Говорят, что однажды он (Будда) взял в руку пучок сухих листьев и спросил у своего любимого ученика Ананду, есть ли кругом еще листья, кроме тех, что находятся у него в руке. Ананда ответил: "Осенние листья падают повсюду, и их не счесть" И тогда сказал Будда: "Вот так и я дал вам лишь горсть истин, но кроме них есть еще бесчисленное количество других истин и их тоже не счесть".
Дж. Неру.
Сегодня часто перед нами встает вопрос: "Всегда ли мы даем возможность нашим детям
принять самостоятельное решение, сделать определенный выбор?"
Порой такие вопросы остаются вне поля нашего зрения и забывается важность формирования умения быстро разобраться в альтернативной ситуации и быть ответственным за принимаемые решения.
Важной целью сегодняшнего российского образования признано разностороннее развитие детей, формирование у них навыков самообразования и самореализации".*
Государство признало на уровне нормативного акта непрерывность образования человека в течение всей его жизни. Действительно, способность к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий становится очень значимой.
Сегодня, когда окружающее нас общество ориентированно на западную систему ценностей, а индивидуализм, выгода, предприимчивость становятся превалирующими оценками личности, перед учителем встает задача помочь ученику прочувствовать себя значимым субъектом общества, полноценным участником политической жизни, научить ребёнка учиться осознавать, по каким законам живет мир и что оказывает влияние на ход общественной жизни.
Обществознание относится к циклу гуманитарных дисциплин, усвоение которых трудно диагностировать только путем однозначных суждений о правильности или неправильности ответов. Каждая личность ребёнка – это целый мир удивительных затаенных возможностей, способностей, а потому не менее важной при изучении этого курса является задача научить самостоятельно мыслить, аргументировано доказывать свою позицию, дискутировать, выдвигать неординарные точки зрения на проблему.
Для процесса обучения не менее важным является возможность увидеть определенный результат сформировавшихся знаний, умений, навыков ребят в процессе знакомства с основами наук.. При профессиональной диагностике учитель имеет возможность скорректировать дальнейшее обучение конкретного ребенка, помочь более способному, раскрыть свои таланты, не упустив шансов их совершенствования.
Перед учителем встает закономерный вопрос: как же проверить качество обученности ученика? На какие критерии следует особо обратить внимание?
Каждое действие учителя на уроке направлено на результат. Приступая к изучению нового курса, педагог пытается представить себе ученика, который сформируется после того, как закончится обучение. Для учителя он является идеалом, некоей абстрактной моделью ученика-выпускника школы. Каков же он? Это ученик, способный перенести полученный комплекс знаний, умений в рамки нестандартной ситуации, способный принимать самостоятельные решения, имеющий высокий уровень социализации, творческий потенциал, которые играют важную роль в становлении профессионально-грамотной личности.
Контроль за качеством усвоения учебного материала – важный элемент любого образовательного процесса. Несмотря на попытку современной российской школы отойти от оценочных показателей при характеристике знаний ученика, сложившаяся практика показывает, что представители органов управления образования обращают особое внимание на процент успеваемости, а сегодня и качества, число отличников и медалистов, забывая о том, что эти критерии не могут являться показателем эффективности труда педагогов.
Ведь их рассматривают без учета требований, которые предъявляет учитель к своим ученикам при выставлении оценок, контингента обучаемых.
Часто можно услышать замечания: "Как можно выставлять за полугодие (четверть) "5", при наличии "троек"? Но как можно высчитывать какой-то средний балл, когда ребенок старается. Все, что не получалось у него вначале, получилось в конце. Он достиг того уровня знаний и умений, который требуется на "5". Почему учитель должен ставить ему отметку ниже? Разве нужно наказывать ребенка за то, что у него не получалось ранее.
Стремление не поступать формально, создать добрую атмосферу общения с ребенком должно стать главным правилом педагога. Практика показывает, что любые формы интерактивного обучения и проведение традиционных уроков будут успешными только при выработке у учащихся положительной установки на обучение. Традиционная система отметок критикуется давно: очень трудно иногда точно оценить достигнутый уровень обученности, когда кажется, что это не "3", но и не "4". Не возможно учитывать "+" и "-" , которые в журнал не ставятся, а следовательно не учитываются. В школе учитель использует пятибалльную (на практике-четырехбалльную и даже трехбальную) систему, т. к. "единица" не ставится, а двойку "не рекомендуют" ставить.
