Цели:
- сформулировать у учащихся новые понятия о строении и функциях органов дыхания, газообмене, дыхательных движениях;
- повторить строение и функции опорно-двигательной, пищеварительной, выделительной, кровеносной систем органов;
- развивать речь, познавательный интерес, умение работать с книгой, вести самоконтроль и анализировать свою работу;
- формировать навыки здорового образа жизни.
Оборудование: тетрадь-учебник, дополнительная литература по анатомии человека, мульти проектор, компьютер, программа: «Строение и функции дыхательной системы человека».
ХОД УРОКА
1. Самоопределение к деятельности
Приветствие гостей.
– Сегодня мы работаем в группах, анализируем работу группы в целом и свою личную деятельность на уроке, используя лист самоконтроля, который поможет вам также и оценить ваш труд.
2. Актуализация знаний
– Что мы изучаем уже на протяжении
нескольких уроков? (Организм человека, его
строение и функции). Человек – это живой
организм, представляющий сложную систему
органов. Каждая система органов выполняет свою
особую задачу, необходима для жизни, и её ничем
нельзя заменить.
– Чем отличаются живые организмы от неживых тел? (Способностью
к обмену веществ (питание, дыхание, выделение),
способностью реагировать, ростом, размножением.)
– Строение и функции каких систем органов
человека мы изучали на уроках? (Опорно-двигательной,
пищеварительной, выделительной, кровеносной.)
Предлагаю вам поучаствовать в блиц-опросе. Тему вы выбираете сами. Право первыми огласить свой выбор предоставляется группе, давшей наиболее полный ответ на вопросы.
Выбор темы блиц-опроса. Ответы на блиц опрос по выбранным темам.
– Молодцы! Раз вы так хорошо ориентируетесь в изученном материале, вы легко ответите на вопрос: Без чего человек не может прожить более 5 минут? (Без дыхания).
3. «Открытие» нового знания
Проблемный вопрос:
– Какую же систему органов человека мы будем
изучать сегодня на уроке? (Тема урока:
дыхательная система органов человека.)
– Что же мы узнаем на уроке? (Для чего и как мы
дышим)
– Используя схему строения органов дыхания,
назовите: из каких органов состоит дыхательная
система?
Выберите раздел, который хотела бы изучить ваша
группа.
Выбор темы для изучения.
1) полость носа,
2) носоглотка, гортань,
3) трахея и бронхи,
4) лёгкие.
4. Самостоятельное изучение темы урока (материалы учебника и дополнительный материал)
5. Первичное закрепление
Ответы ребят по изученному материалу.
– Мы «открыли» для себя и рассказали другим
строение и функции органов дыхательной системы.
Но как же весь этот процесс происходит?
– Как мы дышим? Проведём дыхательную физминутку
и понаблюдаем за нашим дыханием. Что
происходит? (Грудная клетка расширяется на
вдохе и сужается на выдохе, за счёт межрёберных
мышц). Посмотрите на иллюстрацию и расскажите
о роли диафрагмы. (Во время вдоха она
опускается).
Трудно дышать в душном помещении и мы хотим
отправиться на улицу. А там, какое время года?
Какая погода? И в связи с этим возрастает риск
простудных заболеваний, при которых страдают
больше всего органы дыхания. Поэтому мы с вами
обсудим какой вопрос? (Профилактика простуды)
Работа с учебником (с. 32)
– Молодцы! Теперь я надеюсь, что болеть вы будете реже. Но для больше гарантии предлагаю выполнить небольшой тест. (С. 32 № 6)
6. Повторение изученного
Тест с самопроверкой
7. Рефлексия деятельности
– Зная болезнь, её легче лечить. А лучше предотвратить. А как? Это должен знать каждый. (Занимайся спортом, закаляйся, ешь больше фруктов и овощей, не кури).
8. Итог
– В чём важность изучения дыхательной системы
организма?
– Что важного для себя ты подчеркнул(а) в уроке?
Анализ листов самоконтроля.
9. Домашнее задание: с.33 №10.
