Одна из задач стоящая перед педагогическим коллективом нашего учреждения состоит в формировании у школьников волевой установки на труд, личностного отношения к будущей профессии, понимание ее значимости, потребности в самовоспитании, формирование адекватной самооценки в соответствии с требованиями будущей профессии и собственными физическими возможностями.
Чтобы помочь выпускникам в осознанном выборе дальнейшего жизненного пути в нашем учреждении реализуются следующие программы:
- «Профориентация» для обучающихся 10, 12 классов,
- «Основы массажа» для обучающихся 11-12 классов,
- «Психология общения» для обучающихся 8-12 классов.
Программа курса «Психология общения» предназначена для знакомства старшеклассников с основными достижениями психологической науки в области изучения личности и межличностных отношений.
Целью данного курса является формирование у учащихся основных понятий и категорий психологической науки, развитие интереса к самоанализу, понимание психологических особенностей отдельно людей и механизмов межличностных отношений.
Большое значение имеет практический аспект. Основными задачами практикума являются:
- закрепление знаний, полученных при изучении теоретического курса по общей психологии;
- ознакомление с особенностями психических свойств и качеств, необходимых для коррекции самооценки и самосовершенствования.
Часть практических занятий посвящена изучению целостных личностных качеств, а вторую часть практических работ представляют работы по изучению познавательных процессов восприятия, памяти и мышления. После выполнения практических работ педагогом-психологом даются практические рекомендации по развитию и совершенствованию этих процессов. Психодиагностика включается в структуру урока и позволяет быстро проиллюстрировать теоретический материал. От конкретной методики можно оттолкнуться во введении к теме, использовать ее как прием в проблемном обучении, а также показать, каким образом психологическое знание реально работает в практике.
Курс «Психология общения» предлагает комплексную и последовательную работу психолога с подростками в учебных группах. Недостаток жизненных умений выявляется и оценивается, старшеклассник может получить помощь в выработке и развитии важнейших навыков межличностного взаимодействия и эмоционального самовыражения без риска возбудить ответные враждебные или защитные чувства.
Главной целью курса является развитие коммуникативных способностей учащихся. Эти способности проявляются: в овладении средствами коммуникации; в анализе своей деятельности и выделении новых средств эффективной коммуникации.
Задачи курса:
- Ознакомить учащихся с основными стилями общения.
- Повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет овладения основами коммуникации, построения процесса общения, анализа своей деятельности.
- Сформировать положительное отношение к самому себе, приобрести уверенность в процессе общения с другими людьми, навыки ориентации в сложных ситуациях.
Для успешной реализации целей учебного курса педагог-психолог должен осуществлять работу по двум направлениям: организация на занятии процесса общения как актуальной деятельности, приносящей удовольствие и организация рефлективной деятельности группы по отношению к процессу общения. Это создает условия для развития коммуникативных способностей и формирования устойчивой положительной самооценки, которые составляют базу конструктивного общения и развития личности.
Оптимальной формой преподавания может быть урок – обсуждение, урок – игра, урок – тренинг.
При изучении курса «Психология общения» рекомендуется применять различные формы текущего контроля знаний и умений: ответы на вопросы, итоговые проверочные работы и практические задания. В учебном курсе используются традиционные и инновационные формы обучения: индивидуальные и групповые беседы, конкурсы, ролевые игры, оформление рефератов.
Цели курса «Профориентации»:
- формирование готовности учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда;
- развитие у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
В ходе осуществления цели решаются следующие задачи:
- обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере;
- сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств, состояние здоровья и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку;
- развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;
- воспитать уважение к рабочему человеку.
Цель курса «Основы массажа»:
- способствовать развитию предметно-практической деятельности в направлении профессиональной ориентировки обучающихся;
- развитию моторных навыков;
- расширению биологических знаний,
- овладение основными приемами и способами проведения массажа.
Посещение занятий на базе Кемеровского областного медицинского колледжа также способствует процессу адаптации выпускников школы в дальнейшей учебе в средних специальных учебных заведениях по данной специальности.
В течение нескольких лет ведется совместная работа с центром профориентации: работа с учащимися включает организацию встреч со специалистами, проведение бесед, лекций, собраний, анкетирование учащихся по выбору профессии и изучению личности ученика. Проводится индивидуальная работа с обучающимися и их родителями по их запросам.
