Цель урока: Познакомить с признаками и разнообразием рыб.
Задачи урока:
- Знакомство с разнообразием рыб.
- Изучение внешнего строения и отличительных признаков рыб.
- Установление связи между строением тела и отрезком жизни отдельных видов рыб.
- Развитие интереса к окружающему миру.
Оборудование урока:
- Конфигурация: компьютер + мультимедийный проектор
- Учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши.
Программное обеспечение: Презентация: «Кто такие рыбы?» (Приложение)
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
- Сегодня у нас на уроке много гостей. Повернитесь, пожалуйста. Поздоровайтесь.
- Посмотрели на меня. Сели на свои места.
- Итак, настроились, работаем четко, думаем и рассуждаем.
2. Закрепление изученного материала.
Учитель: - С какой группой животных мы познакомились на прошлом занятии?
Ответы детей.
Учитель: - Я загадаю загадки, а вы их отгадайте.
- Осенью в щель заберется, а весной проснется? (муха)
-Над цветком порхает, пляшет, веером узорным машет? (бабочка)
- Нос долог, голос тонок.
Кто его убивает, тот свою
Кровь проливает? (комар)
- Сок из цветков она берет
И в сотах копит сладкий мед? (пчела)
Ответы детей.
Учитель: - О ком загадки?
Ответы детей.
Учитель: - Кто такие насекомые?
Ответы детей.
Дети в рабочих тетрадях показывают, как они разукрасили жуков.
3. Объяснение нового материала.
На экране загадка о рыбах. (Слайд №2).
Учитель: - С каким видом животных мы сегодня познакомимся ?
Ответы детей.
Учитель: - Правильно! А как вы думаете, кто такие рыбы?
Ответы детей. (Слайд №3).
Учитель: - А как вы думаете в какой воде живут рыбы?
Ответы детей.
Учитель: - Значит, рыбы бывают речные и морские.
Показ слайдов №4-15.
Работа по учебнику.
В учебнике дети рассматривают речных и морских рыб.
На следующей странице наверху дети видят рыбу красноперку.
Учитель: - Кто догадался, почему рыба называется красноперкой? Расскажите о строении рыбы.
Ответы детей.
Работа детей в парах. Один из учеников читает подписи к рисунку, другой показывает части рыбы. Затем дети меняются ролями.
Показ слайдов №16-18.
Учитель: - Мы много с вами работаем, давайте немного отдохнем.
Физкультминутка «Рыболов».
Рыболов, рыболов
Покажи свой улов!
Я поймал леща большого
И налима- вот такого!
Двух горбатых, полосатых
Окуней и двух линей,
Щуку. карпа, судака…
А в ведерке два малька.
Работа по учебнику.
Учитель: - Чем покрыто тело рыбы? (чешуей)
Ответы детей.
Рассматривание чешуи на рисунке.
Работа детей в тетрадях.
Рисование чешуек у рыбы.
Работа со слайдами №19-24.
Рассказ учителя о том, что рыбы прекрасно плавают в воде, о теле рыбы, о том для чего нужны плавники, хвост. Как дышат рыбы, как можно определить их возраст.
4. Закрепление нового материала:
Учитель: - С какими животными познакомились на уроке?
Ответы детей.
Учитель: - А сейчас я загадаю вам загадки, а вы их отгадайте!
Учитель показывает слайды с загадками и изображениями рыб к ним. (Слайды №25-29).
Дети отгадывают.
Работа в тетрадях.
Задания:
- Узнайте рыб по силуэтам.
- Какие из рыб речные? Закрасьте кружки.
5. Итог урока.
Учитель:
- Кто такие рыбы?
- Приведите примеры?
Ответы детей.
- На какие две группы делятся рыбы?
- Почему рыб называют речными?
- Почему рыб называют морскими?
- Чем покрыто тело рыб?
- Расскажите о строении рыбы?
- Как дышат рыбы?
Ответы детей.
Учитель оценивает работу детей на уроке. (Слайд №33).
Используемая литература:
- Мир вокруг нас. 1 класс: поурочные планы по учебнику А.А.Плешакова / авт.-сост. Г.Н.Шевченко. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008. – 140 с.
- Окружающий мир. Мир вокруг нас: учеб. Для 1 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1 / А.А.Плешаков. – 10-е изд. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2008. – 64 с.: ил.
- Окружающий мир. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 1 класса начальной школы / А.А.Плешаков. -15-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010. – 48 с.: ил.
- Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных школ. - 12-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 68 с.: ил.
- Фефилова Е.П., Поторочина Е.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 1 класс. Изд. 2-е, испр. и доп. +Азбука природы в стихах, загадках, считалках, подвижных играх. М.: «Вако», 2006, 320 с.