Данная шкала позволяет оценить успешность выполнения учащимися полученных заданий, т. е. конечного результата их работы. Учитывая важность оценки результатов работы, следует помнить, что существуют и другие элементы, которые позволяют оценивать процесс изменений, осуществить индивидуальный подход и включить мотивационную часть в систему оценивания. Среди этих элементов выделяют: активность в работе (мотивация, готовность работать), работоспособность и трудолюбие (способность работать в течение длительного времени, упорство в достижении цели), творческий подход (нестандартность мышления, стремление использовать новые пути и методы), умение анализировать свои действия.
Каждый учитель "мечтает", чтобы ученик научился работать творчески, свободно решать нестандартные задачи, формировать свою собственную гражданскую позицию.
Но очень часто ученик (родители) ставит перед собой цель: запомнить как можно больше информации, превращая свою память в хранилище чужих идей, мыслей, цитат авторитетных лиц.
На сегодняшний день, кода не выработан конкретный оценочный инструментарий по курсу "Обществознание", актуальны вопросы о том, что считать результатом современного школьного образования, каковы критерии его эффективной проверки и оценки
В современном процессе оценивания в школе существует несколько проблем и сложных вопросов, которые нужно учитывать всем участникам образовательного процесса. Среди этих проблем первое место занимает субъективность и несправедливость оценки.
Не секрет, что учитель часто использует оценки в качестве карающей меры за нарушение дисциплины, оценка может зависеть от настроения учителя, внешнего вида ученика (неопрятная или вызывающая одежда), личных отношений учителя и ученика. Решение данной проблемы является одним из аргументов сторонников ЕГЭ и перехода к тестовой системе оценивания.
Вместе с тем встаёт проблема оценивания открытых тестов (в виде эссе или анализа документа) и корректности составления закрытых тестовых заданий. Тесты сужают кругозор и механизируют процесс образования, ограничивают развитие личности определёнными рамками и стандартами. Поэтому, не уменьшая значения тестирования, как формы оценки знаний учащегося , не следует придавать тестам значения панацеи в решении проблемы оценивания в школе. В самой природе тестов заложено условие,
ограничивающее сферу их применения в учебном процессе. Задания стандартной формы выявляют знание учащимися только точных, объективированных, исторических сведений, оставляя в стороне собственное, личностное отношение школьников к фактам прошлого, их рассуждения по поводу неоднозначности оценок исторических событий, их попытки самостоятельно разобраться в противоречивости взглядов и мнений. Проверка результатов обучения с помощью тестов проходит, в основном, на репродуктивном уровне, препятствует развитию развернутой устной и письменной речи, формированию широкого спектра познавательных умений и обусловленных ими логических и образных способностей, проявлению творческой индивидуальности учащихся, обретению ими собственного социального опыта. А между тем именно эта, личностная сторона познания является наиболее значимой и актуальной при изучении обществоведческих дисциплин.
Поэтому, проверка учебных результатов не может ориентироваться только на формализованные компоненты и ограничиваться тестами.
В повседневной практике работы оценка ассоциируется с проставленной в журнал отметкой за определенную работу. В справедливом оценивании заинтересованы все участники учебного процесса: ученики, (оценка напрямую отражает результат их учебного труда), Учителя, (оценивание является функциональной обязанностью педагога, а на сегодняшний день и является критерием оценки результативности труда учителя ), администрация (руководители учебного заведения заинтересованы как в статистических данных, о количестве хороших и плохих отметок, так и в оценивании всей системы работы учебного заведения), родители.
Учитывая все сказанное выше, учитель должен руководствоваться двумя принципами оценивания:
- оценивание должно основываться на поставленных целях и показывать степень успешности их выполнения;
- следует стремиться к получению максимально объективной оценки.
Для того чтобы оценка соответствовала поставленным принципам, используется несколько вариантов оценивания:
- рейтинговая оценка (учащиеся набирают рейтинговые баллы за ответы, ведение тетради, активность на уроке, которые суммируются и дают определенное место, среди всех учащихся);
- словесные оценки, которые особо выделяю тех учащихся, которые отвечающих на нестандартные вопросы, требующие сообразительности или эрудиции;
- зачетная система (текущее оценивание не проводится, а окончание темы, раздела заканчивается всесторонним опросом);
При оценивании учащихся, следует обращать внимание на следующие моменты:
- умение находить нужную информацию, различать виды информации, связывать информацию с целью поиска, суммировать информацию;
- умение подбирать факты, полученные в процессе изучения (поставить цель, задать вопрос);
- умение оценивать информацию (различать факты и вымысел, факты и мнения, сравнивать информацию, поступившую из нескольких источников);
- умение делать выводы (обобщение фактов, оценивание последовательности), умение сделать приблизительное заключение на основе фактов.
