Инструментальный ансамбль в спектаклях театра-студии "Увертюра" ДМШ №3 г. Екатеринбурга

Разделы: Музыка


Сегодня всё большую актуальность приобретает проблема развития учащихся средствами музыки как вида искусства. Ни для кого не секрет, что в музыкальную школу мы принимаем практически всех детей, которых приводят родители, независимо от наличия у них природных музыкальных данных. Отсутствие в городах бытовой музыкальной традиция приводит к тому, что дети не знакомы с народными песнями, не имеют первоначальных навыков музыкального интонирования. Следствием этого является снижение мотивации к обучению даже у детей младшего возраста. Осознание первостепенности задач общего музыкального развития учащихся неизбежно влечёт за собой коррективы в формах работы преподавателей.

Любой вид творчества требует первоначальных знаний и умений. Умение обращаться с инструментами и приборами необходимо в технических видах, знание особенностей и возможностей различных исходных материалов – в художественном творчестве, общефизическая подготовка – в занятиях различными спортивными дисциплинами. Так и занятия музыкой требуют достаточно развитого слухового представления, начальных теоретических знаний, двигательных, координационных умений, т.е. того, что мы называем игровыми приёмами.

Занятия в ансамбле позволяют решать некоторые задачи появления, развития и закрепления умения, относящегося к технике игры на инструменте, в частности фортепиано, не путём волевого усилия педагога, не только путём многократного, порой механического, а потому скучного и безрадостного повторения различных упражнений, а ещё и через понимание того, что “техника” – это средство выражения содержания произведения. Коллективное музицирование в оркестре или ансамбле – привлекательный и комфортный вид музыкального творчества в любом возрасте, а для подрастающего поколения – эффективное средство эстетического воспитания. Во всём мире наступил настоящий “ренессанс” оркестрово-ансамблевого творчества.

В нашей стране традиции ансамблевого музицирования имеют глубокие исторические корни. До того времени, как стала широко распространена звукозапись, традиционной формой знакомства с новыми музыкальными произведениями была игра этих произведений в переложениях для различных видов ансамблей. Приходится только сожалеть, что в настоящее время пассивное ознакомление с музыкой практически вытеснило активные формы. “Наслаждение чужим (пусть превосходным, но чужим!) исполнением никогда не может заменить переживаний, возникающих в процессе собственной (пусть даже несовершенной) игры. Самое внимательное многократное прослушивание и самый тщательный научно безупречный анализ произведения неравноценны попытке воссоздать его собственными пальцами.” Так писал в статье “Заметки о фортепианном ансамбле” А. Д. Готлиб, заслуженный артист РСФСР, профессор Академии им. Гнесиных. Эмоциональные впечатления, испытываемые при участии в любом творческом процессе, тем более от сопричастности к творчеству художественному, не могут быть заменены восхищением чужим мастерством. Радость, рождаемая собственным творчеством на любом уровне, раскрывает в человеке, тем более в ребёнке, новые возможности, прибавляет силы, усиливает стремление к самосовершенствованию.

Довольно распространённая даже в профессиональных педагогических кругах точка зрения, что игра в ансамбле – просто более лёгкий по сравнению с сольным вид инструментального исполнительства, зачастую приводит к ошибочному мнению. Считается, что ученик, хорошо играющий соло, автоматически будет хорошим ансамблистом. На самом же деле игра в ансамбле требует не только особых способностей, но и специфических умений. Это, прежде всего, единство действий музыкантов, единство замысла и единство выражения этого замысла. Ансамблевая игра как коллективное творчество подразумевает органичное слияние индивидуальностей. При этом создаётся коллективно-индивидуальное лицо ансамбля. Устойчивый интерес учащихся к ансамблевому музицированию позволяет успешно решать различные проблемы, возникающие в процессе обучения игре на инструменте, эффективно развивать весь комплекс музыкальных способностей ребёнка.

  1. Активизация слухового контроля и внимания. Необходимость слушать не только свою игру, но и одновременно игру партнёра, учит пианистов, например, и себя слышать “со стороны”, а у струнников, духовиков, певцов повышает контроль за интонацией.
  2. Проблема ритмической организации. Если в ансамбле есть участники с неустойчивым чувством ритма, этот недостаток преодолевается легче, когда общая ритмическая пульсация, возникающая в коллективном исполнении, становится внутренним ощущением.
  3. Эмоциональное восприятие исполняемой музыки и исполнительская реализация этого представления. Обычно дети – интраверты на сцене не до конца раскрывают свою музыкальность. В ансамбле же это происходит естественно, т.к. обычно эти дети глубоко и тонко ощущают внутреннюю драматургию произведения, а эмоциональная энергетика других, более активных участников ансамбля действует, как своеобразный катализатор.
  4. Артистизм и уверенность в собственных возможностях. Успешное выступление в коллективе, как правило, делает ребёнка более уверенным в себе.

Формирование этих умений можно достаточно эффективно начинать уже с первых шагов обучения. Мы в течение последних четырёх лет в качестве альтернативы занятиям в традиционных подготовительных группах для дошкольников и в группах развития для детей в возрасте 4-5 лет начинаем работу по развитию музыкальных задатков у детей в подготовительной группе театра-студии. Развивая музыкальный слух, мы не просто учим детей воспроизводить голосом мелодию. Участвуя в сценическом действии, маленькие артисты органично воспринимают характер персонажа и узнают, как этот характер передаётся в музыке. Параллельно на занятиях дети знакомятся с некоторыми понятиями музыкальной грамоты: мажорный и минорный лады, высотность звука, длительности нот и т.д. Участие в коллективном творчестве активизирует стремление добиться нужного результата, развивает внимание, терпение, фантазию. Дети, продолжающие дальнейшее обучение в школе, успешно справляются с учебной программой.

