Создание электронного учебника в программе SunRav BookEditor

Разделы: Информатика, Общепедагогические технологии


Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Программа SunRav BookEditor – является универсальным средством создания электронных учебников?

Проблемные вопросы

1. С какой целью создаются электронные учебники?
2. Есть ли необходимость всем знать способы создания электронных учебников?
3. Какие возможности предоставляет процесс создания электронных учебников?

Учебные вопросы

1. Что такое электронный учебник?
2. Как создать электронный учебник?
3. Что такое гипертекстовый документ?

План проведения проекта

  • Определение целей и задач разработки.
  • Разработка структуры электронного учебника.
  • Разработка содержания по разделам и темам учебника.
  • Реализация ЭУ на компьютере.
  • Апробация.
  • Корректировка содержания электронного учебника по результатам апробации.
  • Подготовка методического пособия для пользователя.

Выполнение проекта

Определение целей и задач

Тема: «Среда программирования Scratch»

Цели и задачи:

  • осуществить упрощенное знакомство с новой темой
  • осветить главные понятия темы
  • показать основные приемы работы со средой программирования
  • реализовать контрольный блок

Разработка структуры электронного учебника

img2.gif (13765 bytes)

Разработка содержания по разделам и темам учебника

На данном этапе студентами ведется работа по поиску информации.

Источники, использовавшиеся при подготовке электронного учебника студентами:

Реализация ЭУ на компьютере

Для реализации электронного учебника выбрана программа SunRav BookEditor.

1. Для начала открываем программу:

2. Перед нами откроется рабочее окно программы:

3. Затем заполняем заголовок вставляем картинку с логотипом Scratch и нажимаем «Закрепить»:

4. Изменим фон меню. Для этого щелкнем ПКМ на свободной области меню и выберем пункт Фон ––> Добавить\Изменить фон:

5. Перед нами откроется диалоговое окно, в котором мы выбираем необходимый рисунок и закрепляем его нажав на кнопку Открыть:

6. В результате мы получим следующее:

7. Переименовываем раздел, щелкнув по нему правой кнопкой мыши (ПКМ) и выбрав пункт «Переименовать»

8. Заполняем информационный блок:

9. Нажимаем на значок Добавить новый раздел на панели «Разделы» или комбинацию клавиш Shift + Ctrl + Ins

10. Дальше продолжаем по аналогии (см. п.4-6)

11. После создания необходимых разделов и заполнения их информационных блоков, мы получим следующий ЭУ:

12.Завершая создание электронного учебника, скомпилируем его в исполняемый файл, нажав на значок

Апробация, корректировка и методическое пособие

Апробация, корректировка содержания электронного учебника по результатам апробации и подготовка методического пособия для пользователя планируется осуществить на практике.

Пример продукта проектной деятельности студентов

Электронный учебник на тему: «Среда программирования Scratch»

Визитная карточка проекта «Создание электронного учебника в программе SunRav BookEditor»

Подводя итоги, можно ответить на важные вопросы: кому и зачем нужен электронный учебник:

Для самостоятельной работы учащихся:

  • облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: индуктивный подход, воздействие на слуховую и эмоциональную память и т.п.;
  • допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;
  • освобождает от громоздких вычислений и преобразований, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач;
  • предоставляет возможности для самопроверки на всех этапах работы;
  • выполняет роль наставника, предоставляя неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок и прочее.

На практических занятиях:

  • позволяет преподавателю проводить занятие в форме самостоятельной работы за компьютерами, оставляя за собой роль руководителя и консультанта;
  • позволяет преподавателю с помощью компьютера быстро и эффективно контролировать знания учащихся, задавать содержание и уровень;
  • сложности контрольного мероприятия. позволяет использовать компьютерную поддержку для решения большего количества задач, освобождает время для анализа полученных решений и их графической интерпретации.
  • а так же позволяет выносить на лекции и практические занятия материл по собственному усмотрению, возможно, меньший по объему, но наиболее существенный по содержанию, оставляя для самостоятельной работы с ЭУ то, что оказалось вне рамок аудиторных занятий;
  • позволяет оптимизировать соотношение количества и содержания примеров и задач, рассматриваемых в аудитории и задаваемых на дом;
  • позволяет индивидуализировать работу со студентами, особенно в части, касающейся домашних заданий и контрольных мероприятий.

Заключение

Электронные учебники в целом упрощают работу учителя, при этом делают процесс усвоения сложного материала доступным и наглядным.
При создании электронных учебников необходимо учитывать следующее:
1. Дизайн и оформление не должны отвлекать ученика от учебного процесса;
2. Шрифт электронного учебника не должен быть слишком мелким или слишком крупным, так как это отвлекает внимание ученика.
3. Ни в коем случае нельзя делать светлый текст на темной фоне. От этого устают глаза, и теряется внимание.
4. Анимация, используемая в учебнике должна как можно нагляднее демонстрировать ученику способы решения задач.
5. При использовании звука необходимо учитывать, что от его качества зависит не только возможность усвоения материала, но и эстетическое содержание учебника.
6. Электронный учебник должен максимально облегчить процесс изучения темы, понимание данной темы учеником, вовлекая в процесс обучения иные, нежели в обычном печатном пособии, возможности человеческого мозга, в частности, слуховую и эмоциональную память.
Как показывает анализ, большинство студентов  прекрасно осознают необходимость применения компьютера в своей профессиональной деятельности. Эффект познания усиливается, если учебные задачи, решаемые в рамках информационных технологий обучения, связаны с практической деятельностью будущего специалиста или представляют интерес в его сегодняшней учебной работе.

Полезные ресурсы: