Образование облаков и осадков. 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6


Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний.

Вид организации учебной деятельности: проблемно-поисковый

Оборудование: интерактивная доска, диапроектор, компьютер, гигрометр, психрометр.

Образовательные цели:

1. Сформировать представления о водяном паре в атмосфере, о причинах образования облаков и осадков.

2. Ввести новые понятия “абсолютная влажность”, “относительная влажность”.

Развивающие цели:

1. Способствовать формированию коммуникативных умений учащихся.

2. Развивать познавательный интерес к предмету.

Воспитательные цели:

1. Научить учащихся самостоятельности при получении знаний, выработке своего мнения.

Ход урока

Вы уже знаете, что в воздухе в виде примесей содержится водяной пар. Приведите примеры, где вы видели водяной пар (при кипении чайника, над чашкой горячего чая, туман). Почему мы его видим? (Пар, поднимаясь вверх, охлаждается и становится видимым). Как же он попадает в воздух?

(На интерактивной доске – заготовки рисунка, где стрелками показывается испарение. Учитель рассказывает, одновременно перемещая детали рисунка)

С поверхности земли и воды постоянно происходит испарение (). Вода переходит из жидкого состояния в газообразное (рисую маленькие облака). Чем выше температура и суше воздух, тем сильнее испарение. Вспомните, как летом в жару ваше лицо покрывается капельками пота. Почему это происходит? Испарение происходит и с листьев деревьев, т.к. в их состав входит вода.

? – Как долго воздух, поднимаясь, будет оставаться невидимым? Что происходит с воздухом при подъеме вверх? Вспомните пар из кипящего чайника или туман.

Учитель обобщает ответы: с высотой температура понижается. Теплый воздух, поднимаясь от поверхности земли, охлаждается, из него выделяются мельчайшие капельки воды, которые становятся видимыми (на рисунке в облачке – много точек-капелек).

? – Всегда ли количество водяного пара в атмосфере одинаково? Посмотрите в таблицу учебника и сделайте самостоятельно вывод (чем выше температура воздуха, тем больше водяных паров может в нем содержаться).

Итак, если в воздухе находится предельное количество водяного пара, то он насыщен водяными парами, если меньше – то он будет ненасыщенным.

Далее учитель объясняет, что такое абсолютная и относительная влажность, показывает гигрометр и психрометр, объясняет принцип их работы.

(При наличии времени можно решить 1-2 задачи на определение относительной влажности).

? – Как вы думаете, есть ли на Земле места, где относительная влажность всегда высока? (Да, в районе экватора, там круглый год жарко и большое испарение с океанов).

А теперь вернемся к рисунку на доске и посмотрим, что произойдет с водяным паром дальше. При охлаждении насыщенный воздух уже не может удержать в себе прежнее количество водяного пара. Его излишки собираются в капельки воды. Летом мы видим эти капельки в виде тумана, а повыше – в виде облаков (рисуем туман и облака на разной высоте). Вы уже раньше вели наблюдения за облачностью, видели на небе разные облака.

? – В какой части атмосферы образуются облака? (В тропосфере, на разных высотах)

Метеорологи выделяют три основных формы облаков: кучевые, слоистые, перистые (из заготовленных заранее фотографий с видами облаков на доске расставляем их по высотам).

Далее в учебнике найдем описание облаков и их характеристики. После этого на доске для закрепления появляется заранее заготовленная таблица:

Тип облаков Высота (км) Вид осадков
Серебристые

Перламутровые

Перистые

Перисто-слоистые

Перисто-кучевые

Высококучевые

Высокослоистые

Слоисто-кучевые

Слоистые

Слоисто-дождевые

Кучевые

Кучево-дождевые

70-90

20-30

7-10

6-8

6-8

2-6

3-5

0,2-1,5

0,5-0,7

0,1-1

0,8-1,5

0,4-20

-

-

Без осадков

Без осадков

Без осадков

Слабые осадки

Слабый снег или дождь

Слабый дождь или снег

Морось, снег

Обложной дождь, снег

Обычно без осадков

Гроза, ливень, град, снежная крупа

? – Чем еще, кроме внешних особенностей, отличаются облака? (Из них выпадают разные осадки). Подумайте, почему из облаков выпадает то дождь, то снег, то град (из-за разной температуры в облаках). На доске рисуем выпадение из облаков разных осадков.

Сделайте вывод, в чем главная причина образования облаков (охлаждение воздуха, насыщенного водяными парами). Почему нагретый воздух поднимается вверх и охлаждается?

Вспомните из личного опыта или найдите в тексте, какая погода устанавливается при разных облаках? В какое время года? Как долго облака остаются на небе? Какая сила перемещает облака по небу? (Ветер). Какое значение для формирования погоды играет перемещение облаков? (Распределение влаги по земной поверхности).

? - Не мешает ли людям облачность на небе? Как люди научились управлять облаками? Где на Земле можно наблюдать наиболее плотную облачность? (В районе экватора). Знаете ли вы, что метеорологи составляют карты облачности? Вот как выглядит карта облачности Ленинградской области по сезонам (на доске - 4 карты для разных сезонов, подготовленные заранее). Для того, чтобы наблюдать за облачностью, мы можем зайти на сайты в Интернет:

http://www.hobitus.com/ 

http://www.cnn.com/WEATHER/Europe/sat.anim.html

GISMETEO.RU –интерактивные спутниковые карты (заходим в Интернет на один из сайтов и рассматриваем облачность на разных материках)

? – Как облачность помогает людям? (Удерживает тепло Земли). А как мешает?

Знаете ли вы, где на Земле самое безоблачное место? (90% солнечных дней в году бывает в Юме – Аризона, США и в Восточной Сахаре в Африке - 97% солнечных дней).

? – В природе вы могли наблюдать туман. А как люди относятся к туману? Так ли он безобиден?

? – Подумайте, в какую погоду мокрое белье быстрее высохнет?

В конце урока для закрепления темы смотрим презентацию “Облака”.

Домашнее задание: § 26, вопросы в конце параграфа (устно).

Презентация