Тема: Информация и способы ее преобразования.
Цель: Развитие логического мышления.
Задачи.
Образовательные
- закрепить определения компьютерных терминов;
- определять признаки предметов;
- закрепить умение строить блок-схемы;
- освоить различные способы кодирования информации;
- тренировать строить истинные и ложные высказывания.
Воспитательные
- воспитывать познавательную потребность;
- воспитывать взаимопонимание и уверенность в себе.
Развивающие
- развивать потребность к самообразованию.
Тип урока: закрепление и повторение изученного.
Подготовка к уроку: ученики должны уметь составлять истинные и ложные высказывания по заданной картинке, давать определения компьютерных терминов, знать назначение клавиш, уметь кодировать и декодировать информацию различными способами.
Оборудование: карта восхождения на гору, флажки, мяч, карточки с заданиями.
Базовые понятия урока: признаки предметов, устройство компьютера, назначение клавиш, кодирование информации, блок-схема.
Ход урока
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок, не только потому, что это обобщающий урок раздела “Информация и способы ее преобразования”, а еще, потому что сегодня мы станем альпинистами, совершим занимательную экспедицию и покорим “Гору знаний”. А на самую вершину горы мы поставим наш флаг знатоков информатики.
В поход идут всегда с бодрым и веселым настроением, надеюсь, что оно у вас такое. А теперь давайте узнаем, что берут с собой альпинисты в дорогу, разгадав это закодированное сообщение (на доске карточка КАЗКЮР, дети отгадывают - рюкзак).
Правильно это рюкзак (рюкзак схематически изображен на доске) и давайте соберем его в дорогу (это буду те термины и понятия, которые изучены на последних уроках: декодирование, блок-схема, алгоритм, информация, признаки предметов, кодирование. Дети называют и приклеивают карточку с термином в “рюкзак” на доске).
Все вроде уже готово к походу, но что мы забыли сделать? Конечно же, узнать погоду. Правильно расставив команды блок схемы, вы узнаете, как альпинисты определяют погоду (на доске расклеены команды блок-схемы в произвольном порядке – дети исправляют).
Итак, восхождение разрешается – наша экспедиция отправляется в дорогу.
Вот перед нами первое препятствие – ледовая трещина. И здесь нам встречается Дракон, он живет на этой горе и не хочет нас пропускать. Давайте выполним его требования и продолжим наше путешествие (выполняют задание – что получится после нажатия указанных клавиш). И ставим первый флажок как знак покорения первой высоты (прикрепляют флажок на карту).
Ну, что Дракон улетел и пропускает нас дальше - наша экспедиция продолжается. И снова на нашем пути встречается преграда, которую мы должны преодолеть – это камнепад. Что здесь происходит? Маленький птенец выпал из гнезда и не может забраться. Давайте, ребята, поможем ему (графический диктант – написать координаты точек лабиринта). Отмечаем еще одну покоренную высоту флажком на карте.
Устали? Тогда, альпинисты, у нас привал. Давайте поиграем в мяч.
Игра с мячом: кидаю мяч, называя предмет – ребята должны:
- описать предмет: арбуз (круглый, зеленый, тяжелый, вкусный и т.д.), холодильник (тяжелый, белый, прямоугольный и т.д.);
- назвать предмет с таким же признаком, т.е. из данной группы предметов (цвета: синий, красный, голубой и т.д.), (игрушки: кукла, машинка, мишка и т.д.), фрукты, овощи;
- назвать противоположные по значению понятия (светлый - темный, быстрый – медленный, короткий – длинный и т.д.).
А пока мы отдыхали, на нас надвинулась снежная лавина. Необходимо декодировать информацию и заполнить схему “Основные части компьютера”. Известно, что некто для шифрования сообщений после каждой гласной буквы вставляет букву “А”, а после согласной – букву “Т”. Декодируйте зашифрованную информацию, и вы узнаете, как устроен компьютер. (Задания: мтыаштьт, птртиантттеарт, жтеастттктиайа дтиасткт, ктоамтптьаюаттеарт, ктоалтоантктиа, ктлтаавтиаааттуартаа, мтиактртоастхтеамтыа птаамтяатаиа, мтоантиаттоарт) Кто расшифровал сообщение, выходят к доске и записывают название частей компьютера в нужные ячейки. Молодцы, еще одна вершина нам покорилась, ставим флажок.
Вот мы и добрались до самой вершины, но … Здесь нас поджидает новая опасность – это огромный медведь. Мне кажется, мы и с ним справимся. Вот его требование – расставить картинки с его изображением так, чтобы получилась история (правильно – г, а, в, б). А если мы составим блок-схему по этим картинкам, будет ли в ней команда ветвления? (Да). А теперь составьте такую блок-схему в тетради (проверяю в тетрадях, если есть время – разбираем на доске). Медведь остался вами доволен и пропускает нас на вершину горы.
Вот нам и удалось покорить гору знаний. Давайте отметим наше на нее восхождение флагом знатоков информатики и это право мы предоставим самому достойному ученику. Кто, по вашему мнению, больше всех помогал альпинистам взобраться на гору? Вот он и поставит флаг.
Дополнительное задание, если осталось время: Начертите в рабочей тетради координатную плоскость размером 20х20. Отметьте точки 1(3,6), 2(6,3), 3(15,3), 4(18,6), 5(10,6), 6(10,16), 7(13,16), 8(12,15), 9(13,14), 10(10,14), 11(16,6). Соединив точки в таком порядке: 1-2-3-4-1 5-6-7-8-9-10-11, вы узнаете, на чем еще можно совершить путешествие (корабль).
Вы сегодня показали свои знания по теме “Информация и способы ее преобразования”. Давайте еще раз повторим, что же мы сегодня делали (декодировали сообщения, составляли блок-схему, повторили признаки предметов, узнали составные части компьютера).
Наша экспедиция подошла к концу, всем спасибо за урок.