Закончив в 2000 году Психологический факультет ВГПУ, я стала работать в школе психологом. Надежды были самые радужные. Я мечтала помогать людям и считала, что всем нужна эта помощь. Но уже с первого месяца работы я поняла, что мои надежды не оправдаются. Все обитатели школы и педагоги, и дети, и их родители живут и решают свои проблемы без меня, особо не видя пользы во мне как в специалисте. Мне стало тревожно. Я стала думать о том, что же я делаю не так. Бывает, ляжешь спать, и никак не можешь уснуть. Даже подумывать стала о смене работы, хотя детей люблю, да и в коллективе приняли меня хорошо. Сейчас оглядываясь на прошлое мне смешно. Но тогда то я не понимала, что и доверие людей нужно заслужить и сначала нужно проявить себя, чтобы люди пошли к тебе как к специалисту за помощью, что потом и произошло.
И тут мне помогло мое любопытство, которое часто заводит меня в самые непредвиденные стороны: увижу какую-нибудь книгу с неизвестной мне теорией, обязательно куплю и, что смогу обязательно проверю на себе. Собственно говоря, так я и пришла в психологию. А тут я попала в “Клуб молодого педагога”, который работал при городском методическом центре. Он то и стал мне той опорой и поддержкой, в которой я так нуждалась. В школе психолог один и ему часто кажется, что его проблемы - это проблемы одного человека, а не молодого специалист - психолога как такового. “Мамой” клуба была методист центра Евстратова О.Г.. Всю жизнь проработав в школе сначала учителем, а затем психологом, Ольга Геннадьевна понимала необходимость такого сообщества, где безоценочно принимают всех желающих, делятся своими задумками, обсуждают свои проблемы... Чего только мы не узнали в нашем клубе: магические значения чисел, теории пренатального развития, веселую и жизнелюбивую теорию “Симорон”... В клубе мы сочиняем сказки и рисуем, получая неоценимый опыт групповой работы по объединению и сплочению. А как весело и интересно проходят у нас сентябрьские и рождественские встречи. В сентябре мы собираемся после каникул и рассказываем о том, кто как провел лето. Радость встречи и интересные рассказы дают всем нам мощный заряд энергии. Встречаясь в январе в канун Нового года по старому стилю, обмениваясь впечатлениями о проведенном Новогоднем празднике, мы проводим игры, гадаем, придумываем и разыгрываем волшебные истории... На какой- то миг мы снова возвращаемся в счастливое время детства. И этот огонек мы несем потом в школы, детские сады, в наши семьи. Этот огонек и помогает потом сохранять наше психологическое здоровье, дает силы в сложной, часто незаметной другим работе с людьми. И происходит это как-то легко, само собой. А сколько друзей и единомышленников приобрели за эти годы. В клуб ходило много психологов, педагогов города и просто тех, кто интересуется психологией. Менялось название, месторасположение клуба и его состав. Сейчас к нам приезжают уже люди со всей Владимирской области. Жизнь продолжается.
Мне кажется, что идея неформального объединения, каким и является клуб очень значимой. Сейчас как никогда остро встала проблема сбережения здоровья школьников. Можно много говорить о пользе физической культуры, витаминов и организации правильного питания учеников. Все это правильно и здорово. Но ведь психическое здоровье не менее важно. А оно зависит от взрослых, которые окружают детей: педагогов, психологов. И именно взрослые транслируют свой позитивный жизненный опыт, свое хорошее настроение, свое желание жить и творить детям. Но зачастую, уходя с головой в работу, которой не початый край в школе, педагоги забывают о своем душевном настрое. Самому бывает сложно остановиться и задуматься о себе в круговерти дней. Клубная работа в этом очень большой помощник. И что тут важно: ты не одинок, с тобою рядом единомышленники, а вместе, делясь заботами и радостями, легче работать и жить.
Приложение 1
Положение о психологическом клубе
Настоящее положение распространяется на психологический клуб и устанавливает его основные цели, задачи, функции, состав, структуру.
Общие положения
Психологический клуб – под психологическим клубом рассматривается общественное объединение добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Клуб создан с целью обмена профессиональным опытом, пропагандой получения психологических знаний, поиск путей эффективного приложения знаний и опыта современной психологической науки. Психологический клуб руководствуется в своей работе правом граждан на создание общественных объединений, реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения. Право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений.
Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов.
Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренным Федеральным законом РФ “Об общественных объединениях” от 19.05.1995г. №82-Ф3. Общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом. Деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности. Клуб действует в соответствии с Конституцией РФ; законодательством РФ, в том числе в области образования и Федеральным законом РФ “Об общественных объединениях” от 19.05.1995г. №82-Ф3; настоящим положением; принципами психологической профессиональной этики.
Состав, организация работы, управление клуба
Состав: психологи и педагоги образовательных учреждений Владимирской области, а также тонко чувствующие люди, желающие делиться своими творческими порывами. Организация работы: периодичность встреч определяется советом клуба и происходит каждую третью пятницу месяца в 17ч. на базе ВИПКРО. Управление: совет клуба. Совет формируется на выборной основе членов клуба и утверждается на общем собрании клуба в сентябре каждого года. Совет клуба включает 5 человек. Совет осуществляет координацию работы клуба на год, разрабатывает динамический план работы клуба.
Приложение 2
План работы “Психологической студии” за 2005–2006 учебный год
Месяц | Тема занятия |
Сентябрь | “Встреча друзей” |
Октябрь | “Типология личности” |
Ноябрь | “Пренатальная психология |
Декабрь | “Семья в современных условиях” |
Январь | Позитивная психология: “Карта желаний” |
Февраль | “Матричная теория Петлинского” |
Март | “Прикладная нумерология” |
Апрель | “Психология денег” |
Май | “Мое хобби” |
План работы “Психологической студии” за 2006-2007 учебный год
Месяц | Тема занятия |
Сентябрь | “Встреча друзей” |
Октябрь | “Библиотерапия” |
Ноябрь | “Техники работы с эмоциями” |
Декабрь | “Наука – психологу: нейропсихология” |
Январь | “Психологическая комфортность дома” |
Февраль | “Флористика и внутренний мир человека” |
Март | “20 техник релаксации” |
Апрель | “Восточная гостиная” |
Май | “Изменение психоэмоционального состояния при помощи метода динамической эгограммы”. |