Классный час "День Земли"

Разделы: Внеклассная работа


Цель:

  • Познакомить с историей праздника.
  • Развивать экологическую грамотность.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки со знаками "+" и "-".

Ход занятия

Учитель: - Много праздников в месяце апреле. Кто помнит названия тех, которые уже прошли? (День смеха, День космонавтики, Пасха). А какой ещё праздник будет в апреле?

Презентация.

- 22 апреля отмечают праздник "День Земли". Может кто-нибудь про него слышал? (Слайд № 1)

- История этого праздника связана с именем жителя американского континента Джона Мортона. В конце 19 века Дж. Стерлинг Мортон переехал на пустынную территорию, на которые одинокие деревья усиленно вырубались на строительство домов и на дрова. Мортон предложил устроить день, посвященный озеленению, и учредить призы для тех, кто высадит большее количество деревьев. Этот день назвали Днем дерева.

В течение первого Дня Дерева жители штата высадили около 1 млн. деревьев. В 1882 году штат Небраска объявил День Дерева официальным праздником. Он отмечался в день рождения Мортона - 22 апреля. В 1970 году свыше 20 млн. человек в разных странах мира приняли участие в акции, которая получила название День Земли.

В 1990 году праздник стал международным, в акции участвовали уже 200 млн. человек из 141 страны. В России День Земли отмечается с 1992 года.

- А что такое земля? Как вы думаете?

Это слово многозначное:

  1. Земля - это планета, на которой мы живём. (Слайд № 2)
  2. Земля - это рыхлое, тёмно-бурое вещество, входящее в состав коры нашей планеты.(Слайд № 3)
  3. Земля - это суша. (Слайд № 4)
  4. Земля - это верхний слой коры нашей планеты, поверхности.

Ведущий 1: Мы сегодня собрались в этом зале поговорить о нашем общем доме, о самой загадочной и неизведанной, о самой красивой и родной Земле. Нашу Землю называют зелёной планетой.

- Кто подарил ей зелёный наряд? (Деревья и травы, цветы и кустарники).

(Слайд № 5)

Ведущий 2: Долго ли живут растения?

Многие растения имеют одну - двух или многолетнюю жизнь. Кустарники и деревья многолетние. Растения живут дольше, чем животные. Шиповник, брусника и черника могут дожить до 300 лет. Сосна до 400 лет, а дуб 1000 лет и больше. Берёза - 150 лет. Как же узнать возраст дерева? Его можно определить по числу колец на пеньке. Сколько колец - столько лет. Тёплый и влажный год благоприятен для роста дерева, а сухой и холодный - нет.

Ведущий 3: Растения всюду вокруг нас: на Крайнем Севере в тундре, в степи, в жаркой пустыне, высоко в горах и у самой воды. (Слайд № 6)

Хорошо в лесу зелёном!
Травы стелются ковром,
А резные листья клёнов
Укрывают нас шатром
Мы идём лесной тропою,
Смотрим мы по сторонам -
Пахнет травами и хвоей,
Блики бродят по стволам.
(Т.Шорыгина)

Ведущий 4: Очень разнообразна и природа нашего края. А как хорошо вы её знаете, мы определим, когда вы будете отгадывать загадки о растительном мире Томской области.

Русская красавица,
Всем нам очень нравится
Бела она, стройна,
Одежда зелена. (Берёза) (Слайд № 7)

Красавицей русских лесов называют берёзу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года.

Берёза - символ и гордость русского народа. Из почек берёзы приготавливают лекарства. Из ветвей делают мётла и веники. Из бересты мастерят туески, лукошки. Берёзовые дрова - лучшее топливо в русской печке. Из древесины изготавливают фанеру, мебель, прочные лыжи, древесный спирт, уксус. Берёзу невозможно спутать с другим деревом из-за её белого ствола.

- Чем же ещё славится русская берёза. Вам сейчас расскажет Маша.

Настои, отвары берёзовых почек
помогут тебе непременно, дружочек,
если вдруг почки твои заболят,
надо и раны они заживят.
Из листьев отвар - витаминное средство.
Целебность берёзы запомни ты с детства!

Ведущий 1:

Не берёза, не сосна -
В тишине стоит она.
Но лишь ветер пробежит,
Вся листва в ней задрожит. (Осина) (Слайд № 8)

Крупное дерево семейства ивовых высотой до 35 м. Цветет в апреле - мае, до распускания листьев. Растет по берегам водоемов, в лесах, по опушкам, изредка на сухих песках и вырубках, по оврагам, болотам и в горах. Народное название - дрожащее дерево. В старину считалось, что осина отгоняет злых духов, поэтому ее высаживали около жилья. Препараты осины обладают противомикробным, противовоспалительным, противокашлевым действием.

Ведущий 2:

Что за дерево такое?
Угощает снегирей?
Снег стоит, трещат морозы,
Ну а ягоды вкусней. (Рябина) (Слайд № 9)

Кстати, знаете ли вы, откуда пошло это название? А называется это дерево так "по вине" своих ярко-оранжевых плодов. Если мы откроем "Словарь живого великорусского языка" В. И. Даля, то увидим, что слово "рябина" имеет основное значение - "крапина, родинка, веснушка". А это слово, в свою очередь, происходит от слова "рябой", которое понимается как "пятнистый в крапинку" или же "неровный, шероховатый", причем неровности эти благодаря игре света и тени дают новые оттенки цвета.

