Цели урока:
– объяснить значение понятий: школа, ученик, учиться, образование;
– рассмотреть роль образования в жизни человека и общества;
– познакомиться с этапами развития школ в нашей стране с древних времен до нашего времени;
– определить роль печатных книг в развитии образования;
– привить любовь к своей школе.
Ожидаемый результат:
ученики должны знать/уметь:
– сравнивать, участвовать в беседе, дискуссии;
– задуматься над своим отношением к процессу образования.
– анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
Оборудование: компьютер, мультимедийная доска
План:
Организационный момент
Школьное образование.
Чему учит школа.
Как учили в прежние времена на Руси
Профессия-ученик. Подведение итогов.
Ход урока
Доброе утро дорогие ребята и уважаемые родители!
Сегодня у нас радостный праздник – первый день после длительных каникул. Поздравляю всех с началом нового учебного года. Пусть у нас в классе будет светло от желания приумножать свои знания и тепло от доброго отношения друг к другу.
Школьная жизнь – это как будто лесенка знаний. Вы поднимаетесь все выше и выше от одной ступеньки к другой, более трудной.
– Дети, а скажите мне, как вы понимаете, кто такой ученик?
– А как вы понимаете понятие школа? Образование?
Школа открывает путь в большой мир, окружающий вас. Вы, конечно, помните, как в первый раз пришли в школу, сели за парту. И началась ваша новая жизнь – жизнь ученика.
Право на получение образования является одним из основных прав граждан России. Так гласит самый важный документ страны – Конституция Российской Федерации.
И следует отметить, что общее школьное образование в нашей стране строго обязательно!
Вся система российского школьного образования делится на три ступени: начальная школа, основная школа, средняя (полная) школа.
– Как вы думаете, на какой ступени обучения вы стоите сейчас?
Сейчас вы на первой ступени школьного образования – это начальная школа. А это целых четыре года учебы.
Основная школа начинается с 5-го класса. Окончив 9 класс, вы получите аттестат об основном общем образовании. После получения аттестата вы будете решать: поступать ли вам в колледж или в училище, где начинается ваша профессиональная подготовка, т.е. вы будете получать профессию.
– Какие профессии вы знаете?
Итак, если вы захотите, то можете продолжить обучение в школе до 11 класса и получить полное общее среднее образование. Оно необходимо тем, кто решит поступать в институт или в университет.
Институты, университеты, академии дают людям высшее образование. Без него, например, невозможно стать врачом, нельзя стать ученым и профессионально заниматься наукой.
Но первые самостоятельные шаги к вершинам знаний вы делаете в школе.
Со второго класса в расписании ваших уроков стали и будут появляться новые предметы, изучение которых поможет вам узнать много полезного и интересного.
– А теперь подумайте, можно ли сказать, что все, чему ученик должен научиться, укладывается в школьные уроки?
В школьном расписании ни в одном классе вы не найдете уроков внимания и уважения к людям, уроков честности, доброты и товарищества. А ведь школа учит и этому, и еще многому другому, что нужно для жизни в человеческом обществе. Это происходит потому, что ваша школьная жизнь не ограничивается только уроками. В школе мы с вами проводим праздники, концерты, походы, викторины, КВНы и т. д .
– Дети, а вы знаете о том, что раньше вместо слов “пойти в школу”, говорили “отдать в ученье” и этими словами отмечали основную задачу школы: научить чему-то важному для жизни.
Чтобы применять знания при решении различных задач и ситуаций, которые встречаются не только в школе, но и в жизни, нужны и еще умения. Например, важно в жизни уметь быстро читать, грамотно писать, быстро считать в уме.
Школой для каждого из нас становится не только здание, в котором идут занятия, но и сама жизнь. Часто так и говорят: “Прошел хорошую жизненную школу”.
Многие из вас посещают специализированные школы: художественную, спортивную, музыкальную.
Сейчас везде есть учебные пособия, библиотеки, учителя, а уж чему вы научитесь, зависит от вас. И оценки за вашу учебу вам поставит сама жизнь.
– Итак, давайте сделаем вывод, важна ли для вас успешная учеба?
– А теперь мы совершим путешествие в прошлое. Узнаем, как учились в прежние времена. Интересно, всегда ли дети учились так, как учитесь сегодня вы?
– Ребята, скажите мне, пожалуйста, когда в нашей современной школе начинается новый учебный год?
А раньше начиналась учеба 14 декабря в день святого пророка Наума, называемого в народе Грамотником. И в народе говорили так:
“Пророк Наум наставит на ум”.
В этот день родители благословляли своих детей на ученье. Да и сами ученики просили у святого Наума “Батюшка Наум благослови на ум”!
– Дети, в каком веке мы сейчас живем?
Так вот, до X века на Руси школ вообще не было. Малыши учились, общаясь со взрослыми, не зная грамоты и не имея книг.
Только в XI веке князь Владимир основал первую школу в Киеве, а князь Ярослав Мудрый в Новгороде.
И раньше учебные заведения назывались училищами от слова…(учиться), а слово школа вошло в обиход только в XIV веке.
Школы были не только учебными заведениями, но центрами культуры, в них делались переводы древних авторов и переписывались рукописи.
В XV веке основными образовательными центрами являлись монастыри. Обучали грамоте всего два года. Читать древнюю рукописную книгу было очень трудно. В ней почти нет знаков препинания: точек, запятых. Писцы не делали пропусков между словами, иногда они сокращали слова: писали только согласные, а гласные пропускали.
Школа XVI века была школой зубрежки. Ученики нараспев повторяли то, что говорил учитель.
