - поглощать пищу. Все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркало, вы никогда бы ее не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им было радостно и легко. Давайте же просто улыбнемся друг другу.

III. Выводы, оценки. Домашнее задание

1. Сочинение-миниатюра “Весна в нашем городе”.
2. Подчеркнуть причастия как члены предложения.