Ведущий 3:

Растёт зелёный кустик, дотронешься укусит. (Шиповник) (Слайд № 10)

Шиповник покрыт блестящими крючковато - изогнутыми парными шипами, острыми и прочными, отсюда и название.

Содержит большое количество витамина С, повышает сопротивляемость организма при инфекционных заболеваниях. Полезен для активизации физической и умственной работоспособности, снимает усталость, переутомление. Из плодов готовят компоты, чай.

Ведущий 4:

Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ель) (Слайд № 11)

Используется при лечении заболеваний органов дыхания и сердца, артрита, радикулита, нервных болезней, почечных коликах. Из хвои ели делают ванны, отвары для примочек.

Учитель:

- Давайте поиграем в игру "Найди меня". Вы должны будете определить в словах спрятанные названия животных, которые обитают в наших лесах. (Слайд № 12)

  • Колосья (лось)
  • Палисадник (лиса)
  • Побелка (белка)
  • Косари (оса)
  • Нежится (ежи)
  • Укротитель (крот)

Ведущий 1: Продолжаем отгадывать загадки о растениях нашего края.

Очень дружные ребята,
У пенька живут:(Опята) (Слайд № 13)

Это исконно русское слово, от слова "пень" (грибы окружают пень). Эти грибы растут на пнях давно упавших или срубленных деревьев большими компаниями. Иногда с одного пня можно собрать целое лукошко.

Ведущий 2:

Под осиной гриб тот, дети,
В ярко красненьком берете. (Подосиновик) (Слайд № 14)

Любит сырые осинники. Другие грибы попрятались, не видать, а этот, пожалуйста, торчит из травы как яркая пуговка.

Ведущий 3:

На зелёной хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек поиграл
И развеял этот шар. (Одуванчик) (Слайд № 15)

Придаёт силы, снимает усталость, улучшает пищеварение, лечит печень, желудок. Млечный сок удаляет веснушки. Используется для лечения сахарного диабета, малокровии, при воспалении кожных покровов, укусов ядовитых насекомых. Стимулирует работоспособность, устраняет утомление, усталость. В старину им лечили змеиные укусы.

Одуванчик очень полезен. Если ранней весной есть салат из одуванчика, то быстро пройдёт зимняя бледность кожи.

Ведущий 4:

Знакома с детства каждому их белая рубашка
С серёдкой ярко-жёлтой. Что за цветок? (Ромашка) (Слайд № 16)

- Знаете ли вы, ребята, что существует несколько видов ромашки? Но лекарственной считается только ромашка аптечная. Как отличить её от других? Очень просто. Жёлтая сердцевинка у неё выпуклая и внутри пустая, растение имеет приятный ромашковый запах, который у других видов, как правило, отсутствует.

- А какие он имеет целебные свойства, вы сейчас узнаете, послушав Егора.

Всех цветов не сосчитать.
Есть аптечная ромашка.
Про ромашку надо знать.
Белый крощечный цветочек -
для припарок, для примочек.
Если воспаление,
отвар - успокоение.

Чай из неё помогает при простуде, болях в желудке. Восстанавливает аппетит. Подавляет кишечные инфекции.

Учитель:

- Давайте поиграем в интересную игру. Перед вами лежат карточки со знаками "плюс" и "минус". Если я называю растение леса, то поднимаете карточку со знаком "плюс", если это растение в лесу не произрастает, то показываете карточку со знаком "минус".

клюква черника черёмуха
малина вишня брусника
астра ландыш анютины глазки
осина георгин берёза

Ведущий 1:

Лес - это наше богатство, это зелёный наряд нашей Земли. Там. Где лес - всегда чистый воздух. Лес - это дом для зверей и птиц. Это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.

Красива русская природа. Но чтобы люди, которые будут жить после нас, на Земле могли видеть то, что мы видим сегодня, многое зависит от нас с вами.

Когда вы, ребята, идёте в лес, то должны хорошо знать, как надо вести себя в лесу. Какие это правила? (Слайд № 17)

  • Мусор в лесу не оставлять.
  • Ветки у деревьев не ломать.
  • Костры не разжигать.
  • Гнёзда птиц не разорять.
  • Букеты цветов не рвать.

Учитель:

- Ребята! Помните, от того. Как вы будите относиться к природе, зависит здоровье, жизнь и благосостояние ваше, ваших близких и всего человечества.

Любите и берегите природу.
Ты, дружок, смотри не подкачай:
Правдивым быть и добрым обещай!
Не обижай не птахи, не сверчка.
Не покупай для бабочки сачка!
Люби цветы, леса, простор полей -
Всё то, что зовётся Родиной твоей!

-Давайте стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней ручьи, цвели цветы и пели песни птицы.

Ещё раз вспомним правила, которые вы должны соблюдать, когда идёте в лес. (Составить кластер)

- А закончить наше мероприятие о родной Земле хотелось бы словами М.Пришвина: "Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину". (Слайд № 18)