В настоящее время одной из наиболее важных и наболевших проблем общества является состояние здоровья народонаселения. Воздействие экологических и социально-психологических факторов, интенсивность которых в последнее время многократно увеличилась, приводит к тому, что состояние здоровья детей оценивается как катастрофическое. Доля здоровых детей в субъектах Российской Федерации составляет от 4 до 10 %. С каждым годом растёт количество детей с проблемами развития, имеющими отставание (искажение) психического развития вследствие нарушения деятельности одного или нескольких анализаторов (зрительного, речевого, слухового, двигательного) или обусловленного органическим поражением центральной нервной системы. Среди них отмечается большое число детей с последствиями органического поражения ЦНС, которые рано выявляются врачами-неврологами и нуждаются в комплексном психолого-медико-педагогическом воздействии. Поэтому особую актуальность приобретает проблема повышения качества жизни детей с перинатальной патологией нервной системы. У большинства детей с тяжелым поражением нервной системы возникает проблема социальной дезадаптации. Рождение ребенка-инвалида – это сильный стресс для его родителей. По статистическим данным только 8% отцов остаются в семьях, воспитывающих детей–инвалидов. Поэтому все тяготы воспитания ложатся на плечи матерей. Многие дети воспитываются в семьях с низким материальным достатком. Семьи, проживающие на дальних железнодорожных станциях, не имеют возможности определить больного ребенка в учебное заведение, дать ему возможность получить необходимое воспитание, а матери устроиться на достойную работу.
В связи с этим назрела необходимость в открытии учреждения медико-социальной реабилитации детей, нуждающихся в лечении и воспитании. Ребёнок с ограниченными возможностями должен быть интегрирован, введен во внешний мир. Для решения этой проблемы большие возможности заложены в детских дошкольных учреждениях.
22 марта 1993 г. на Красноярской железной дороге было открыто дошкольное образовательное учреждение для детей с последствиями перинатального поражения ЦНС. В настоящее время это единственное в городе Красноярске дошкольное учреждение, которое, имея статус ДОУ компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников, оказывает такой широкий спектр услуг больным детям, предоставляет им возможность для полноценной адаптации в большом человеческом мире. Для осуществления этой благородной миссии детский сад полностью укомплектован квалифицированными педагогическими и медицинскими кадрами.
Приём детей в детский сад осуществляется через, существующую в учреждении, медико-педагогическую комиссию, которая решает вопросы по набору детей в детский сад на следующий учебный год, по выводу детей и определению прогноза их дальнейшего обучения.
С целью осуществления квалифицированной коррекции психического и физического развития детей в детском саду создана и ежегодно совершенствуется единая комплексная система сопровождения детей с последствиями родовых травм. <рисунок1>.
Диагностическое обследование в начале учебного года дает возможность выявить уровень и особенности развития познавательной деятельности, эмоционально-личностной зрелости, уровень общего развития, потенциальных возможностей ребёнка, а также характер и причины отклонений в развитии. Результаты диагностики позволяют определить “зону ближайшего развития” ребенка, и на основе рекомендаций психолого- медико-педагогического консилиума (ПМПк), разработать индивидуальную программу реабилитации и сопровождения для каждого воспитанника, определить для него ведущего специалиста. ПМПк два раза в год осуществляет мониторинг развития детей и собирается по мере необходимости или запросу родителей и воспитателей.
В течение года каждый ребенок получает 3-4 курса массажа. Применение массажа создает благоприятный фон для занятий физическими упражнениями. Регулярно проводятся занятия ЛФК, которые улучшают общее физическое и психическое состояние детей, общую моторику, совершенствуют жизненно необходимые двигательные навыки. Занятия ЛФК проводятся малыми группами, а с особо тяжелыми детьми индивидуально. После занятия ЛФК дети идут в бассейн. Упражнения на воде особо любимы детьми.
