Для чего и как мы дышим?

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • сформулировать у учащихся новые понятия о строении и функциях органов дыхания, газообмене, дыхательных движениях;
  • повторить строение и функции опорно-двигательной, пищеварительной, выделительной, кровеносной систем органов;
  • развивать речь, познавательный интерес, умение работать с книгой, вести самоконтроль и анализировать свою работу;
  • формировать навыки здорового образа жизни.

Оборудование: тетрадь-учебник, дополнительная литература по анатомии человека, мульти проектор, компьютер, программа: «Строение и функции дыхательной системы человека».

ХОД УРОКА

1. Самоопределение к деятельности

Приветствие гостей.

– Сегодня мы работаем в группах, анализируем работу группы в целом и свою личную деятельность на уроке, используя лист самоконтроля, который поможет вам также и оценить ваш труд.

2. Актуализация знаний

– Что мы изучаем уже на протяжении  нескольких уроков? (Организм человека, его строение и функции). Человек – это живой организм, представляющий сложную систему органов. Каждая система органов выполняет свою особую задачу, необходима для жизни, и её ничем нельзя заменить.
– Чем отличаются живые организмы от неживых тел? (Способностью к обмену веществ (питание, дыхание, выделение), способностью реагировать, ростом, размножением.)  
– Строение и функции каких систем органов человека мы изучали на уроках? (Опорно-двигательной, пищеварительной, выделительной, кровеносной.)

Предлагаю вам поучаствовать в блиц-опросе. Тему вы выбираете сами. Право первыми огласить свой выбор предоставляется группе, давшей наиболее полный ответ на вопросы.   

Выбор темы блиц-опроса. Ответы на блиц опрос по выбранным темам.

– Молодцы! Раз вы так хорошо ориентируетесь в изученном материале, вы легко ответите на вопрос: Без чего человек не может прожить более 5 минут? (Без дыхания).

3. «Открытие» нового знания

Проблемный вопрос:

– Какую же систему органов человека мы будем изучать сегодня на уроке? (Тема урока: дыхательная система органов человека.)
– Что же мы узнаем на уроке? (Для чего и как мы дышим)
– Используя схему строения органов дыхания, назовите: из каких органов состоит дыхательная система?
Выберите раздел, который хотела бы изучить ваша группа.

Выбор темы для изучения.

1) полость носа,
2) носоглотка, гортань,
3) трахея и бронхи,
4) лёгкие.

4. Самостоятельное изучение темы урока (материалы учебника и дополнительный материал)

5. Первичное закрепление

Ответы ребят по изученному материалу.

– Мы «открыли» для себя и рассказали другим строение и функции органов дыхательной системы. Но как же весь этот процесс происходит?
– Как мы дышим? Проведём дыхательную физминутку и понаблюдаем за нашим дыханием. Что происходит? (Грудная клетка расширяется на вдохе и сужается на выдохе, за счёт межрёберных мышц). Посмотрите на иллюстрацию и расскажите о роли диафрагмы. (Во время вдоха она опускается).
Трудно дышать в душном помещении и мы хотим отправиться на улицу. А там, какое время года? Какая погода? И в связи с этим возрастает риск простудных заболеваний, при которых страдают больше всего органы дыхания. Поэтому мы с вами  обсудим какой вопрос? (Профилактика простуды)

Работа с учебником (с. 32)

– Молодцы! Теперь я надеюсь, что болеть вы будете реже. Но для больше гарантии предлагаю выполнить небольшой тест. (С. 32 № 6)

6. Повторение изученного

Тест с самопроверкой

7. Рефлексия деятельности

– Зная болезнь, её легче лечить. А лучше предотвратить. А как? Это должен знать каждый. (Занимайся спортом, закаляйся, ешь больше фруктов и овощей, не кури).

8. Итог

– В чём важность изучения дыхательной системы организма?
– Что важного для себя ты подчеркнул(а) в уроке?

Анализ листов самоконтроля.

9. Домашнее задание: с.33 №10.

Приложение

Лист самоконтроля

Этап урока

Количество баллов.

Минимальное количество баллов.