- умение передать информацию (точная творческая передача информации, с помощью устной и письменной речи);
- умение интерпретировать источники информации (ориентироваться по карте, находить нужное место, сравнивать карты и делать выводы);
- умение выстраивать хронологический порядок вещей, связывать прошлое и будущее, находить различия в периодах времени;
- умение решать проблемы (распознавать, определять проблемы, собирать факты, относящиеся к проблеме).
Таким образом, в процессе оценивания учитель комплексно развивает разнообразные способности учащихся: вербальные и лингвистические, способность к рефлексии и анализу высказываний. Особо обращается внимание на то, что эти способности нужно не только и не столько оценивать, а именно развивать в процессе оценивания, способствуя дальнейшему развитию индивидуальности.
Рассматривая проблемы оценивания в современной российской школе, необходимо обратить особое внимание на психолого-педагогические требования, которые предъявляются к организации оценочных ситуаций в учебном процессе. Они сформулированы известным российским психологом Е. Д. Божович в сборнике "Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка":
- ориентация на индивидуальную относительную норму в оценке, когда точкой отсчёта становится ученик, специфика его развития, особенности его учебной деятельности;
- оптимистический взгляд на учащихся: ожидание учебных успехов от каждого ученика, положительное подкрепление даже самого небольшого продвижения в усвоении материала;
- использование оценок как обратной связи – необходимой для ученика информации об эффективности его работы, а не как средства жёсткого контроля, давления;
- контроль не только за результатом, но и за процессом учебной работы школьника, как можно более частое использование развёрнутой содержательной оценки, данной на основе такого контроля;
- включение учащихся в оценочную деятельность, обучение их умению оценивать свою работу и работу одноклассников, совместная выработка критериев оценки, развитие самоконтроля у детей;
- эмоциональная включённость учителя, не допускающая равнодушия к ученику, поиск оптимальных форм поощрения и осторожное использование отрицательных оценок, не травмирующих ребёнка;
- создание положительного эмоционального фона оценочной ситуации независимо от того, какую оценку получает ученик
Сегодня всё больше говорят о компетентностном подходе в образовании, который не отменяет задачи развития знаний, умений и навыков, но делает ее комплексной и системной. Среди ключевых компетенций выделяют информационную, коммуникативную, социальную, гражданско-правовую, аналитическую, рефлексивно-оценочную. Компетентностный подход признан ведущим в построении гражданского образования, но несмотря на имеющийся опыт, специальные комплексные исследования, остается открытым вопрос о системе оценивания компетенций. В определенных ситуациях можно организовать наблюдение, но их оценка пока что является вопросом недостаточно изученным и дискуссионным. В системе ключевых компетенций, с точки зрения И.С. Сергеева кандидата педагогических наук Московского института развития образования, ведущими методами являются те, которые основаны на организации проектной деятельности. Перед учителем, использующим данную методику, закономерно встает вопрос: " По каким критериям оценивать проект"?
В своей практике учитель должен учитывать следующие факторы:
- значимость и актуальность выдвинутых проблем;
- корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
- активность каждого участника проекта в соответствии с учетом его индивидуальных возможностей;
- коллективный характер решений;
- творческая самостоятельность авторов проекта;
- соблюдение требований к избранному жанру;
- использование дополнительной информации;
- доказательность решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
- оформление результатов проекта;
- форма защиты проекта, речевая культура, умение отвечать на вопросы оппонентов.
В данной статье сделана попытка найти тот созидательный инструментарий, который способен всесторонне и адекватно оценить учебные достижения школьников и стимулировать их дальнейшее продвижение в личностном, заинтересованном познании окружающего мира, т.к. главная задача школы – не только подготовить ребенка к жизни, но и обеспечить ему полноценную жизнь уже сейчас, ибо полноценная, обогащающая ценностным личностным опытом жизнь "сегодняшнего дня" – лучшая подготовка к жизни "завтрашнего дня".
ЛИТЕРАТУРА
- О гражданском образовании учащихся образовательных учреждений РФ: инструктивно-методическое письмо Министерства образования № 13-51-08/13 от 15. 01. 2003.
- Образовательная система школы: проектирование, организация, развитие. /Под ред. В.А. Ясвина и В. А. Карпова. М., 2002.
- Божович Е. Д. Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка./Сборник под ред. Божович Е. Д. М.,МИРОС,1998.
- Сергеев И. С. Как реализовать компетентностный подход в обучении.//История и обществознание в школе. № 3., 2004.