Школьный музей как способ включения учащихся младших классов в исследовательскую деятельность

Разделы: Внеклассная работа


Не существует сколько-нибудь
достоверных тестов на одаренность,
кроме тех, которые проявляются
в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой
поисковой исследовательской работе.

А.Н. Колмогоров

Современная начальная школа ориентирована на разностороннее развитие личности ребенка. Это предполагает необходимость сочетания учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, поисковой, исследовательской.

Школьный музей – помогает развивать познавательную активность учащихся через участие их в исследовательской работе. Он является средством реализации творческих способностей детей, привития им навыков исследовательской работы, местом организации и проведения различных форм поисковой деятельности учащихся. В нашем образовательном учреждении функционирует музей начального образования. Поэтому темы детских исследовательских работ связаны с историей начальной школы: “История школьного портфеля”, “Детская периодическая печать”, “Октябрята”, “Мой первый учебник-букварь”, “История школьной формы” и др.

Организуя исследовательскую деятельность младших школьников, мы учитываем их возрастные особенности. Зная, что в данном возрасте еще преобладает игровая деятельность, мы стараемся включить ребенка в поиск информации через такие виды формы как игра-путешествие, поисковая викторина, конкурс. С этой целью в план работы музея включены такие мероприятия как: игра-путешествие “По страницам букваря”, конкурс поисковых работ “Из истории школьных каникул”, викторина “Пионеры-герои В.О.В.”, брейн-ринг “История школьных принадлежностей”.

Подбирая темы исследовательских работ, мы исходим от интересов конкретного ребенка, учитываем индивидуальные различия и прирождённые задатки учащихся. В ходе работы над исследовательской работой проводим индивидуальную работу с каждым учащимся, консультацию с педагогами и родителями.

Роль педагога в процессе очень важна. Учитывая интересы детей, педагогу необходимо держаться ближе к той сфере, в которой он сам лучше всего разбирается, которой увлечен сам. Он должен не только помочь, но и увлечь. Макаренко А.С. говорил: “Увлечь другого может лишь тот, кто увлечён сам”.

В организации исследовательской деятельности младшего школьника активное участие должны принимать родители. Дети, чувствуя поддержку родителей, раскрывают свои творческие способности. Привлечение родителей к исследовательской работе младшего школьника необходимо. Однако при этом важно, чтобы родители не брали на себя выполнение основной части работы, иначе теряется сама идея исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность сама по себе проходит несколько этапов, которые увлекают, расширяют кругозор, формируют навык работы с литературой, источниками.

1 этап. Заинтересовать учащегося самим процессом исследования. Дать возможность понять, что именно его вклад в работу будет самым важным и высоко оцененным, если приложить определенное старание.

2 этап. Определение темы исследовательской работы.

3 этап. Подбор необходимых источников. Этот этап очень важен, так как именно с него и начинается, собственно, сама исследовательская деятельность. На этом этапе важно определить такие источники, которые бы не заставляли ребенка создавать масштабный научный труд (он все равно будет ему не по силам).

4 этап. Написание исследовательской работы. На данном осваивается техника ведения интервью (подготовка, составление вопросов, место и время проведения, запись, умение себя вести во время интервью), правила выбора собеседников (соответственно выбранной теме), работа с воспоминаниями, правила работы в архивах, правила работы с разными экспонатами музея.

5 этап. Оформление исследования.

6 этап. Презентация своего исследования в классном коллективе, на школьной поисковой конференции.

Учитывая все особенности организации исследовательской деятельности, младших школьников руководитель школьного музея разрабатывает темы исследований и координирует работу на всех этапах исследования.

Совет музея утверждает план работы исследовательской группы на учебный год, темы исследований, руководителей поисковых заданий. Кроме этого разрабатывает и утверждает план мероприятий, связанных с исследовательской деятельностью. Это

  • консультации для обучающихся, руководителей и родителей;
  • формы представления работ (конференция, экспозиция, конкурс и т.д.);
  • возможность использования каждого материала.

Такая планомерная работа дает свой результат. Сегодня можно сказать, что музей в школе действительно стал центром исследовательской активности учащихся. Так в школьной поисковой конференции ежегодно принимают участие около 25 учеников. Среди них есть призеры городской конференции “Я – Кемеровчанин”. А в традиционных конкурсах сочинений, викторинах, фестивалях, брейн – рингах старается принять участие каждый классный коллектив. На школьном фестивале “Судьба моей семьи в истории города, страны” представили свои поисковые работы 17 семей. Школьный музей в городском “Судьба моей семьи в истории города, страны” конкурсе занял первое место.

Материал, найденный во время поисково-исследовательской работы, широко применяется педагогами школы на уроках и в проведении классных мероприятиях.  На основе исследовательских работ наших обучающихся оформляются экспозиции в школьном музее. Так, например, после проведения конкурса поисковых работ “Школьные каникулы”, создана экспозиция “Из истории школьных каникул”. На основе исследовательских работ II школьной поисковой конференции оформлена экспозиция “Неугасима память поколений. Образование в годы войны”.

Ребята, которые хотя бы раз соприкоснулись с музейным делом, стремятся узнать как можно больше о своей школе, районе, городе, крае. Знания всегда придают уверенность, а вместе с ними в детских сердцах появляется и признательность предшествующим поколениям за труд, вложенный в процветание родного края.

Школьный музей играет большую роль во влечение учащихся младших классов в исследовательскую деятельность. Он является продуктом совместной деятельности ученика, родителя и педагога.

Литература

  1. Мухина В. С. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности / В. С. Мухина // Школьные технологии. – 2006. – № 2. – С.19-31; № 7. – С. 123-127.
  2. Семенов Н. А. Исследовательская деятельность учащихся / Н. А. Семенов // Начальная школа. – 2006. – № 2. – с. 45-51.
  3. Семенова Наталия Альбертовна. Формирование исследовательских умений младших школьников: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.01 Томск, 2007 203 с. РГБ ОД, 61:07-13/1598.