Цель: познакомить учащихся с особенностями русской бани, ее влиянием на здоровье человеческого организма.
Задачи:
– Познакомить учащихся с историей русской бани.
– Воспитывать правильное отношение к своему здоровью.
– Развивать познавательный интерес, логическое мышление, умение работать в группах.
– Воспитывать патриотизм.
Оборудование:
– Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. “Толковый словарь русского языка”.
– Карточки с заданиями для работы в группах.
– Иллюстрации.
– Конверты с кружочками трех цветов.
– “Волшебный” сундучок.
– Кроссворд.
Ход урока
Организационный момент.
Ученики под музыку образуют круг в свободной части класса. Из “волшебного” сундучка вытягивают конверт, но пока не заглядывают в него. После того, как все получили, конверты вскрываются, и дети садятся за парты: каждый в свою группу.
Формулирование темы и цели урока.
– На прошлом уроке мы говорили о крестьянском хозяйстве. Семьи были большие, всех надо было прокормить. Вокруг дома разрастался двор с множеством хозяйственных построек. Назовите эти постройки. (Хлев, конюшня, птичник, сенник, сарай, амбар, колодец, погреб, баня.)
На доске записаны слова:
мовь
мовня
мовница
мыльня
влазня
– Как вы думаете, о какой из построек идет речь? (О бане.)
– Докажите свой ответ. (Каждая группа высказывает свое мнение.)
– Назовите тему нашего урока. (Русская баня.)
– Сегодня на уроке мы поговорим об особенностях русской бани.
Изучение нового материала.
– Что такое баня? (Ответы детей.)
– Найдите определение “бани” в “Толковом словаре русского языка”.
“Баня, -и, ж. 1) Специальное помещение или учреждение, где моются и парятся.”
– Слово “баня” происходит от латинского balneo – это и купание, и название помещения, предназначаемого для омовения всего тела теплой водой. Люди во все времена любили воду, с великим наслаждением окунались в нее, смывая с себя пыль, усталость и заботы.
Первые документальные упоминания о русской бане содержатся в “Повести временных лет”. Из текстов Нестера следует, что задолго до XII века баня на Руси была абсолютно обыденным явлением.
Баня сопровождала древних славян всю жизнь: здесь их омывали в день рождения, перед свадьбой и после смерти.
Имелись три основные разновидности русской бани: “по-черному”, или курна, “по-белому”, а также баня в русской печи – лазня, влазня.
Три ученика рассказывают о разновидностях русской бани.
1 ученик.
Баня “по-черному” – самая древняя. Она не имела дымохода, ее стены были закопчены, откуда и произошло название. Это была крошечная бревенчатая избушка с очень низким потолком, примерно до 1,5 метров. Весь угол занимала печь, которая топилась дровами. Над печью делали очень маленькое открывающееся окошечко. Когда баню протапливали, дым шел в комнату, а после выходил через окошко. Когда дрова перегорали и выветривался угар, окошечко закрывали. Мылись стоя в лохани и поливали себя из ковша.
2 ученик.
Позднее появилась баня “по-белому”, в которой дым не попадал в помещение парной, а выходил через дымоход. Печь в такой бане имела три уровня: нижний, пустой, – поддувало, средний – очаг, где горели дрова, и верхний – наваленные крупные камни. Когда дрова перегорали полностью, и выходил угар, заслонку в трубе закрывали. На камни плескали воду, чтобы поддать пару. Парились лежа, хлестали себя веником, время от времени выбегали на свежий воздух, окунались в реку.
3 ученик.
Там, где леса было мало, получила распространение баня в русской печи. Пространство внутри печи довольно велико – около 0,5 м высотой и почти 1,5 м длиной. После приготовления пищи – обычно после выпечки хлеба – из очага выгребали угли и золу. Горячие стены обтирали от золы и копоти мокрой тряпкой. На дно настилали солому или доски. Человека вдвигали на досках и закрывали за ним заслонку. С собой он брал лоханку с водой и веник. Плеснув водой на стены, можно было поддать пару. Он был насыщен хлебным запахом, который благотворно действовал на здоровье человека. До повсеместного распространения мыла для мытья использовали щелок – разведенную золу.
Физкультминутка.
– Бани традиционно строились на берегу реки, озера или близко от колодца. Как вы думаете, почему? (Из реки или колодца брали воду для мытья, для безопасности в случае пожара и купания после парной.)
– Владимир Красное Солнышко именовал бани заведениями для немогущих. Это были своего рода народные лечебницы. Попробуйте объяснить это высказывание. (Выслушиваются мнения каждой группы.)
– Иностранцев поражала невиданная закаленность и телесное здоровье русских. Они связывали это с русской паровой баней. Баня помогала от оспы, простуды, заболеваний внутренних органов, положительно влияла на работу всего организма.
Самостоятельная работа в группах.
– Чем характеризуется русская баня? (Парной с веником и чаем после бани.)
– Русские люди уделяли большое внимание заготовке веников, чтобы лучше сохранить их целебные свойства. Утолить жажду после бани можно было чаем, квасом. Употреблять в бане алкоголь ни в коем случае нельзя. Почему?
– Правильно. Алкоголь в сочетании с высокой температурой очень тяжел для сердца и почек. Лучший напиток после бани – крепкий душистый чай.
– Сейчас каждая группа будет выполнять задание:
1 группа узнает, из чего заготавливали веники. (Выдается лист с изображениями растений: береза, дуб, липа, можжевельник, крапива, осина).
2 группа должна выяснить, что использовали для заваривания чая. (Выдается лист с иллюстрациями растений и плодов: шиповник, малина, брусника, клюква, смородина, калина).
3 группа соберет рассыпавшиеся пословицы о бане и здоровье.
Баня здоровит, |
залог здоровья. |
Чисто жить – |
разговор веселит. |
Чистота – |
вторая мать. |
Баня – |
здоровым быть. |
(Баня здоровит, разговор веселит. Баня – вторая мать. Чисто жить – здоровым быть. Чистота – залог здоровья.)
Каждая группа делает сообщение по своей работе.
Закрепление новых знаний.
– Сегодня у многих есть ванна, душ. Для чего люди посещают баню?
– Человек ищет и находит в бане заряд бодрости и здоровья на многие дни.
Разгадывание кроссворда.
1. Из этого дерева заготавливают веники.
(Береза.)
- Ими топят баню. (Дрова.)
- Плоды этого кустарника заваривают в чай. (Шиповник.)
- Как еще название у бани “по-черному”? (Курна.)
- Что раньше использовали вместо мыла? (Зола.)
- Что заготавливали летом для мытья? (Веник.)
- Во что наливали воду в бане? (Лохань.)
- Где обычно строили баню? (Река.)
– Какое слово получилось в выделенных клетках? (Здоровье.)
Итоги урока.
– В чем же особенность русской бани?
– Будьте здоровы!