Важную роль в лечении последствий перинатальной патологии ЦНС играют: физиотерапевтические процедуры. Методы аппаратной физиотерапии (гальванизация, лекарственный электрофорез, электросон, ультратон, ультрафон) способствуют:
- улучшению функционального состояния центральной и вегетативной нервной системы, крово- и лимфообращения,
- усиливают репарационные процессы,
- восстанавливают возбудимость и проводимость нервных клеток, ?способствуют улучшению двигательной функции.
В период подъема острых респираторных инфекций, детям с хронической патологией ЛОР-органов проводится УФО, ингаляции с травами и лекарственными препаратами, применяется лазеротерапия, тепловое лечение при помощи аппарата “Фея”.
В учреждении работает врач-невролог, который владеет различными техниками, в том числе краниосокральной терапией, очень сложной и перспективной. Благодаря ему, многие дети с диагнозом ДЦП встали на ноги, научились ходить. Многим он вернул здоровье и радость жизни.
Всю работу, направленную на реабилитацию и развитие детей можно представить в виде модели медико-педагогического сопровождения детей. <рисунок2>
В ДОУ создана такая коррекционная предметно-развивающая среда, которая соответствует “зоне актуального развития” самого слабого и “зоне ближайшего развития” самого сильного ребенка. Предметно-развивающая среда групп и кабинетов узких специалистов богата по содержанию, обеспечивает вариативность коррекционной помощи и систему разнообразных видов деятельности. Также администрация детского сада создает все условия для комплексной коррекции последствий перинатального поражения ЦНС; создает условия для творческой деятельности работников, повышения их профессионального мастерства; организует руководство и контроль по выполнению коррекционных программ развития ребёнка.
Психолого-медико-педагогический консилиум организует и осуществляет комплексное изучение личности ребёнка. Составляет карту индивидуального сопровождения развития ребёнка, определяет ведущего специалиста. Осуществляет мониторинговую оценку коррекционной работы с детьми. Организует преемственные связи: детский сад – школа – родители.
Все участники коррекционно - образовательного процесса для полноценного взаимодействия ставят перед собой ряд общих и частных задач. Общие задачи ориентируют в первую очередь на оказание своевременной и наиболее адекватной потребностям и возможностям ребенка с речевыми нарушениями: диагностической, профилактической и коррекционно-педагогической помощи. Частные задачи наиболее специфичны для каждого из участников. Поскольку комплексная реализация поставленных задач может быть обеспечена только совместными усилиями, педагогами был разработан интегрированный коррекционно-развивающий план на основе комплексной диагностики, который координирует деятельность всех участников коррекционно-образовательного процесса.
Бесспорно, что ключевые позиции в организации коррекционной работы в группах для детей с речевыми нарушениями принадлежит логопеду.
Логопедическая коррекция ведётся по разным направлениям, в соответствии с индивидуальной программой, составленной на каждого ребенка по итогам диагностики и в соответствии с рекомендациями врачей. Работа строится на полном взаимодействии и преемственности действий всех специалистов и родителей дошкольников. Все усилия педагогов направлены на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их гармоничного развития.
Каждое утро в группах начинается с артикуляционной и пальчиковой гимнастики в игровой или сказочной форме, с использованием игрушек или забавных картинок. До четырёх раз в неделю, в зависимости от возраста детей, учителями-логопедами проводятся занятия по развитию речи с использованием различных коррекционных методик и творческих находок педагогов. В своей практике логопеды используют логопедический массаж, зондовый массаж Новиковой, различные методы релаксации и стимулирования мышц артикуляционного аппарата. Для нормализации речевой симптоматики при дизартрии, в условиях физиокабинета, используется аппарат “Ультрафон”.
На протяжении многих лет главной задачей нашего учреждения является охрана жизни и здоровья детей, их физическое и психическое развитие, совершенствование функций организма детей с задержкой умственного, физического и психического развития. Для реализации поставленных задач, а также для стимулирования потенциальных умственных и двигательных возможностей, познавательной и творческой активности, в детском саду организована развивающая двигательная среда, которая включает в себя:
- участок для спортивных игр;
- спортивный зал, оснащенный тренажерами и современным спортивным инвентарём;
- бассейн с душевой кабиной имеющей различные массажные душевые насадки;
- в каждой группе оборудован спортивный уголок, в котором имеются мячи, скакалки, массажеры, обручи, массажные коврики для ног, кольцебросы, набивные мячи, кегли, тренажеры и др.;
- необходимый выносной материал для двигательной активности детей и спортивных игр на участке.
Физическое воспитание в нашем детском саду своеобразно тем, что специфические особенности моторики детей с патологией ЦНС требуют разработки особых методов и приемов физического воспитания. Двигательные нарушения, в большинстве случаев имеющиеся у наших детей, отражаются на общем здоровье ребенка, снижают сопротивляемость организма к простудным заболеваниям, неблагоприятно влияют на развитие всех систем организма и нервно-психической деятельности. Поэтому развитие движений составляет основу физического воспитания детей с патологией ЦНС, сочетающее в себе коррекцию их психического развития, лечение и обучение, способствует адаптации их в обществе и предупреждению тяжелой инвалидности.
В комплексную систему физического воспитания в ДОУ входит;
- утренняя гимнастика,
- физкультурные занятия,
- ЛФК
- занятия в бассейне,
- гимнастика после сна
- подвижные игры,
- спортивные упражнения на прогулках,
- малые формы физического воспитания,
- физкультурные праздники и вечера развлечений.
Большое внимание уделяется работе с детьми групп с особыми образовательными потребностями.
Для всех детей со сколиозом подбираются специальные упражнения на исправление осанки, упражнения на равновесие.
Инструктор по физическому воспитанию работает в постоянном контакте со всеми специалистами. Медицинские работники осуществляют систематический контроль частоты сердечных сокращений детей на разных этапах физкультурного занятия. Дают рекомендации по распределению физической нагрузки для каждого ребёнка с учетом состояния его здоровья. Музыкальный руководитель не просто сопровождает физкультурное занятие, а благодаря творческому подходу создает в начале занятия соответствующий ассоциативный фон, дети организуются, повышается их внимание, сосредоточенность, стимулируется их двигательная и эмоциональная активность. Учителя-логопеды, совместно с инструктором по ф\в подбирают необходимый речевой материал в соответствие с лексической темой и активно вводят в занятие голосовое озвучивание движений. Усиление посредством звукообразования и речевых проявлений тонуса речевой зоны приводит к опосредованной генерации возбуждения в двигательной зоне коры головного мозга, что благотворно влияет на двигательную активность детей. Учитель-дефектолог, зная индивидуальные особенности каждого ребенка с особыми образовательными потребностями, дает рекомендации по совершенствованию произвольной моторики, развитию кинестезий и зрительно-моторных координаций, контролирует психическое состояние во время занятия. Педагог-психолог консультирует инструктора по вопросам индивидуального подхода к детям с нарушениями психики, дает рекомендации по подбору материала для развития психомоторных функций детей. Воспитатели помогают готовить и проводить спортивные праздники и развлечения, разучивают подвижные и народные игры. Создают условия для двигательной активности детей в группе, согласно рекомендациям инструктора по физвоспитанию. Занятия в бассейне, как одно из лучших средств закаливания, проводятся 2 раза в неделю в каждой группе. Во время занятий детей обучают правильному дыханию и умению держаться на воде. Кроме купания в систему закаливания включены: обливания ног холодной водой перед дневным сном, хождение по соляным дорожкам под контролем медсестры. Два раза в год (сентябрь-май) проводится тестирование уровня физической подготовленности детей.
На пути решения задач музыкального развития и воспитания дошкольников с речевыми нарушениями ярко прослеживается работа музыкального руководителя.
Результаты диагностики показали, что практически у всех детей имеются проблемы в развитии
- эмоционально-волевой сферы,
- музыкальной памяти,
- координации движений,
- темпа речи,
- силы голоса.
