ВЕДУЩИЙ 1. Удивительна была жизнь Ломоносова, прекрасно дело его жизни, незабываемы слова к русскому юношеству, а значит и к нам с вами.
О, вы, которых ожидает
Отечество от недр своих,
И видеть таковых желает
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободрены
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать!
ВЕДУЩИЙ 2. Начало 18века, 1711год. В России в это время, когда "грамотных людей можно было перечесть по пальцам, когда учение было чем-то тождественным колдовством, когда книга была редкостью и неоценимым сокровищем. И в это-то время на берегу Ледовитого океана родился у рыбака сын. (Слайд 1, 2, 3)
1 чтец. Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 (19) ноября 1711 года в деревне Мишанинская Архангельской губернии Холмогорского уезда. Отец его, Василий Дорофеевич Ломоносов, занимался рыбным промыслом, у него была земельная собственность и морские суда. Он совершал далёкие морские походы с казённой и частной кладью. Мать Ломоносова, Елена Ивановна Ломоносова, в девичестве Сивкова, умерла очень рано. Осознание необходимости учения и знаний зародилось в нём очень рано, и получить первые знания помогли ему книги: "Грамматика" Смотрицкого, "Арифметика" Магницкого и "Стихотворная Псалтырь" Симеона Полоцкого. Когда мальчику исполнилось десять лет, его, как и многих других поморских ребят, отец стал брать с собой в море в качестве юнги, или, как тогда называли, зуйка. Поездки с отцом в море оставили в душе Михаила неизгладимый след, закалили физически и обогатили разнообразными наблюдениями. (Слайд 4,5)
2 чтец. Страсть к знаниям с годами всё крепла, но в деревне негде было учиться. И Михайло решил уйти из дома. В декабре 1730 года с рыбным обозом девятнадцатилетний Ломоносов отправился в Москву.В январе 1731 года Михаил Ломоносов, скрыв крестьянское происхождение и назвавшись сыном холмогорского дворянина, поступил в Славяно-греко-латинскую академию, лучшее в тогдашней России учебное заведение. Находилось оно на Никольской улице в доме № 7. (Слайд 6,7)
3 чтец. Годы учёбы были тяжёлыми. Несмотря на свой немалый возраст, Ломоносову пришлось начать обучение в младшем классе, так как он не знал латыни. Школьники, с которыми учился Михайло, были намного моложе его. В академии Ломоносов изучал латинский язык, русский, математику, риторику, пиитику (стихосложение), политику и философию. В 1735 году Ломоносов перешёл в последний класс. И в ноябре 1735 года в числе 12-ти лучших учеников Михаила отправили для продолжения образования в Петербургскую академию наук. (Слайд 8)
Ведущий 1. Одной из первостепенных задач русских учёных на то время было изучение природных богатств России, возникла острая потребность в специалистах горного дела. В Европе их было достаточно, но нужны были свои российские кадры.
4 чтец. И в сентябре 1736 года Михаил Ломоносов в числе трёх лучших студентов был направлен на учёбу в Германию в Марбург для изучения химии и горного дела. В Марбургском университете он занимался у известного немецкого учёного Христиана Вольфа. Здесь он знакомится с новейшими теориями в области физики и химии. Христиан Вольф стал для русского студента Михайлы Ломоносова Учителем с большой буквы. Это был не только талантливый учёный и педагог, но и человек исключительной доброты. (Слайд 9,10)
5 чтец. В 1739 году Ломоносов из Марбурга направ-ляется во Фрейберг, где посещает университет-ские лекции по металлургии известного немецкого химика Фридриха Генкеля. Здесь он прожил с 1739 по 1741гг. затем путешествовал по Германии и Голандии. (Слайд 11)
6 чтец. Вернувшись в 1841году в Россию, Ломоносов был уже сформировавшимся учёным. Он работает в Петербургской Академии наук. Создаёт там физическую и химическую лаборатории. Переводит с немецкого курс физики Вольфа, ставшего первым учебником физики на русском языке. (Слайд 12)
7 чтец. При выполнении этого перевода Ломоносов ввёл в русскую речь новые термины: термометр, формула, атмосфера, барометр и др. Однако до начала 1742 года Ломоносов не получил ещё ни места, ни жалования в Академии наук. С 11мая 1742года впервые как полноправный член присутствовал на заседании Академического собрания. (Слайд 13)
8 чтец. Ломоносов-поэт воспевает науки, искусства, ремесла, ведь он сам и ученый, и художник, и работник, умеющий многое делать своими руками.
