Современной педагогической теорией и практикой признан как аксиома тезис о важности такой составляющей гармонично развитой личности, как физическое совершенство: крепкое здоровье, закалённость, ловкость, сила, выносливость. Обеспечить воспитание этих качеств необходимо с первого класса.
Ведущим направлением в решении данной задачи является разработка и внедрение программ формирования здоровья, позволяющих воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни, чувство ответственности за своё здоровье и соответствующие умения. К числу таких программ относится программа М. Л. Лазарева "Здравствуй!" Её основополагающей идеей выступает формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья. И хотя данная программа сориентирована на детей дошкольного возраста, мы считаем, что она может быть использована в любом образовательном учреждении, а также в семье.
В своей работе мы используем одну из тем программы - "Весёлые движения", адаптировав её содержание и методику для учащихся начальной школы. Указанная тема реализуется на уроках физической культуры и предусматривает решение следующих задач:
- постепенная адаптация дыхательной функции и всего организма к двигательным нагрузкам;
- развитие двигательных качеств и умений;
- укрепление мышечного аппарата и коррекция осанки;
- формирование двигательной мотивации.
Уроки по развитию двигательных качеств строятся по определённой модели:
1.Беседа с детьми о конкретном качестве, над которым сегодня будем работать.
2. "Двигайся" - разминка, включающая ходьбу, бег, прыжки, ритмическую гимнастику, упражнения на растяжку.
3. Задания, игры и упражнения на развитие двигательного качества.
4. "Движение и ритм" - двигательные игры, предусмотренные программой. А также другие игры.
5. "Охлаждение" - спокойная ходьба, растяжка, игра или упражнение на формирование дыхания, игра на расслабление (медитация направленного действия).
В первом классе все уроки проводятся в игровой форме с использованием образов животных (гибкость - змея, прыгучесть - лягушка, скорость - заяц и др.). Постепенно игры заменяются конкретными упражнениями и заданиями на развитие двигательных качеств.
Применение приёмов адаптации дыхательной функции к двигательным нагрузкам направлено, с одной стороны, на оптимизацию дыхания, с другой - на закрепление основных двигательных качеств младших школьников. С этой целью включаем в уроки элементы дыхательной музыкотерапии, различные методики дыхательной гимнастики.
Большое внимание на уроке уделяется формированию двигательного воображения и осмысленной моторики, что предполагает включение в его структуру ряда развивающих средств: игровые задания с принятием игровой роли; ходьба и бег по разным поверхностям (найти удобный способ движения); на выражение внутреннего состояния (бодро, устало и т. п.); в необычных условиях (по горячему песку, по льду, по глубокому снегу); двигательные импровизационные инсценировки-драматизации, способствующие выразительности движений (на дне моря, ползающие животные жарких стран) и др.
Для развития у учащихся мотивации к здоровью в систему занятий были включены уроки изучения теоретического материала, в процессе которых младшие школьники знакомились со строением и функционированием систем и органов человеческого организма, уроки о влиянии на организм внешних воздействий.
Предлагаем вашему вниманию урок на развитие двигательных качеств, в частности на развитие выносливости, и урок из серии "Знай своё тело", (урок теоретического материала).
Урок на развитие выносливости для учащихся 1 класса "Везде старательно тружусь, всегда в движенье нахожусь".
Задачи:
- развивать двигательное качество "выносливость";
- постепенно адаптировать дыхательную функцию и весь организм к двигательным нагрузкам;
- укреплять мышечный аппарат и корректировать осанку;
- формировать двигательную мотивацию.
Подготовительная часть.
- Что значит "быть выносливым"? (ответы детей)
- Сегодня мы будем развивать выносливость. Я научу вас, как это делать.
Разминка с резинкой (обычная резинка длинной немного меньше периметра зала, натянута на 4 стойки по периметру зала).
1. Ходьба обычная, с подлезанием за ведущим, упражнение "Струна" ( ходьба гимн. шагом), с высоким подниманием бедра, перешагивая резинку (часто, все одновременно).
