Цели урока:
- продолжать учить детей видению смысловых частей в структуре сложного предложения; правильному оформлению схемы предложения.
- продолжить отработку пунктуационных навыков у учащихся, основанных на структурном анализе предложения.
- закреплять ранее полученные умения и навыки работы с предложением;
- проверить осознанность выбора написания;
- совершенствовать умения видеть языковую проблему и решать ее;
- развивать логическое мышление, все виды памяти, устную и письменную речь учащихся; формировать навыки грамотного письма;
- воспитывать активность, самостоятельность, трудолюбие, уверенность в себе, любовь к родному языку;
Оборудование: алгоритм, карточки, маска настроения.
План урока.
I. Организационный момент.
- Здравствуйте! Подмигните маске настроения. Садитесь.
II. Проверка дом.задания.
Дежурные отвечают у доски.
1 ученик - вкривь - фонетический разбор.
2 ученик - холодным - разбор слова по составу.
4 ученик делает синтаксический разбор предложения.
[ Внезапно небо прорвалось с холодным пламенем и громом], и [ветер начал вкривь и вкось качать сады за нашим домом].
Пов., !, СП из 2 ПП, связ. соч. св-ю = > ССП из 2ПП, связ. соч. с "и" , перед ? - ,
Пов., !/ ,ПП, основа - небо прорвалось, распр., двусоставное, полное, осложнено однородными обстоятельствами, которые соединяются неповторяющимся союзом "и".
III. Разминка.
1. Собираем родственников к слову город (городок, городишко, городище, городской, горожанин, загородный, пригород)
- Почему это родственники?
- Назовите корень. Назовите "болтливого" родственника к 1 орфографической "опасности" (Его нет, потому что это слово с непроверяемой безударной гласной)
- Есть слова, которые помогут в написании парной согласной на конце слова? Назовите их.
- Вспоминаем правило проверки парных согласных.
(Парные согласные проверяются изменением слова или родственными словами, где они оказываются перед гласными или перед сонорными)
2. Когда так говорят? Ни к селу, ни к городу. (Когда что-то сделано или сказано некстати, невпопад, не к месту)
3. Разведи по значению и написанию: посидеть на скамейке, поседеть от горя, обежать дом - обижать ребёнка.
- Как называются слова разные по значению, но одинаковые по звучанию? (Омонимы)
4. Орфографическая "диагностика на слух".
- с холодным (приставка//предлог, безударная гласная в корне).
- за нашим (приставка//предлог, гласные после шипящих);
- вьюга (ъ//ь разделительный знаки); - о львёнке (приставка//предлог, ь - знак мягкости согласного, безударные окончания существительных).
5. Устное решение орфографических задач в слове о львёнке.
6. Поставьте слова в начальную форму: у окна, без него, нарисовал, на красном, ответим, отвечаем. (Окно, он, нарисовать, красный, ответить, отвечать)
7. Загадки простого предложения.
- Чем может быть осложнено простое предложение? (вводными словами, обращениями, однородными членами)
8. Внимание, чужак!
Учили в детстве мы, друзья, весь алфавит от А до Я.
- Чем осложнено предложение? (обращением)
- Где стоит обращение? (в середине предложения)
- Как поставим знаки препинания? (выделим запятыми с двух сторон слово друзья) [:, ч, ...].
9. ВНИМАНИЕ ! КАРТОЧКА 1.
По соседству с высокой елью в лесу стояли берёзы, осины и маленький кустик брусники.
- Что это за предложение по структуре? (ПП)
- Чем оно осложнено? (однородными членами) Какими членами предложения они являются?
Вспомним речёвку про однородные члены предложения.
- Возвращаем со знаками препинания хором, ставим знаки в схеме к предложению, в предложении на карточке. Подчеркните в схеме однородные члены соответствующими линиями. [ o, o и o ].
Под елью бегали зайцы, ежи, волки. [ o, o, o].
- Возвращаем со знаками препинания, ставим знаки в предложении на карточке.
