Психологический практикум "Использование невербальных средств общения в педагогических ситуациях"

Разделы: Школьная психологическая служба


11 класс, педагогический; второй год обучения.

Цель – отработка навыков невербальных средств общения в педагогических ситуациях.

Задачи:

1. Улучшить осознание того, как человек сообщает о своем состоянии, своих чувствах другим людям.

2. Дать возможность распознавать по невербальным средствам состояния других людей.

3. Осознать значимость невербальных средств в ситуациях педагогического общения.

Материал:  видеоплеер  с диском; бумага и ручки; карточки с эмоциями; столы и стулья по количеству участников.

Ход занятия

Организация пространства: стулья стоят по кругу, парты – по периметру.

1. Нетрадиционное приветствие. Человек живет в мире стереотипов. Особенно изобилует стереотипами педагогическая профессия. Они помогают нам экономить энергию для творчества и раздумий о смысле жизни. Но они и мешают, обедняя нашу жизнь и отношения с людьми.

Например, как вы приветствуете друг друга при встрече? Кто готов рассказать и показать традиционные способы, приемы, манеру приветствия? Что вы при этом испытываете? Наверное, не очень много эмоций, так как это "привычно". Вы всегда так здороваетесь.

А теперь давайте попробуем испытать новые эмоции, а заодно осво­им нетрадиционные приветствия. Какие? Вы можете сами придумать их и показать всей группе. Кто хочет это сделать? Прошу. Участники разбиваются на пары.

Для начала предлагаю несколько вариантов приветствия:

  • ладонями, но только их тыльной стороной;
  • стопами ног (внутренней частью, только очень легко, чтобы не было больно);
  • коленями (внутренней стороной колена левой ноги слегка коснуться внутренней стороны колена правой ноги партнера);
  • плечами (правое плечо легонько прикасается к левому плечу партнера, а затем наоборот);
  • лбами (но очень осторожно, чтобы не повредить ни собственной головы, ни тем более головы партнера);
  • глазами.

После окончания этого этюда участники могут поделиться друг с другом и со всей группой своими ощущениями.

2. Отработка мимики и жестов.

Для разработки кистей рук хорошо применять упражнение «Маляр». «Красить» стену  рукой по вертикали и по горизонтали.

Мимическая гимнастика:
сморщить лоб, поднять брови (удивление); расслабиться; полностью расслабить брови, закатить глаза (равнодушие); расслабиться; расширить глаза, рот открыт, руки у рта, все тело напряжено (страх, ужас); расслабиться; расширить ноздри, сморщить нос (брезгливость); расслабиться; сжать губы, прищурить глаза (презрение); расслабиться; улыбнуться, подмигнуть (радость).

3. Решение педагогических задач с вводными.

А) Каждый участник получает карточку,  на которой написано определенное чувство. Необходимо вызвать воображаемого ученика с заданным чувством, остальные участники пытаются определить эмоцию (спокойствие, ирония, доброжелательность, гнев, равнодушие, грусть, пренебрежительность, высокомерие, сочувствие, брезгливость, радость, удрученность).

Б) Каждый участник входит в воображаемый класс и привлечь к себе внимание невербальными средствами, если ученики не замечают учителя и разговаривают (остальные участники изображают учеников). При выполнении этого упражнения важно напомнить о физической и психологической безопасности.

4. Просмотр видеофильма (хорошо, если сюжет будет связан со школой и не знаком аудитории) с выключенным звуком (например, фильм «Розыгрыш», первый эпизод, 1976 г.).  Определить содержание по невербальным средствам. Вопросы к участникам: о чем был разговор?  Каковы отношения между людьми? Кто в этой ситуации хозяин положения? Кто заинтересован в продолжении контакта? Давно ли люди знакомы и динамика их взаимоотношений? Какое настроение у каждого героя?

5. Разбиться на тройки. 2 участника ведут между собой разговор невербальными средствами, а третий – супервизор – определяет характер отношений и разговора.

6. Мини – проект. Участники разбиваются на две подгруппы. Выделяют параметры невербальных средств для составления поведенческого портрета идеального учителя.  Возможные параметры:

  • манера одеваться;
  • телосложение; осанка;
  • выражение лица;
  • степень контакта глаз;
  • дистанция при общения;
  • пантомимика;
  • тон голоса;
  • особенности речи.

7. Рефлексия. Каждый участник высказывает мнение, что было легко и что тяжело, что позволил понять данный практикум.

8. Ритуал прощания. Используя невербальные средства, попрощаться с каждым участником.

ЛИТЕРАТУРА

1. Джонсон Д.У. Тренинг общения и развития: М., "Прогресс", 2001.

2. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. М., Роспедагенство, 1995.

3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль, "Академияразвития", 1997.

4. Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. М.: Институт психотерапии, 2005.