1) Блиц опрос.   1
2) Изучение нового материала.   Изучение только по учебнику –1
Изучение по учебнику с использованием дополнительного материала - 2
3) ОЗОЖ   1
4) Тест   1
5) Подведение итогов.   1

Подведи итог и сделай вывод о своём участии в уроке

Количество баллов

Отметка

4 и более

5

Не менее 3

4

2

3

1 и менее

2

Вопросы блиц-опроса

Опорно-двигательная система

  1. Опорно-двигательная система состоит… (скелет, мышцы)
  2. Мышцы прикреплены к костям … (сухожилиями)
  3. В подвижных местах кости соединены… (суставами.)
  4. Головной мозг от повреждений защищает … (череп)
  5. Грудная клетка защищает … (лёгкие и сердце)
  6. Позвоночник защищает … (спинной мозг и служит опорой организма)

Пищеварительная система

  1. Роль органов пищеварения… (переваривание пищи, снабжение организма питательными веществами)
  2. Основная пища переваривается в … (желудке)
  3. Под действием чего? (Желудочного сока)
  4. Строение ротовой полости … (зубы, язык, слюнные железы)
  5. Как пища из ротовой полости попадает в желудок? (Через глотку и пищевод)
  6. Роль языка в системе пищеварения? (Ощущение вкуса, перемешивание и проталкивание пищи)

Кровеносная система

  1. Роль кровеносной системы … (транспортизация)
  2. Сколько кругов кровообращения? (2)
  3. По каким сосудам движется кровь, насыщенная кислородом? (Артериям)
  4. Насыщенная углекислым газом? (Вены)
  5. Самые мелкие кровеносные сосуды? (Капилляры)
  6. Куда движется кровь по малому кругу кровообращения? (В лёгкие).

Выделительная система

  1. Главный орган выделения… (почки)
  2. Какие ещё органы выделительной системы знаете? (мочеточники, мочевой пузырь)
  3. Роль выделительной системы …(очищение крови от лишней воды, солей и вредных веществ)
  4. В виде чего выводятся лишняя вода, соли и вредные вещества ? (Мочи)
  5. По какому принципу работают почки? (Фильтра)
  6. Как моча попадает из почек в мочевой пузырь? (Через мочеточники)

Дополнительный материал

Полость носа

Воздух в носовую полость проникает через носовые отверстия – ноздри.
У наружного края их располагаются волоски, предохраняющие от попадания в нос механических частиц. Делится продольной перегородкой на правую и левую половины, каждая из которых делится носовыми раковинами на носовые ходы. Носовые ходы у детей уже, чем у взрослых, и окончательно формируются к 14 – 15 годам. Слизистая оболочка носовой полости снабжена кровеносными сосудами и покрыта мерцательным эпителием. В эпителии много желёзок, выделяющих слизь, которая вместе с проникшей сюда пылью удаляется. В носовой полости вдыхаемый воздух согревается, частично очищается от пыли и увлажняется.

Носоглотка. Гортань

Глотка – мышечная трубка, в которую открывается полость носа, рта и гортани. Носоглотка – это верхняя часть глотки, открываются слуховые трубы. Из носоглотки воздух проходит в ротовую часть глотки и дальше в гортань.
Гортань. Образована хрящами, соединёнными между собой. Над входом в гортань располагается хрящевая пластинка – надгортанник. Он выполняет роль клапана, закрывающего вход в гортань при глотании. В гортани находятся голосовые связки.
Связывает глотку с трахеей, участвует в речевой функции.

Трахея и бронхи

Трубка, образована  хрящевыми полукольцами. Внутри выстлана слизистой оболочкой. На уровне 4-5 грудных позвонков делится на левый и правый бронхи. Бронхи по своему строению напоминают трахею. Слизистая оболочка бронхов покрыта эпителием и содержит слизистые желёзки. Ведут в лёгкие.

Лёгкие

Парные губчатые органы. Лёгочные пузырьки – альвеолы. Окружены снаружи густой сетью кровеносных капилляров. Через стенки альвеол и капилляров происходит обмен газами – из воздуха в кровь – кислород, из крови в альвеолы поступает углекислый газ.

Презентация к уроку