10. Загадки сложного предложения.
- Как отличить СП от ПП? (2//несколько речевых ситуаций )
- Какие виды сложных предложений по средствам связи вы знаете? (союзные и бессоюзные )
- Союзные бывают какие? (сложносочиненные и сложноподчиненные)
- Сложносочиненные - это какие? (простые равноправные по смыслу, между ними не может быть вопроса и связаны сочинительными союзами)
- Вспомним сочинительные союзы.
- Соединительные - и : да(=и); ни...ни; тоже, также;
- Противительные -
- а//да, однако │
- но//зато, хотя │ = НО
- Разделительные - или ( иль); либо; то...то; не то..не то; то ли...то ли;
- Сопоставительные - не только... но и; как ... так и;
11. Внимание! Карточки для словарной работы. Вставляем пропущенные буквы. (Повторение лексики 1-2) Внимание!
Орфографическое скандирование. Лексич. Минимум №3 стр.3
беседовать велеть желать кивать чистить кипеть лаять реять строить
- Скандируем за учителем с "пением ударения".
- Записываем двусложные глаголы с безударным окончанием с "нагрузкой"
(добавлением новых орфограмм)
12. Работа в тетрадях. Число, классная работа, словарь: лаять, реять, строить, чистить.
- В какой они форме? Определить спряжение глаголов.
- Какие личные окончания у глаголов будем писать?
- Если из 11 искл. и на - ить. - и//а//я
- Если не из 11 искл. и не на - ить - е//у//ю
- Записываем слова, устно решаем правописные задачи. Залаял, построит, прочистим, реять (правописание приставок, безударные окончания глаголов)
13. Считаем ситуации по словам - темам. Приготовили пальчики.
Кричал петух, металось стадо, и только церковь под грозой молчала набожно и свято.
- Сколько ситуаций? (Три)
- Назовите слова - темы ( петух, стадо, церковь). Нарисуйте схему предложения. ([...],[...],и [...].)
Внимание! Загибаем пальчики.
Заскрипели ворота, потемнели избушки, закачалась над омутом ель, слышен жалобный голос одинокой кукушки, и не спит по ночам коростель.
- Сколько ситуаций? Докажите, назовите слова - темы. (ворота, избушки, ель, голос кукушки, коростель)
IV. Сообщение темы и целей урока. Знаки препинания в сложном предложении. Решение орфографических и пунктуационных задач.
V. Работа над материалом по теме урока. Алгоритм стр.8
- На что сразу нужно обратить внимание при структурном анализе предложения? (на связь).
- Задайте мне первый вопрос. Союзная связь? (Есть слова-скрепы?)
- Если да, какой следует вывод? /разделить запятой/
- Где поставить запятую? (перед союзом, в конце первого предложения)
- Если нет, как размышляем дальше? /Простые равноправны по смыслу?/
- Объясните условия равноправия простых предложений. (Между ними не может быть вопроса, связаны сочинительной связью или интонацией перечисления).
- Если да, рассуждение заканчиваем или что-то ещё выясняем? (Да.)
Невелики и тесно связаны?
- Если да, то какой знак ставим? (запятую)
- Если нет, то какой знак поставим? (точку с запятой)
- Если простые не равноправны по смыслу? Есть главное и зависимое предложение, т.е. придаточное. Какие между ними могут быть отношения? (Причины, пояснения, дополнения)
- Если есть такие отношения, какой берём знак? (Двоеточие)
- Если нет? (Ставим тире).
д) Давайте повторим исключения. В каких случаях запятая не ставится между 2 ПП, связанными одиночным союзом " и " (если есть у них общее третье предложение или общий второстепенный член).
VI. Решение пунктуационных задач уч-ся у доски по цепочке.
- Строим схему предложения, решаем пунктуационные задачи с обязательными письменными опорами, проговариванием всех умственных действий.
1) [ Уж на часах двенадцать прозвенело], и [сон окутал родину мою].