Физминутка: детям можно предложить встать и рассказать нараспев любое правило или алфавит.
Азбуку тоже заучивали наизусть. Каждая буква имела свое название. В алфавите тогда было не 33 буквы, как сейчас, а 43.
Например, в нашем алфавите нет букв жи, пси, ижица, а раньше в алфавите не было букв э и ё, они появились позже.
Заучив эти называния букв детям трудно было научиться читать. После дети заучивали отрывки из церковных книг.
За непослушание и невыученные уроки учитель, как говорили раньше “сокрушал ребра” розгами и заставлял учеников часами стоять на коленях. Изображение розги было даже помещено в начале учебника и написано: “Розга ум вострит, память возбуждает и волю злую в благо преломляет”.
Я перевела для вас на наш современный язык: “Если тебя высекут – сразу захочешь учиться, память к тебе вернется и даже мысли не будет о том, чтобы не сделать домашнее задание”.
В XVI веке, когда правил царь Иван Грозный, была напечатана первая азбука. Ее напечатал Иван Федоров, и эта азбука открыла историю первых печатных книг для обучения детей грамоте.
Но книги в то время были очень дорогие и поэтому ученики записывали слова учителя под диктовку, сидя перед ним.
Учили сначала азбуку, потом “Часослов” (молитвы и богослужебные тексты) и на этом обучение заканчивалось.
В XVII веке обучение начальным знаниям чаще происходило в домашних условиях. За соответствующую плату учителями были священнослужители (кто служил в церкви) и чиновники (люди, которые занимали служебные посты). Школы были только в Москве.
Все дети с утра приходили в школу, где ученику предстояло провести в ней целый день, до звона к вечерней службе, который был сигналом к окончанию занятий.
Учение начиналось с ответа урока, изучавшегося накануне. Когда же урок был всеми рассказан, вся "дружина" (так раньше назывался класс) совершала перед дальнейшими занятиями общую молитву.
Затем ученики подходили к старосте, выдававшему им книги, по которым предстояло учиться, и рассаживались за общим длинным ученическим столом. Каждый занимал место, указанное ему учителем, соблюдая при этом следующие наставления:
Малии в вас и велицыи все равны,
Учений же ради вящих местом да будут знатны...
Не потесняй ближнего твоего
И не называй прозвищем товарища своего...
Тесно друг к другу не сочитайтеся,
Коленями и локтями не присвояйтеся...
Данное тебе учителем кое место,
Тут житие твое да будет вместно...
Книги, были собственностью школы, составляли главную ее ценность. Отношение к книге внушалось трепетное и уважительное. Требовалось, чтобы ученики, "замкнув книгу", всегда клали ее печатью кверху и не оставляли в ней "указательных древец" (указок), не слишком разгибали и не листали попусту.
Категорически запрещалось класть книги на лавку, а по окончании учения книги надлежало отдать старосте, который складывал их в назначенное место.
Требования пристойно вести себя не ограничивались только школой или храмом, школьные правила распространялись и на улицу.
В начале XVIII века великий Петр I издал указ об открытии во всех губерниях (областях) начальных школ. Там учились дети не только богатых, но и простых горожан и солдат.
В эпоху Петра I были созданы специальные школы: артиллерийская, инженерная, медицинская, школа навигацких и математических наук.
Петр издал указ о запрещении молодым дворянам жениться, если у них не было свидетельства об окончании школы.
При Петре I был введен гражданский шрифт, более простой и понятный, а арабские цифры сменили старые буквенные обозначения.
В конце XVIII века императрица Екатерина II ввела новые задачи для школы: не только учить, но и воспитывать. Во время ее царствования открылось много новых школ и университетов.
В XIX веке начальное образование в сельской местности охватило несколько миллионов учащихся. Однако к концу века всего лишь около 25% населения России было грамотно.
В Сибири грамотность составляла чуть больше 12%.
В начале XX века после прихода Советской власти по всей стране возникли кружки ликвидации безграмотности (ликбезы). С 1918 года все дети все дети должны были вступать в один и тот же тип школы и начинать свое образование одинаково.
Вводилась единая советская школа, совместное обучение, равное право на образование.
Советскую школу закончили ваши бабушки и дедушки. Начинали учиться в такой школе ваши родители и я, в том числе.
Пройдя весь путь от XI до XX века, мы вернулись в наше настоящее, в XXI век.
Дети, вы убедились, что образование прошло длинный путь и, дойдя до вас, претерпело множество изменений. Учиться стало интереснее, обучение стало доступным для всех.
Вы – ученики. И учеба сегодня – ваш основной труд. Можно сказать, что это ваша профессия? (Обсуждение).
Чтобы овладеть профессией, надо освоить много секретов, проявить старание, развивать в себе силу воли, настойчивость.
Ваша школьная отметка – это результат вашего труда. Если вы что-то не уяснили, что-то у вас не получается, следует проявить усилия и достичь поставленной цели.
И я знаю, что у вас все получится, потому, что мы все вместе идем к одной цели – вы, ваши родители и, конечно же, вместе с вами, я.
Для разработки урока и презентации использовались следующие источники:
Бедная В.А. “Профессия ученик”. Как учились в прежние времена. – https://urok.1sept.ru/authors/210-279-868/
Статьи. Страницы истории. Как учили и учились в Древней Руси. http://newsaltay.ru/
В. Ярхо – ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА – Страницы истории Руси – История России – Россия в красках. http://ricolor.org/history/hr/
История образования в России. http://www.bg-znanie.ru/
http://ru.wikipedia.org/
Для разработки презентации использовались картинки сети Интернет.