9 чтец. Опыты по изготовлению цветного стекла были начаты Ломоносовым в его химической лаборатории. Ему удалось создать рубиновое стекло, окрашенное золотом - "золотые рубины" (их умели делать только древние ассирийцы, но секрет их изготовления был давно утерян). В 1752 году Ломоносовым была завершена первая мозаичная картина - "Мадонна", состоящая почти из 4000 брусочков смальт различного цвета. "Мадонна" была преподнесена в дар императрице Елизавете Петровне - "дщери Петровой", при которой русская наука и искусство поддерживались и бурно развивались. (Слайд 14,15)
10чтец. Свои успехи в создании цветного стекла и мозаик Ломоносов решает поставить на службу России. В1752 году он получает разрешение на строительство под Петербургом фабрики цветного стекла. Строительство фабрики началось в 1753 году, при фабрике была создана художественная мастерская по изготовлению мозаичных картин. Ломоносов стал первым в России автором многих мозаик. Ломоносовым было задумано создать в Петропавловском соборе мемориал, посвящённый Петру I, из 12 мозаичных картин. Полностью была собрана только одна - "Полтавская баталия". После смерти Ломоносова мозаичное дело надолго пресеклось, а мозаичное полотно "Полтавская баталия" после длительных злоключений в1925 году украсило парадную лестницу здания Академии наук в Санкт-Петербурге. (Слайд 16)
11чтец. Одной из своих главных жизненных задач Ломоносов считал распространение просвещения в русском народе. Поэтому Ломоносов задумал основать университет в Москве. Он составил проект организации университета, предусмотрел как и чем он будет заниматься. А также предложил при университете создать гимназии. Добиться такого проекта ему помог И.И. Шувалов, который был покровителем наук и искусства. 12 января 1755года был подписан "Указ об учреждении в Москве университета" (Слайд 17,18,19)
12чтец. Основные научные открытия Ломоносова: (Слайд 20,21)
в области литературы и языкознания:
- 19 августа 1739 год - написана ода "На взятие Хотина", которую в том же году он посылает в Петербург с теоретически рассуждением: "Письмо о правилах российского стихотворчества".
- 1743 год - написана ода "вечернее размышление о Божием величестве при случае Великого Северного сияния".
- 1744 год - написано краткое руководство к "Риторике", в 1748 году вышла в свет "Риторика" (Слайд 22).
- 1751 год - вышел в свет "Сборник разных сочинений в стихах и в прозе Михаила Ломоносова" (книга 1-ая).
- 1755 году - составлена "Российская грамматика".
- декабрь 1760 г - июль 1761 года - закончены и опубликованы две первые песни героической поэмы "Пётр Великий"
13 чтец. В области физики: (Слайд 23)
- 4 октября 1738 года - посылает в Санкт-Петербург первое учёное сочинение "О превращении твёрдого тела в жидкое"
- 1739 года - закончена "Физическая диссертация о различении смешанных тел".
- 1742-1744 годы - разрабатывает атомно-молекулярное учение и пишет диссертацию.
- 1745 год - диссертация "О движении воздуха, наблюдаемом в рудниках" и т.д.
14 чтец. В области астрономии: (Слайд 24)
- 1756 году - изготовлена "ночезрительная труба".
- 26 мая 1761 года - открыто, что "планета Венера окружена знатно воздушною атмосферою".
- 1762 год - построен телескоп.
15 чтец. В области химии: (Слайд 25)
- 1741 год - разрабатывает элементы математической химии.
- 12 апреля 1745 года - представляет диссертацию "О действии химических растворителей вообще".
- октябрь 1748 года - открытие 1-ой в России химической лаборатории.
- 1750 год - составлен рецепт приготовления фарфоровых масс (основы для приготовления фарфора).
- 1752-1754 годы - составлен "Курс истиной физической химии".
16 чтец. В области географии: (Слайд 25)
- 8 апреля 1758 года - поставлен во главе Географического департамента Петербургской Академии наук.
- 8 мая 1763 год - составлено "Краткое описание путешествий по Северным морям и показание возможного проходу Сибирским Океаном в Восточную Индию"; составлена "Полярная карта"; предложил научную классификацию полярных льдов; разработал приборы для морского кораблевождения: самопишущий компас, механический лаг.
17 чтец. В области геологии и минералоги: (Слайд
26)
ноябрь 1741 года составлен каталог
минералогических коллекций Академии наук.
18 чтец. В области изобразительного
искусства: (Слайд 26)
1752 год - создаёт мозаичный образ Богоматери.
19 чтец. В области истории: (Слайд 26)
1758 год - закончен 1-й том "Российской
истории".
ВЕДУЩИЙ 1. М.В. Ломоносов и наука. (Слайд 27, 28, 29)
Науки юношей питают,
Отраду старцам подают
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха:
Эти поэтические строки вошли в нашу речь и стали "крылатыми словами". Произнося их, мы не всегда помним, что это строки из оды Ломоносова. В своей "Риторике" Ломоносов излагает мысль: "Наука естьясное познание истины, просвещение разума, непорочное увеселение в жизни, похвала юности, старости подспорье"
ВЕДУЩИЙ 2. Михаил Васильевич Ломоносов, великий русский учёный-энциклопедист, горячо любивший Отечество своё, много сделавший для развития науки, был твёрдо убеждён в том,
"Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать".