Занятие по обучению грамоте "Путешествие по сказке"

Разделы: Коррекционная педагогика


Цель: Обобщить знания детей по обучению грамоте.

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжать учить составлению самостоятельного высказывания по сюжетной картинке. Продолжать учить звуковому анализу и синтезу слов.
  • Продолжать учить слоговому анализу слов.
  • Продолжать учить анализу предложений.
  • Закрепить понятия “гласный звук”, “согласный звук”.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.
  • Развивать речь.
  • Развивать речевое дыхание.
  • Формировать пространственные представления, фонематическое восприятие.
  • Стимулировать познавательную активность ребёнка в процессе коррекционно-развивающего обучения.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к народным сказкам.

Оборудование: экран для мультимедийной презентации, Презентация <Приложение 1> , иллюстрации к сказке “Гуси – лебеди” www.umnyedetki.ru/skazki/husilebedi.html; овалы 6 цветов, соответствующие цветам овалов на Слайде №3 Презентации <Приложение1>; рисунок реки и камешки синего, зелёного, красного цвета <Рисунок1>; картинки для звукового анализа; рисунок яблони с яблоками на магнитах <Рисунок2>; 3 ведёрка с обозначением количества слогов в слове; мяч; рисунок печки <Рисунок3>; кирпичики с условными обозначениями для составления схемы предложения; избушка Бабы – Яги <Рисунок 4>; досточки с разлинованными клеточками и фломастеры по количеству детей, мешочек с двойной стенкой; конфеты, раскраски к сказке “Гуси лебеди” http://www.raskraska.com/raskraski/237/.

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4

Ход занятия

1. Организация начала занятия.

Дефектолог: Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по знакомой вам сказке. Но вначале я хочу, чтобы вы представились друг другу. Назовите своё имя и фамилию.

1-й ребёнок: Здравствуйте, меня зовут Иванов Андрей.

Далее аналогично представляется каждый ребёнок.

Дефектолог: Нашим другом и помощником во время путешествия будет волшебный экран. Слайд №1 Он сейчас подскажет вам, как будет называться сказка, в которую мы отправимся.

Слайд №2. На экране появляются картинки с персонажами из сказки “Гуси-лебеди”.

Дети называют название сказки.

2. Работа с иллюстрациями. Закрепление пространственных представлений. Развитие связной речи детей.

Дефектолог: Давайте вспомним эту сказку, а помогут нам иллюстрации к сказке “Гуси – лебеди” Рисунки прикреплены к магнитной доске в 2 ряда.

Выберите рисунок, который вам больше понравился. Вы должны нам сказать, где он расположен на доске. А затем мы послушаем ваш рассказ о том, что изображено на рисунке.

1-й ребёнок: Мне нравится рисунок, который находится в верхнем правом углу. На нём нарисована красивая яблоня и девочка, которая срывает яблоки, чтобы помочь дереву не сломаться.

Далее рассказывает каждый ребёнок.

3. Фонетическая ритмика. Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

Дефектолог: Ребята, а вы хотели бы оказаться в этой сказке? Тогда давайте отправимся туда прямо сейчас. А начнём мы свой путь с волшебных камешков. Экран, подскажи ребятам, на какой камешек должен стать каждый из них. Слайд №3

На экране появляются цветные камешки, аналогичные камешкам, которые лежат на полу. На каждом камешке напечатано имя ребёнка. Дети находят своё имя и встают на камешек соответствующего цвета.

С песней веселей шагать. Споём песенку гласных звуков и в путь.

Дети поют гласные звуки вместе с движением рук.

  • “А” – Руки вытянуты перед грудью. При пении звука ребёнок медленно раздвигает руки в сторону.
  • “О” - Руки вытянуты перед грудью. При пении звука ребёнок медленно раздвигает руки в сторону и поднимает вверх, как бы рисуя круг.
  • “У” - Пальцы сжаты в кулак. Только указательный палец поднят вверх. Руки прижаты к груди. При пении звука ребёнок медленно вытягивает руки вперёд.
  • “И” - Пальцы сжаты в кулак. Только указательный палец поднят вверх. Руки прижаты к груди. При пении звука ребёнок медленно вытягивает руки вверх.

Дефектолог: Почему звуки, которые мы пели, называют гласными?