Три направления профориентации реализуемые в работе учреждения — профдиагностика, профконсультация и профотбор взаимосвязаны конечной целью и предусматривают осуществление комплекса медико-психологических и социологических мероприятий. Работа в этих направлениях осуществляется на протяжении всех школьных лет учащегося и требует комплексного участия учителей-предметников, классных руководителей, учителей технологии, социального педагога, врачей и психолога.
Результативными методами работы в этих направлениях являются:
- наблюдения за учащимися в процессе овладения предметами школьной программы, трудовыми навыками и выполнения общественных поручений,
- медицинское и психологическое освидетельствование,
- проведение социометрических исследований, в том числе анкетирование, распространение опросников для определения типа профессионального обучения,
- издание памяток для самовоспитания личности,
- проведение консультаций с учащимися и их родителями.
Специфика профориентации заключается в том, что она составляет неотъемлемую часть всего учебно-воспитательного процесса. Учитель-предметник, классный руководитель и другие члены педагогического коллектива школы, исходя из целей, задач и специфики свой деятельности, при составлении планов работы должны предусмотреть время и формы работы для реализации задач профориентации.
Большая роль отводится совместной деятельности школы и семьи, которая решает следующие задачи: вооружить родителей знаниями и умениями профориентационной работы в условиях семьи; изучить возможности родителей каждого ученика в трудовом воспитании и профориентации; активизировать деятельность родителей по подготовке школьников к выбору профессии в условиях семьи и вовлечь в практическую работу педагогического коллектива школы по профориентации; оказывать индивидуальную помощь родителям в процессе профессионального самоопределения учащихся.
Работа по повышению роли родителей в правильном выборе профессии учащихся проводится в следующих направлениях:
- привитие школьникам трудовых навыков в быту, сознательного, добросовестного отношения к учебе и труду, выявлению у них планов выбора профессии,
- научение родителей правильно оценивать степень соответствия имеющихся у ребенка склонностей, навыков, способностей и функциональных возможностей организма требованиям избираемой профессии,
- ознакомление родителей с реальными возможностями профессионального обучения и трудоустройства сына или дочери,
- привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий (бесед, лекций, экскурсий на предприятия).
Одно из направлений реализуемых в нашем учреждении - работа школьного врача по профессиональной ориентации учащихся:
- основной задачей школьного врача является рекомендация профессии, максимально соответствующий состоянию здоровья школьников, подбор такого вида трудовой деятельности, который бы способствовал укреплению здоровья, физическому развитию школьников, не усугубляя имеющихся нарушений функций органа зрения.
- направления работы школьного врача: проведение медицинского обследования; работа по формированию профессиональной направленности в соответствии с состоянием здоровья; санитарное просвещение; профессиональная консультация школьников.
Школьная библиотека играет также большую роль в профессиональной ориентации учащихся. Задачи библиотеки:
- комплектование и систематизация литературы по вопросу выбора профессии;
- формирование трудовой направленности учащихся;
- изучение интересов и профессиональных намерений учащихся;
- ознакомление, с профессиями на материале художественной, научной и научно-популярной литературы;
- помощь учащимся в профессиональном самоопределении;
- обучение учащихся принятым правилам пользования библиотеками, нахождения необходимого материала, использование тифлотехнических средств поиска информации.
Наличие специалистов в учреждении позволяет качественно организовать работу с детьми имеющими ограничения здоровья. Созданные в учреждении условия дают возможность выпускникам школы продолжить обучение в системе профессионального образования, успешно социализироваться и быть интегрированными в общество. За период существования нашего учреждения из 25 выпускников поступили и успешно обучаются в высших и средне-специальных учебных заведениях - 15 человек. Только за последние 2 года из 8 выпускников учреждения поступили в высшие учебные заведения – 7 человек, 1 человек в Кемеровский медицинский колледж. Выпускники 2008, 2009 годов все в количестве 8 человек поступили в ВУЗы г. Кемерово.
Несмотря на проводимую работу, существует проблема трудоустройства и дальнейшего обучения детей-инвалидов. Выпускники нашей школы по своим физическим возможностям имеют ограничения в выборе профессий. Не всегда этот выбор совпадает с желанием ребенка, его физическими возможностями и согласием родителей. Остается проблема поступления выпускников в высшие и средние специальные учебные заведения, из-за отсутствия условий для дальнейшего обучения в них детей-инвалидов. Но это не дает им гарантии дальнейшего трудоустройства. Студенты во многом сами решают свои проблемы по доступу к необходимой учебной информации и адаптации к условиям учебы. Однако их усилия нередко не приводят к трудоустройству по специальности.