2. Бег обычный, с перепрыгиванием через резинку за ведущим.
Упражнение на дыхание "Бабочка". Руки за голову, вдох носом, выдох через рот.
3. Прыжки (по сигналу):
- напрыгивание на резинку, спрыгивание спиной вперёд;
- перепрыгивание резинки, поворот, то же обратно;
- перепрыгивание без поворота (обратно спиной вперёд);
- перепрыгивание боком;
- перепрыгивание одной ногой, затем второй и обратно;
- перепрыгивание с поворотом на 90*.
Упражнение на дыхание "Подуем на плечо". Руки за спину, вдох носом, медленный поворот головы выдох на плечо, губы трубочкой.
Комплекс аэробики "Гиподинамия". Упражнения могут быть любые, но знакомые детям.
Упражнение на расслабление "Шалтай - Болтай". Наклониться вперёд, руки расслаблены. В такт словам плавные движения руками вправо - влево.
- Шалтай - Болтай сидел на стене.
- Шалтай - Болтай свалился во сне (уронить руки вниз, расслабить спину).
Основные виды движений (основная часть). Объяснение и одновременная установка полосы препятствий.
1. Влезание на гимнастическую стенку, переход на соседний пролёт, спуск.
2. Подтягивание по скамейке руками, лёжа на животе.
3. Прыжки по схеме из обручей, ноги врозь - вместе.
4. Подлезание и перепрыгивание.
5. Прыжки через скамейку с опорой на руки.
6. Ходьба по скамейке в приседе.
(Учащиеся проходят 5-6 кругов).
Упражнение на расслабление "Ах, как я устал". Поднять руки вверх и со словами "Ах, как я устал", выполнить наклон вперёд, расслабить спину, руки свободно болтаются внизу.
Подвижная игра "Беги, сядь, беги". Медленный бег в колонне. По команде "Сядь!" принять положение сед ноги вперёд, руки в упоре сзади. По команде "Беги!" быстро встать и продолжить бег.
Сидя упражнение на расслабление и дыхание "Усталый ёжик". Сидя, медленный вдох и озвученный выдох (на звук "ф"). Можно перекатиться на бок, расслабиться.
Заключительная часть.
Перестроение в круг, игра на формирование дыхания "Хомячки". Щёки надуть, дышать носом. Я считаю до десяти. На счёт "десять" дети приседают и хлопают себя по щекам руками. Между счётом можно давать небольшие установки по дыханию, например: "дышим ровно", "медленный вдох, спокойный выдох", "дышим только носиками" и т. п.
Медитация "Облако" (см. приложение).
Урок из серии "Знай своё тело".
"Опора и двигатели нашего организма".
Задачи:
- познакомить детей с функцией скелета и мышечной системы в организме;
- научить правильной последовательности выполнения ОРУ на основе уже накопленного учениками опыта;
- выработать осознанное отношение к спортивным соревнованиям, как к проверке натренированности своей мускулатуры;
- учитьправилам оказания первой помощи при повреждении кости или мышцы.
- Если бы наша кожа застёгивалась на пуговицы, мы могли бы расстегнуть их и заглянуть внутрь. Что там у нас внутри? Но это невозможно. Поэтому я хочу вам рассказать, из чего вы состоите, и что происходит у вас внутри, когда вы занимаетесь физическими упражнениями.
- Опорой нашего организма является скелет.
(Рассматривание плаката с изображением скелета).
- Скелет - это "доспехи", внутри которых находятся наши органы. Эти "доспехи" защищают наши органы от ударов. Скелет состоит из черепа, внутри которого находится мозг. Его нужно особенно охранять, поэтому кости черепа такие прочные.
- Позвоночник состоит из позвонков. Они связаны между собой связками. Связки растягиваются, и мы можем согнуться и разогнуться.
- Грудная клетка состоит из рёбер и грудины. Почему клетка? Наверное, потому, что в ней бьется сердце, как птица в клетке.
- Руки или верхние конечности - чем больше делаешь руками, тем лучше работает голова. Благодаря рукам обезьяна превратилась в человека.