Идея создания детского музыкального театра в нашей школе возникла в результате поисков новых форм организации школьных музыкальных праздников, в которых традиционно принимали участие ансамбли различные по составу. Так на школьной сцене были показаны первые театрализованные представления “Музыкальный остров” и “Путешествие Даши в стране Музыки” на праздниках “Посвящение в первоклассники”. В этих представлениях принимали участие учащиеся, которые и стали впоследствии основой театрального коллектива. Театральный коллектив – по сути тоже большой ансамбль, где успех спектакля зависит не только от чёткости выполнения каждым участником своих функций, но главным образом от естественного взаимодействия всех персонажей, добиться которого порой так непросто.

Нашим первым “настоящим” спектаклем стал спектакль “Новые приключения домовёнка Кузи”, где артисты не только пели и играли на инструментах. В этом спектакле появился инструментальный ансамбль. Это позволило ученикам реализовать свои умения, приобретённые на уроках по специальности. Ворон играл на трубе, Медведь – на аккордеоне, а Лешие – на ударных инструментах. Спектакль имел большой успех у зрителей, был показан в школе, детских садах. На городском конкурсе “Весна, театр, музыка” был высоко оценён жюри и получил Диплом лауреата 2 степени.

В дальнейшей нашей работе, как в старшей группе театра, так и в младшей и подготовительной, мы сохраняем этот принцип использования в действии “живой” игры на разных инструментах. У малышей – это, главным образом детские шумовые, ударные инструменты, блокфлейты. Обязательно включаем в действие коллективные сцены, где могут принять участие ансамбли. Музыкальный материал подбираем достаточно простой, но образный. Сценарии, учитывая специфику задач, в основном придумываем сами, иногда перерабатываем готовые сценарии. Так по мотивам детской музыкальной сказки И. Гомоновой “За солнышком” появилась “Весенняя сказка”, на музыку песенок для дошкольников. Ёжик в этой сказке играл на флейте, а лесные строители Бобры на аккордеонах. В сказке “Лесной оркестр”, все зверята играли на детских инструментах: металлофонах, блокфлейтах, барабане, трещотках, мандолине, маракасах. Получился целый оркестр, а все артисты узнали, что для того, чтобы научиться играть музыку, нужно хорошо потрудиться. Вот так с самых первых шагов наши дети знакомятся с миром музыки и театра. В младшей группе в прошлом году был поставлен мюзикл Т. Суворовой “Дюймовочка”. В этом спектакле принимали участие в основном дети, которые уже учились в нашей школе по разным специальностям. Это позволило разнообразить ансамбли по составу и поручить им более сложные функции. Так, например, Кваки пел свою серенаду Дюймовочке в сопровождении аккордеона, двух кларин и кастаньет, а Принц эльфов играл на скрипке. Сказочный колорит создавал ансамбль, в состав которого входили колокольчики, звукоизобразительные моменты создавались с использованием окарин, свадебный марш и выход Жаб исполнялись маленьким оркестром с тарелками. В спектакле были заняты дети от 5 до 8 лет. Все спектакли были показаны на сцене нашей школы, а также были отмечены дипломами на районных, городских и региональном конкурсах. Руководители младшей и подготовительной групп – Е. А. Семенович и О. В. Черкасская.

Особо хочется подчеркнуть актуальность ансамблевой работы с учащимися подросткового возраста в связи с определёнными изменениями в психике подростка. Усиление потребности к общению, особенно со сверстниками, способность к абстрактному мышлению, повышенная эмоциональность – всё это делает подростков восприимчивыми к ансамблевым видам деятельности. К тому же в этом возрасте учащиеся приобретают уже довольно высокий уровень владения инструментом, что позволяет объединять в ансамбли учеников разных специальностей. Игра в ансамбле – форма работы, максимально способствующая удовлетворению одной из важнейших потребностей подросткового возраста, потребности в общении. Возможность в театральном коллективе объединять участников разных возрастов и уровней подготовленности позволяет вовлечь в процесс творчества как начинающих, так и учащихся хорошо владеющих игрой на инструменте. В таких коллективах у юных участников формируется активное желание достичь более высокого уровня своих умений, т.к. впечатления от выступлений, особенно успешных, в этом возрасте воспринимаются особенно ярко.

Руководитель старшей группы музыкального театра-студии “Увертюра” О. Р. Андрущук, успешно реализует в своей работе эти задачи. В настоящее время в группе занимаются как ученики старших классов нашей школы, так и дети, не обучающиеся у нас. В спектаклях “ Играем ва-банк”, “Тесен мир”, “Алиса в Вообразилии” в действие включены довольно сложные музыкальные композиции, исполняемые разными по составу ансамблями. В спектаклях О.Р. Андрущук использует лучшие образцы классической джазовой музыки, аранжировки которой делает сама.

Все участники театра-студии “Увертюра”, обучающиеся в нашей школе отмечают, что занятия в студии помогают им более уверенно чувствовать себя на сцене во время исполнения своих программ по специальности. Они с удовольствием участвуют во всех школьных мероприятиях, выступают в концертах, проводимых в детских садах, библиотеках и других площадках. Опыт нашей работы показывает также, что учащиеся, вовлекавшиеся в ансамблевую работу, сохраняют интерес к активному музицированию и после окончания школы. Они продолжают участвовать в музыкальных коллективах ВУЗов, студентами которых являются в настоящее время. Игра в ансамбле и участие в работе театра-студии помогли им в дальнейшей успешной учёбе, адаптации в новом коллективе.