Определяем вид предложения. Строим схему. [ ], и [ ]. Решаем задачу. С. => , Ставим запятую в схеме и в предложении №1 на карточке №2
2) [ Все чаще мысль угрюмая мелькает], (что всю деревню может затопить).
- Союзная связь? (да)
- ПП связаны союзами равноправия? (нет)=> СПП из 1 главн. И 1 придаточного.
- Где стоит главное? Строим схему предложения. [ ] , ( что ). Решаем задачу. С. => , перед союзом "что" . Ставим запятую в схеме предл-я и в предл-и на карточке. (предл.№2)
3) [Светлеет грусть],( когда цветут цветы). Решаем задачу. Ставим знаки препинания.
ФИЗМИНУТКА. Отдыхаем, повторяем!
- Сонорные. (_, р, л, м,н)
- Всегда твёрдые согласные звуки. (ж ,ш, ц)
- всегда мягкие (_, ч, щ)
- глаголы-исключения
- вопросы обстоятельства
- вопросы дополнения
- вопросы определения
- продолжаем ряд: цыган, на цыпочках, :..
- жюри, ::
- ишь, лишь, :..вишь, бишь, слышь.
- батальон, бульон, компаньон, :..лосьон, медальон, павильон, почтальон
4) Решаем еще одну задачу.
[ Дремлет на стене моей ивы кружевная тень], [завтра у меня под ней будет хлопотливый день].
- Сколько ситуаций? (две)
- Союзная связь? (нет) ПП равноправны по смыслу? (да) Рисуем схему.
[ ] , [ ]. Решаем задачу. С., = правн., нев. и т. св.=> , в конце первого предложения. Поставьте запятую в предложении и на карточке.
5) [Заяц в лес бежал по лугу], [я из лесу шёл домой], [бедный заяц с перепугу так и сел передо мной]!
6) Решаем 6 задачу. (Предложения менее связаны по смыслу и более распространены ).
[ С окраины росли березы, липы, клены, дубы.] ; [потом они стали реже попадаться], [ сплошной стеной надвинулся густой ельник].
- Определяем вид сложного предложения.
- Сколько здесь ситуаций? (3)
- Союзная связь? (нет) ПП = правн. по смыслу? (да) Рисуем схему предложения.
[ ] ; [ ] , [ ]. Решаем задачи.
1. С., = правн., невел. и т. св.= > ; ( осложнено однородными членами)
2. С., = правн., невел. и т. св.=> ,
- Поставьте знаки препинания в схеме и в предложении на карточке. - Прочитайте предложение со знаками препинания.
7) [ Мне не скучно без огня] : [есть фонарик у меня]. / так как/
[ ] : [ ].
8) [ Пробовал читать ] -- [ взоры скользили над строками ]. [ ] - [ ] .
С.,(нет) = правн., (нет) прич. (нет)
поясн. => -
дополн.
9)[ Любите книгу ] : [ она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей ] .
- Сколько смысловых частей в предложении ? (две)
- Союзная связь? (нет )
- Простые равноправны по смыслу ? ( нет ) Строим схему предложения.
[ ] : [ ] . Решаем задачу. С ., = правн., (нет) причин.
поясн.= > :
доп.
VIII. Работа над предложением. Письмо под диктовку на слух, с объяснением всех трудностей. [ ] , ( когда ). Светлеет грусть , когда цветут цветы. Характеристика предложения. Пов., !/ .,СП из 2ПП , связ. подч. св - ю =>СПП из 1 главн.и 1 прид. Главное - Светлеет грусть. Придаточное - Когда цветут цветы.
а) это прид., т.к.:
?:. "когда?" от главн. предл - я;
?....подч. сл. - скрепа "когда" ;
б) стоит после главного;
в) отдел. , - ой ; Главное предложение - Пов ., !/ , ПП , нераспростр., двусоставное.
IX. Итог урока. Улыбнитесь маске настроения.
X. Домашнее задание. Стр. 13 , задачи 2. Лексич. минимум 3 повторить.
Предложение №3 , стр 17.