- Таз и ноги, или нижние конечности. Нижние конечности крепятся к тазу.
- Если бы внутри нас не было скелета, то тело стало бы похожим на бесформенный мешок с головой, которая болталась бы на тонкой шее, с гибкими, как из пластилина, руками и ногами. Мы были бы как тряпичные куклы.
- Значит скелет - это в некотором роде "вешалка", необходимая для того, чтобы тело не мялось, не выглядело бесформенной массой. Без скелета мы не смогли бы стоять, поднять руку, идти. Не могли бы двигаться.
Нарисуйте свой скелет:
- Сверху скелет покрыт мышцами. Они есть даже у маленьких детей, но маленькие и мягкие. Человек растёт, растут и крепнут его мускулы. Обхватите одной рукой предплечье. Согните руку. Чувствуете? Мускулы под вашей рукой твердеют. Выпрямите руку - и они становятся мягкими. Можно подумать, что у вас под кожей бегает мышка. Так вот, слово "мышца" происходит от слова "мышь", а слово "мускул" - от латинского "мускулус" - мышонок. Любое наше движение выполняется мышцами - они главные силачи нашего организма (показ плаката с изображением мышечной системы). Они заставляют его двигаться. Без них кости скелета были бы неподвижными. Большие и сильные мышцы выполняют грубую работу (прыжки, махи руками), а мелкие - тонкую (движение пальцев, мимика лица).Во время выполнения упражнений мы их тренируем. Давайте двигаться:
ходьба, бег прыжки в движении.
-Мышцы туго переплетены вокруг скелета и образуют наше тело. Сейчас мы дорисуем тела нашим скелетам, но сначала я научу вас правильному порядку выполнения упражнений для тренировки вашего тела. С мышц какой части тела мы обычно начинаем выполнять упражнения? (Ответы детей). Прекрасно! А теперь вспомним упражнения, с помощью которых мы тренируем мышцы шеи, рук и плеч (один ученик показывает упр., дети выполняют, 3-4 упр.).
Дорисовка мышц рук и плеч - а)
а)
Аналогично для мышц туловища - б), затем для мышц ног - в).
б)
в)
- Есть упражнения, развивающие сразу все группы мышц: "Угол", "Рыбка" и т. п.
- А теперь я расскажу вам, как определить силу мышц. Как узнать, насколько сильны ваши руки (ответы детей).
Метание мешочков с песком "кто добросит до стены", (какая рука сильнее).
- А как определить, насколько сильны мышцы ваших ног? (ответы детей).
Групповой прыжок в длину с места, (стоя в шеренге).
- А теперь поиграем. Посмотрим, запомнили ли вы упражнения для тренировки разных групп мышц.
Подвижная игра "Охотник и обезьяны". Охотник показывает обезьянам упражнения, они повторяют (2-3 упр.). Затем начинают дразнить охотника. По сигналу охотник старается поймать обезьян, а они спасаются на "деревьях" ( гимн. стенке, скамейке).
- А что делать, если повредил мышцу или кость?
1. Лучше спокойно лежать и ждать, пока не поможет кто-нибудь из взрослых, чем пытаться идти с повреждённой ногой.
2. Если повреждена спина или шея, особенно важен покой. Нужно лежать на спине и даже не пытаться двигаться, пока не придёт помощь.
3. Если повреждена рука и она сильно болит, нужно прижать её к туловищу и стараться меньше ею двигать.
Тренинг "Что делать" (разбор ситуаций).
Рисунки дети уносят домой, чтобы научить правильному выполнению упражнений пап, мам и других членов семьи.
В серию "Знай своё тело" входят 10 уроков, на которых дети знакомятся с работой позвоночника, дыхательной системы, сердца, мозга. А также учатся беречь свой нос, уши, ухаживать за волосами и ногтями. И, что особенно важно, ребята приносят свои новые знания домой, чтобы передать их своим близким, тем самым призывая и их осознанно относиться к своему здоровью.