Опираясь на коррекционные планы, музыкальный руководитель ведет целенаправленную работу по развитию творческих и музыкальных способностей детей, формированию общей духовной культуры, коррекции эмоционально-волевой сферы.
На занятиях используются элементы логоритмики, психогимнастика, релаксационные паузы, артикуляционная гимнастика, слушание музыки с опорой на образно-игровое погружение, разнохарактерное звукоизвлечение в пении и передача образа в движении. Разработанные совместно с узкими специалистами коррекционные занятия, способствуют развитию мышечного тонуса, пальцевой моторики, вокально-слуховой координации, развитию психомоторных функций.
Широко используются средства русского народного фольклора, в детском саду создан мини-музей “Русская изба”, который стал центром изучения традиций, культуры русского народа. Дети активно участвуют в театрализованных фольклорных праздниках, театральных постановках и театрализованных представлениях.
Для осуществления театрально-игровой деятельности в каждой группе имеются разнообразные виды театров: пальчиковый, теневой, кукольный, настольный, необходимые костюмы и атрибуты для игр и драматизаций.
В учреждении постоянно работает психологическая служба,
Вся работа с детьми строится педагогом-психологм на основе диагностики, выводов МПК, запросов родителей и воспитателей. Регулярно проводятся индивидуальные занятия с детьми по развитию психических процессов, консультации с родителями (по их запросу), заседания “Школы молодого родителя”, заочные консультации, индивидуальные собеседования с родителями.
На индивидуальных занятиях с детьми большое внимание уделяется развитию памяти, внимания, мышления, воображения, а также развитию эмоционального фона воспитанников, формированию коммуникативных свойств личности, социализации в детском коллективе. В системе ведётся психологическое просвещение родителей и педагогов в форме консультаций, тестирования, анкетирования, наглядной информации, выступлений на педагогических семинарах, медико-педагогических совещаниях и родительских собраниях. На собраниях “Школы молодого родителя” (ШМР), заинтересованные в правильном воспитании своего ребенка папы и мамы, получают консультации разных специалистов по вопросам развития своих детей и успешному взаимодействию с ними.
В группе детей с особыми образовательными потребностями широко применяется, как метод, образовательная система итальянского педагога, врача и общественного деятеля Марии Монтессори. Для его внедрения в детском саду полностью оборудован кабинет и оснащен специальным материалом голландского производства, что позволяет учителю-дефектологу осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку и создавать благоприятный психологический климат, способствующий формированию социальных норм и правил. Говоря словами М.Монтессори, “оказывать помощь психическому развитию ребенка, поддерживать его душевное развитие”.
В ряде случаев, дети с отставанием в развитии, после предварительного воспитания и обучения в нашем детском саду, могут успешно обучаться в массовой школе.
Коллектив нашего учреждения продолжает творчески, на высоком профессиональном уровне осуществлять и совершенствовать свою работу, направленную на всестороннее развитие личности ребенка и сохранение его физического и психического здоровья, что в конечном итоге имеет значение для здоровья населения России.
В результате систематической целенаправленной работы по оказанию помощи в развитии и воспитании детей с ППЦНС за последние 3 года у 79% выпускников отмечаются улучшение речевого развития. 21% выпускников имеют чистую речь; у 44,7% значительное улучшение в интеллектуальной сфере. Ежегодно снижается заболеваемость на 1-2%. По результатам мониторинга все дети обучаются в массовых школах разного вида, 58% воспитанников успевают на 4и5.
По мнению родителей и специалистов, наш детский сад единичен и уникален, может, поэтому и везут сюда родители детей не только со всего города, но и с отдаленных станций. Дети – наша радость и большая надежда! Мы всегда помним о том, что дошкольное детство – это уникальный период человеческой жизни. Поэтому заботясь о каждом малыше, поддерживая его любознательность и свежесть ощущений, воспитывая в нем доброту и искренность, ценим его право на самостоятельное открытие, личностное проявление на счастливое детство. Здесь примут, поймут и помогут преодолеть беду!