Приложение
Лист самоконтроля
Этап урока |
Количество баллов. |
Минимальное количество баллов. |
1) Блиц опрос. | 1 | |
2) Изучение нового материала. | Изучение только по учебнику –1 Изучение по учебнику с использованием дополнительного материала - 2 |
|
3) ОЗОЖ | 1 | |
4) Тест | 1 | |
5) Подведение итогов. | 1 |
Подведи итог и сделай вывод о своём участии в уроке
Количество баллов |
Отметка |
4 и более |
5 |
Не менее 3 |
4 |
2 |
3 |
1 и менее |
2 |
Вопросы блиц-опроса
Опорно-двигательная система
- Опорно-двигательная система состоит… (скелет, мышцы)
- Мышцы прикреплены к костям … (сухожилиями)
- В подвижных местах кости соединены… (суставами.)
- Головной мозг от повреждений защищает … (череп)
- Грудная клетка защищает … (лёгкие и сердце)
- Позвоночник защищает … (спинной мозг и служит опорой организма)
Пищеварительная система
- Роль органов пищеварения… (переваривание пищи, снабжение организма питательными веществами)
- Основная пища переваривается в … (желудке)
- Под действием чего? (Желудочного сока)
- Строение ротовой полости … (зубы, язык, слюнные железы)
- Как пища из ротовой полости попадает в желудок? (Через глотку и пищевод)
- Роль языка в системе пищеварения? (Ощущение вкуса, перемешивание и проталкивание пищи)
Кровеносная система
- Роль кровеносной системы … (транспортизация)
- Сколько кругов кровообращения? (2)
- По каким сосудам движется кровь, насыщенная кислородом? (Артериям)
- Насыщенная углекислым газом? (Вены)
- Самые мелкие кровеносные сосуды? (Капилляры)
- Куда движется кровь по малому кругу кровообращения? (В лёгкие).
Выделительная система
- Главный орган выделения… (почки)
- Какие ещё органы выделительной системы знаете? (мочеточники, мочевой пузырь)
- Роль выделительной системы …(очищение крови от лишней воды, солей и вредных веществ)
- В виде чего выводятся лишняя вода, соли и вредные вещества ? (Мочи)
- По какому принципу работают почки? (Фильтра)
- Как моча попадает из почек в мочевой пузырь? (Через мочеточники)
Дополнительный материал
Полость носа
Воздух в носовую полость проникает через
носовые отверстия – ноздри.
У наружного края их располагаются волоски,
предохраняющие от попадания в нос механических
частиц. Делится продольной перегородкой на
правую и левую половины, каждая из которых
делится носовыми раковинами на носовые ходы.
Носовые ходы у детей уже, чем у взрослых, и
окончательно формируются к 14 – 15 годам.
Слизистая оболочка носовой полости снабжена
кровеносными сосудами и покрыта мерцательным
эпителием. В эпителии много желёзок, выделяющих
слизь, которая вместе с проникшей сюда пылью
удаляется. В носовой полости вдыхаемый воздух
согревается, частично очищается от пыли и
увлажняется.
Носоглотка. Гортань
Глотка – мышечная трубка, в которую
открывается полость носа, рта и гортани.
Носоглотка – это верхняя часть глотки,
открываются слуховые трубы. Из носоглотки воздух
проходит в ротовую часть глотки и дальше в
гортань.
Гортань. Образована хрящами, соединёнными между
собой. Над входом в гортань располагается
хрящевая пластинка – надгортанник. Он выполняет
роль клапана, закрывающего вход в гортань при
глотании. В гортани находятся голосовые связки.
Связывает глотку с трахеей, участвует в речевой
функции.
Трахея и бронхи
Трубка, образована хрящевыми полукольцами. Внутри выстлана слизистой оболочкой. На уровне 4-5 грудных позвонков делится на левый и правый бронхи. Бронхи по своему строению напоминают трахею. Слизистая оболочка бронхов покрыта эпителием и содержит слизистые желёзки. Ведут в лёгкие.
Лёгкие
Парные губчатые органы. Лёгочные пузырьки – альвеолы. Окружены снаружи густой сетью кровеносных капилляров. Через стенки альвеол и капилляров происходит обмен газами – из воздуха в кровь – кислород, из крови в альвеолы поступает углекислый газ.