Ребёнок: Потому что когда мы произносим их, воздух свободно выходит изо рта и не встречает никакого препятствия.

Дефектолог: А какие есть ещё звуки, кроме гласных?

Ребёнок: Согласные звуки.

Дефектолог: В сказку на прогулку

Приглашаю вас пойти.
Интересней приключений
Нам, ребята, не найти.
Друг за дружкой становись,
В сказку мы гулять пойдем.
Может быть, мы в старой сказке
Что-то новое найдем?

Для того чтобы пройти в ворота сказки каждому из вас необходимо назвать согласный звук.

Каждый ребёнок называет согласный звук и проходит в ворота с надписью “Сказка”.

4. “Звуковая дорожка”. Закрепление навыка звукового анализа и синтеза.

Дефектолог: Не успели мы попасть в сказку. Как очутились около реки.

Чтобы перейти через эту речку вам надо выложить звуковые дорожки слов из цветных камешков, которые лежат на берегу реки. Но чтобы это сделать правильно и не провалиться в речку, давайте потренируемся вместе с волшебным экраном.

Присядьте на бережок реки и внимание на экран. Слайд №4

На экране появляется картинка и цветные квадратики для составления звуковой схемы. Дети вместе с педагогом упражняются в составлении звуковой схемы слова “кот”.

Дефектолог: Кто появился на экране?

Ребёнок: Кот.

Дефектолог: Какой первый звук в слове “кот”? Квадратик, какого цвета надо выбрать для обозначения этого звука? Почему?

После ответа ребёнка педагог кликает мышкой на выбранный квадрат. Аналогично работа проводиться над каждым звуком в слове до полного звукового анализа.

Для закрепления навыка звукового анализа проводиться звуковой анализ слова “волк”

Слайд №5

Теперь нам пора строить звуковые мостики через речку. Добрый ёжик, который помогал Алёнушке, принёс нам картинки. Каждый из вас возьмёт картинку, назовёт предмет, который на ней нарисован и составит звуковую дорожку слова. Но не забывайте, чтобы составить дорожку надо правильно назвать каждый звук в слове, определить какой он гласный, согласный твёрдый, согласный мягкий и выбрать камешек нужного цвета. Затем пройдите по камешкам коротко и правильно, называя каждый звук в слове. Тот, кто правильно составит звуковую дорожку, сможет перейти через речку и продолжить наше путешествие.

Дети поочерёдно переходят через речку по звуковым дорожкам, называя коротко каждый звук в названии предмета на картинке.

5. Игра “Поможем яблоньке”. Закрепление навыка чтения, умения делить слова на слоги.

Дефектолог: Перед нами яблоня с необычными яблочками. Вы помните, как Маша помогла яблоне. Мы тоже поможем яблоньке освободиться от яблок. Но для этого надо уметь делить слова на слоги. Вы умеете это делать? Давайте сначала поупражняемся вместе с волшебным экраном. Слайд №6

Дефектолог: Кто находиться в нижнем правом углу на экране? Давайте разделим слово “корова” на слоги. Сколько слогов в этом слове? Выберите шарик с правильным ответом.

Дети делят хлопками слово “корова” на слоги и выбирают шарик с цифрой, соответствующей количеству слогов в слове. Педагог кликает мышкой на выбранный ребёнком шар с ответом.

Для закрепления навыка слогового анализа аналогично проводиться звуковой анализ слова “белка” Слайд №7.

Педагог и дети подходят к изображению яблони, на которой магнитами прикреплены яблочки.

Дефектолог: Теперь каждый из вас должен сорвать яблочко, назвать, что нарисовано на нём, и разделить это слово на слоги. А затем нужно положить яблочко в соответствующую корзинку.

1-й ребёнок называет картинку на яблочке: “дом”. В этом слове один слог. Положу яблоко в корзинку для яблок со словами из одного слога.

Далее дети поочереди выполняют задание.

6. Физминутка “Поляна”.

Дети слушают звуки насекомых.

Дефектолог: Ребята, а теперь мы оказались с вами на полянке. А на этой поляне так много насекомых: и пчела, и шмель, и мотылек. Вспомним наше упражнение “Веселые насекомые”.

Дети.

