Цели урока: показать несколько способов решения комбинаторных задач, с которыми они уже встречались в 5-м классе, проговорить все преимущества и недостатки этих способов. Оставить выбор способа решения за учащимися.
Ход урока
1. Повторение по теме: “Числовые промежутки”.
Заполните пустые места в следующей таблице:
Условия |
Название числового промежутка |
Графическая или геометрическая модель |
Аналитическая модель |
Символическая запись |
Все числа больше или равные -3 |
||||
Х 17 |
||||
(-;5] |
||||
-2X3 |
||||
(15;25) |
||||
Все числа больше -5 и меньше -1 |
Памятка: открытый луч; луч; интервал; отрезок
2. Решение задач.Решить следующую задачу тремя различными способами: с помощью простого перебора, с помощью дерева вариантов и по правилу умножения.
1.Задача: В коридоре висят три лампочки. Сколько имеется различных способов освещения коридора?
I способ: Пронумеруем лампочки и будем писать + и – в зависимости от того, горит или не горит очередная лампочка.
Перечислим все способы освещения:
+ + + ; + + – ; + – + ; – + + ; + – – ; – + – ; – – – ; – – +
Всего 8 способов. (Всегда можно решить задачу, но можно запутаться, и это может быть сильно долгий путь)
II способ: Построим дерево возможных вариантов:
Всего 8 вариантов. (Оказался более понятным способом, но в зависимости от условия задачи может быть громоздким).
III способ: Способ умножения
У каждой лампочки имеется два исхода: может гореть или не гореть. Всего 3 лампочки и у каждой по 2 исхода, т.е.
2•2•2=8
Ответ: 8
(Правило умножения позволяет в один шаг решить самые разнообразные задачи, но не всем понятно).
Решили такие задачи решать следующим образом.
2.Задача а) Сколько двузначных цифр можно составить из цифр: 1,2,3,4,5?
5•5=25
Ответ: 25
б) Сколько двухзначных цифр можно составить из цифр: 1,2,3,4,5, при условии, что они не будут повторяться?
Ответ: 20
3.№505 а) Сотни: 2 4 6
Ответ: 48 чисел.
б) Сотни: 2 4 6
Единицы: 0 2 4 6
Ответ: 18 чисел.
4.Задача. В чемпионате России по футболу в высшей лиге участвует 16 команд.
Перед началом чемпионата газета “Спорт” провела интернет-опрос читателей, задав им 2 вопроса: 1) какие 3 команды станут призерами чемпионата, т.е. займут первое, второе и третье места; 2) какие две команды займут два последних места? Читатели указали все возможные варианты при ответе и на первый, и на второй вопрос.
а) Сколько вариантов состава призеров чемпионата указали участники опроса?
Решение:
Для первого места имеется 16 вариантов выбор команды, для второго – 15 и третьего – 14.
16 •15•14=3360
Ответ: 3360 вариантов
б) Сколько вариантов состава неудачников чемпионата указали участники опроса?
Решение:
Для выбора последнего места – 16 вариантов, предпоследнего – 15.
16•15=240
Ответ: 240 вариантов.
5. Задача. Группа туристов планирует осуществить поход по маршруту Мамино – Папино – Бабушкино – Дедушкино – Тетино.
Из Мамино в Папино можно сплавиться по реке или дойти пешком. Из Папино в Бабушкино – пешком или на велосипедах. Из Бабушкино в Дедушкино доплыть по реке, доехать на велосипедах или пройти пешком. Из Дедушкино в Тетино пешком, на велосипедах или на лошадях. Сколько всего вариантов прохода могут выбрать туристы?
Рисунок1
Рисунок2
Решение:
Сделаем рисунок (Рисунок1)
2•2•3•4=36
Ответ: 36 вариантов
Сколько вариантов прохода могут выбрать туристы при условии, что хотя бы один из участков маршрута они должны пройти пешком?
Решение:
Посчитаем число вариантов маршрута при условии, что они нигде не идут пешком (Рисунок2).
1•1•2•2=4
Искомая величина: 36-4=32
Ответ: 32 варианта.
3. Подведение итогов.