Урок окружающего мира "Кто такие рыбы?". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель урока: Познакомить с признаками и разнообразием рыб.

Задачи урока:

  1. Знакомство с разнообразием рыб.
  2. Изучение внешнего строения и отличительных признаков рыб.
  3. Установление связи между строением тела и отрезком жизни отдельных видов рыб.
  4. Развитие интереса к окружающему миру.

Оборудование урока:

  • Конфигурация: компьютер + мультимедийный проектор
  • Учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши.

Программное обеспечение: Презентация: «Кто такие рыбы?» (Приложение)

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

- Сегодня у нас на уроке много гостей. Повернитесь, пожалуйста. Поздоровайтесь.
- Посмотрели на меня. Сели на свои места.
- Итак, настроились, работаем четко, думаем и рассуждаем.

2. Закрепление изученного материала.

Учитель: - С какой группой животных мы познакомились на прошлом занятии?

Ответы детей.

Учитель: - Я загадаю загадки, а вы их отгадайте.

- Осенью в щель заберется, а весной проснется? (муха)

-Над цветком порхает, пляшет, веером узорным машет? (бабочка)

- Нос долог, голос тонок.
Кто его убивает, тот свою
Кровь проливает? (комар)

- Сок из цветков она берет
И в сотах копит сладкий мед? (пчела)

Ответы детей.

Учитель: - О ком загадки?

Ответы детей.

Учитель: - Кто такие насекомые?

Ответы детей.

Дети в рабочих тетрадях показывают, как они разукрасили жуков.

3. Объяснение нового материала.

На экране загадка о рыбах. (Слайд №2).

Учитель: - С каким видом животных мы сегодня познакомимся ?

Ответы детей.

Учитель: - Правильно! А как вы думаете, кто такие рыбы?

Ответы детей. (Слайд №3).

Учитель: - А как вы думаете в какой воде живут рыбы?

Ответы детей.

Учитель: - Значит, рыбы бывают речные и морские.

Показ слайдов №4-15.

Работа по учебнику.

В учебнике дети рассматривают речных и морских рыб.

На следующей странице наверху дети видят рыбу красноперку.

Учитель: - Кто догадался, почему рыба называется красноперкой? Расскажите о строении рыбы.

Ответы детей.

Работа детей в парах. Один из учеников читает подписи к рисунку, другой показывает части рыбы. Затем дети меняются ролями.

Показ слайдов №16-18.

Учитель: - Мы много с вами работаем, давайте немного отдохнем.

Физкультминутка «Рыболов».

Рыболов, рыболов
Покажи свой улов!
Я поймал леща большого
И налима- вот такого!
Двух горбатых, полосатых
Окуней и двух линей,
Щуку. карпа, судака…
А в ведерке два малька.

Работа по учебнику.

Учитель: - Чем покрыто тело рыбы? (чешуей)

Ответы детей.

Рассматривание чешуи на рисунке.

Работа детей в тетрадях.

Рисование чешуек у рыбы.

Работа со слайдами №19-24.

Рассказ учителя о том, что рыбы прекрасно плавают в воде, о теле рыбы, о том для чего нужны плавники, хвост. Как дышат рыбы, как можно определить их возраст.

4. Закрепление нового материала:

Учитель: - С какими животными познакомились на уроке?

Ответы детей.

Учитель: - А сейчас я загадаю вам загадки, а вы их отгадайте!

Учитель показывает слайды с загадками и изображениями рыб к ним. (Слайды №25-29).

Дети отгадывают.

Работа в тетрадях.

Задания:

- Узнайте рыб по силуэтам.

- Какие из рыб речные? Закрасьте кружки.

5. Итог урока.

Учитель:

- Кто такие рыбы?

- Приведите примеры?

Ответы детей.

- На какие две группы делятся рыбы?

- Почему рыб называют речными?

- Почему рыб называют морскими?

- Чем покрыто тело рыб?

- Расскажите о строении рыбы?

- Как дышат рыбы?

Ответы детей.

Учитель оценивает работу детей на уроке. (Слайд №33).

Используемая литература:

  1. Мир вокруг нас. 1 класс: поурочные планы по учебнику А.А.Плешакова / авт.-сост. Г.Н.Шевченко. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008. – 140 с.
  2. Окружающий мир. Мир вокруг нас: учеб. Для 1 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1 / А.А.Плешаков. – 10-е изд. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2008. – 64 с.: ил.
  3. Окружающий мир. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 1 класса начальной школы / А.А.Плешаков. -15-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010. – 48 с.: ил.
  4. Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных школ. - 12-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 68 с.: ил.
  5. Фефилова Е.П., Поторочина Е.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 1 класс. Изд. 2-е, испр. и доп. +Азбука природы в стихах, загадках, считалках, подвижных играх. М.: «Вако», 2006, 320 с.