Прилетела к нам вчера (Бегут по кругу, делая частые взмахи ладонями.)
Полосатая пчела,
А за нею шмель-шмелёк (Взмахи ладонями более редкие.)
И веселый мотылек, (Взмахи руками от плеча.)
Два жука и стрекоза, (Меняют направление бега.)
Как фонарики глаза (Делают кружки из пальчиков и подносят их к глазам.)
Пожужжали, полетали, (Бегут, жужжа и делая взмахи.)
От усталости упали. (Падают на ковер.)

Дефектолог: Давайте отдохнем на этой полянке и поиграем в мяч.

7. Игра с мячом. Развитие фонематических представлений, умения выделять первый и последний звук в слове.

Дефектолог: Ребята, давайте поиграем в игру “Назови первый звук в слове”.

Дефектолог называет слово и бросает мяч ребёнку. Ребёнок называет первый звук в слове и возвращает мяч педагогу.

Слова для игры: жук, муха, комар, стрекоза, шмель, оса.

Дефектолог: Ребята, а теперь давайте поиграем в игру “Назови последний звук в слове”. Слова для игры: жук, муха, комар, стрекоза, шмель, оса.

Дефектолог называет слово и бросает мяч ребёнку. Ребёнок называет последний звук в слове и возвращает мяч педагогу.

8.  Игра “Четвёртый лишний”” Слайд №8

Дефектолог: Посмотрите на волшебный экран. Как одним словом назвать всех, кого мы видим на экране?

Дети: Насекомые.

Дефектолог: Закройте глаза. Слайд №9

Посмотрите внимательно, всех ли мы можем назвать насекомыми? Кто не подходит? Почему?

Дефектолог: А теперь нам пора отправляться дальше. Что мы видим на своём пути?

Ребёнок: Мы видим печку.

9. Игра “Кирпичики для печки”. Закрепление умения составлять предложение из слов и обозначать его схематически.

Дефектолог: Ребята, посмотрите внимательно на печку. Чего у неё не хватает?

Ребёнок: У печки не хватает кирпичиков.

Дефектолог: Вы хотите помочь печке и отремонтировать её?

Ребёнок: Да.

Дефектолог: Из чего состоят предложения? Каждое слово, чтобы увидеть, мы обозначаем карточкой. Первое слово в предложении всегда начинается с заглавной буквы. Посмотрите, около печки лежат кирпичики, которые вывалились.

Дети рассматривают кирпичики, на которых нарисованы схемы.

Дефектолог: Чтобы правильно вставить эти кирпичи в печку. Вам сначала надо составить схему предложения: Девочка испекла румяные пирожки.

Дефектолог: Назовите первое слово в предложении “Девочка испекла румяные пирожки”. Вставьте в печку кирпичик, который обозначает это слово.

Далее дети анализируют каждое слово в предложении и составляют схему предложения.

Дефектолог: Мы помогли печке и теперь отправляемся дальше. Оказывается, мы уже добрались до дома, где живёт Баба – Яга.

10. Игра “Таблички на память”. Закрепление умения печатать своё имя, и правила написания заглавной буквы в собственных именах.

Дети стучат в избушку. Появляется Баба-Яга, которая говорит, что её нет сейчас дома. Она просит детей взять волшебные дощечки и маркеры. Лечь на коврик и напечатать своё имя. А когда она вернётся, то прочитает имена и узнает, кто к ней приходил.

Дети берут дощечки и маркеры, ложаться на коврик (полянка). Печатают свои имена под спокойную музыку.

Дефектолог: Я знаю, что у Бабы – Яги есть волшебный мешочек, который превращает всё, что туда кладёшь в сладкий приз. Давайте положим туда наши маркеры, скажем, что нам понравилось и больше всего запомнилось во время путешествия. Закроем волшебный мешочек и скажем волшебные слова. Посмотрим, что у нас получилось.

Дети кладут маркеры в мешочек с двойным карманом, а достают оттуда сладкий приз.

11.Организация окончания занятия.

Дефектолог: Вот и подошло к концу наше путешествие. Давайте ещё раз вспомним, где мы побывали и что мы делали. Вы сегодня прекрасно справлялись с заданиями, и я вручаю вам раскраски с картинками из сказки, по которой мы с вами путешествовали. Слайд №10